<<
>>

Уровневый подход к изучению института религии

Институт религии характеризуется двумя взаимосвязанными уровнями— ценностно-нормативным и поведенческим. Первый — это совокупность верований, символов, предписаний в отношении тех явлений и предметов, которые называют священными; второй — это поведение верующих, отправления культа, содержание которого определяется имеющимися в данной религии ценностями и нормами.
Кого считать верующими? В социологии используются два типа определения критериев религиозности, которые, как правило, тесно связаны между собой. Первый тип касается самоидентификаций оп-рошенных. В соответствии с данными социологического исследования 1999 г., к верующим себя относят 40% населения, к колеблющимся — 30%, к неверующим — 22%, к атеистам — 5%, 2% опрошенных не сумели ответить на предложенный вопрос1.
Второй тип критериев предлагают сами социологи. В качестве таковых они рассматривают: знание основных догматов, молитв и Священного Писания; веру в магию, колдовство, реинкарнацию; посещение храма. По данным различных социологических исследований, верующие в этом случае составляют от 40 до 60% населения страны2.
Однако в социологической и религиоведческой литературе последних лет обсуждается вопрос о том, какую долю среди верующих составляют люди активные (или воцерковленные). К таковым относят верующих, признающих реальность религиозных догматов, регулярно совершающих обряды и вовлеченных в постоянную религиозную деятельность. Эта устойчивая социальная группа составляет лишь 3—4% населения^.
1 Старые церкви, новые верующие религия в массовом сознании постсоветской России. СПб, 2000. С. 19.
2 Синелина Ю Ю. О критериях определения религиозности населения // Социол. исслед. 2001. № 6. С 90-91.
3 Медведко СВ. Проблемы методологии современной социологии религии в России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ -аналит. бюл. 2001 № 2. С 102.
В целом исследователи религиозной ситуации в России отмечают, что пик роста религиозности населения пришелся на 1994—1996 гг. После 1996 г. наблюдается определенная стабилизация в этом отношении, несмотря на то что количество религиозных объединений увеличивается.
Говоря о поведении верующих, социологи религии обычно имеют в виду обе основные социальные общности, образующие структуру религиозной (церковной) организации: клир — служители церкви и миряне — ее рядовые члены, верующие. Взаимодействие этих социальных общностей является составной частью предмета социологии религии, развитой пока явно недостаточно, особенно в нашей стране, где только в 1990-х гг. появилась возможность для возрождения религии как социального института и ее объективного научного исследования.
Этому в значительной степени способствовало принятие Верхов-ным Советом СССР 1 октября 1990 г. закона «О свободе совести и религиозных организациях». В соответствии с ним церковь получила права самоуправления, приобретения собственности, издания печатной продукции и т.д. Ей были возвращены тысячи храмов и монастырей. Восстановление многих из них, разрушенных ранее, государство взяло под свою опеку, в том числе и такого грандиозного сооружения, как храм Христа Спасителя в Москве. Руководящие чины в центре и на местах публично демонстрируют свое новое отношение к церкви: президент стоит со свечкой в православном храме, премьер-министр закладывает первый камень в здание будущей синагоги в Москве, любое новое предприятие и сооружение обязательно освящается... Не перегибаем ли мы в очередной раз палку?
Особенно это относится к попыткам внедрить (под патронажем Министерства образования РФ и Российской академии образования) в светское образование элементы религиозного знания, что выражается в стремлении ввести в школах курс православной культуры, в открытии в государственных вузах теологических факультетов, активного участия церкви в создании молодежных и детских религиозных объединений и др. Причем речь идет лишь о православии, что может обострить отношения не только между верующими и неверующими, но и между верующими, представляющими разные конфессии1.
В целом следует отметить, что религиозное сознание и поведение становится частью духовного возрождения России. Происходит актуализация социального института религии, что отражается в росте научного интереса к нему. Проводится больше конкретных социологических исследований, издаются монографии, защищаются диссертации, посвя-
' Подробнее см.. Зборовский ГЕ, Костина Н.Б. К взаимодействию религиозного и светского образования в современных условиях // Социол. исслед. 2002. № 12.
щенные анализу актуальных проблем религии. Потребность в изучении различных сторон религиозной жизни будет, несомненно, возрастать и в связи с явлениями международного характера, особенно связанными с религиозным (прежде всего исламским) фундаментализмом.
<< | >>
Источник: Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004

Еще по теме Уровневый подход к изучению института религии:

  1. § 3. Институт религии
  2. Функции института религии
  3. Подходы к религии: К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер
  4. § 5. Социальные институты религии
  5. Закономерности формирования религии как социального института
  6. Антиномичность подходов к определению религии
  7. § 1. Подходы к изучению структуры личности
  8. Функциональный подход: определение религии Э. Дюркгейма.
  9. Социологический подход к изучению культуры
  10. Общие основы и различия теоретических подходов к социологической интерпретации религии
  11. 1. Исследовательские подходы к изучению общества и основные парадигмы современной социологии
  12. 21. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  13. Подходы к изучению социальных изменений. Концепции социального прогресса
  14. Подходы к изучению социальных изменений. Концепции социального прогресса
  15. § 1. Что такое -«политическая элита»? Основные подходы к изучению и оценке политических элит
  16. Нил ФлигстинРЫНКИ КАК ПОЛИТИКА: ПОЛИТИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К РЫНОЧНЫМ ИНСТИТУТАМ
  17. Религия и конфликт: от К. Маркса - к современнымконфликтологическим теориям религии
  18. 1.1. определение института и его функции в обществе 1.1.1. Рыночный механизм координации и институты
  19. РЕЛИГИИ ВОСТОКА: РОЛЬ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН СОВРЕМЕННОГО ВОСТОКА. ИСЛАМ
  20. Лекция N2 14 ИМПОРТ ИНСТИТУТОВ 14.1. Революционный вариант развития институтов