<<
>>

Церковь как социальный институт

Организованная религия при наличии определенных условий выражается в та кой специфической организационной форме, как церковь. Церковь характеризуется рядом признаков. В христианстве она утверждает себя как сакральное установление сверхъестественного происхождения, как мистическое "тело Христово".

Как таковая, она ведает священными институциями - "таинствами", с которыми внутренне связаны духовные дары, которые могут быть переданы верующим. Священники являются слу жителями церкви, церковь всегда есть церковь священников (хотя на разных этапах церковной истории были попытки преодолеть идею распределяющих благодать свя-щеннослужителей, но преодолена она так и не была, даже в протестантизме, провозгла-сившем идею "всеобщего священства").

Церковь всегда претендует на непогрешимость в качестве авторитета в вопросах вероучения, на эксклюзивность в этом отношении: если она является "священным ин ститутом" в мире, то рядом с ней не может быть другой церкви с аналогичными притя заниями.

Церковь выступает в своих исторических воплощениях как форма власти, гос подства, она всегда есть институт принуждения.

Мировые религии основываются как

свободные сообщества, приобщение к которым является делом свободного личного решения. Однако очень скоро они превращаются в организации, характеризующиеся эксклюзивностью и тотальностью. В последующем дети

212

верующих включаются в существующие уже при их рождении общины не по личному выбору и решению, а просто по рождению и остаются в них часто в силу инерции, без внутреннего приобщения. Преследования еретиков, инквизиция - насиль ственные средства, с помощью которых церковь стремилась обеспечить свою власть не только над телом, но и душой своих чад.

Итак, первой специфически религиозной формой организации ("религиозным сообществом") была община, в которую входили учитель и его ученики.

Здесь впервые выражена идея, - а на ней строится организация, - идея "союза", который может осуще ствляться в разных формах (в таких социологических образованиях, как община, орден, секта, церковь). Главное отличие нового типа религиозных сообществ, ранней общины исторических религий в том, что принадлежность к ним не предопределена судьбой, фактом рождения, а является делом выбора индивида, хотя бы в принципе, "по идее". В последующем восстанавливается принцип включения в общину по рождению. Но ина че быть не могло: первичные общины должны были измениться, они-то как раз не были организованы, не знали священнослужителей, были не формой господства, власти, но общинами любви. Эти общины характеризовались спонтанностью проявлений веры: " дух веет, где он хочет", - а это возможно при минимуме организованности религиоз ной жизни. Там, где царит дух, там не нужны организационные формы. Но когда жиз ненный порыв, энтузиазм веры улетучивается, возникает необходимость в организа ции, объединяющей, руководящей, направляющей "жизнь духа" в определенное русло, облекающей ее в организационную форму. Чтобы сохранить духовное наследие осно вателя, его нужно закрепить в твердо фиксированных понятиях и доступных массовому пониманию воззрениях. Так возникает "учение" в отличие от возвещения, откровения основателя религии: живое слово уступает место рационализации, интеллектуалисти- ческой обработке верований, религиозного опыта. Разные варианты такой интерпрета ции создают основу образования разных сообществ даже в пределах одной и той же религии, появляются конфессии. Складывается традиция, и появляется духовенство как ее хранитель и посредник в передаче религиозного наследия. Возникает феномен орга-низованной религии, появляется религиозная организация, в том числе такого типа, как церковь.

Ранние христианские общины уже называли себя церковью, но тогда это поня тие обозначало иную социологическую структуру, чем в последующую эпоху. Перво начально это просто назва-

213

ние христианских общин, о членах которых в Новом Завете говорится: "Они ос тавались в учении апостольском, и в общине, и в преломлении хлеба, и в молитве".

Здесь перечислены все элементы, образующие церковь как первохристианскую общи ну: учение, община, совместная молитва, сакральный праздник общины - совместная трапеза. Учение, пение и совместная молитва перешли из синагогальной богослужеб ной традиции, общинный же ритуал совместной трапезы имеет аналог в эллинистиче ских мистических братствах. Первоначально действительная трапеза во II в. становится символическим действием и в конце концов приходит к идее мессы как бескровному воспроизведению жертвы Христа.

Эта социологическая структура ранней христианской общины была преобразо вана ап. Павлом. Ранняя община объединяла входивших в нее верой в Христа. Перво

начально церковь - это христианская община как избранный Богом народ, т.е. сообще-ство людей, ожидающих конца этого мира и наступления царства их Господа и свер шения его обещаний. "Церковь" в этом смысле есть частица "Царства Божьего" уже здесь, на земле, находящаяся под водительством Божьим; это не только невидимая ду ховная общность верующих, но и вполне зримая величина, реально существующая ор ганизация верующих христиан. Благодаря ап. Павлу понятие церкви приобретает новое значение: появившиеся в разных местах христианские общины Павел называл также "экклезиа" (в пер. с греч. - "народное собрание"), имея в виду и обозначая этим поняти ем собрание всех христиан, живущих в одном месте, собирающихся время от времени в одном помещении, - людей, преисполненных "духом Христовым". Все вместе такие общины, мистически связанные духом Христа, образуют церковь как "тело Христово", в которую входят совершением обряда крещения и пребывают через причастие, вкушая "тело Господне".

Эта исходная модель христианской церкви изменилась сравнительно мало, ее основные характеристики: территориальный принцип построения, который полное зна чение получил с конца III столетия; внутреннее разделение функций и образование ие рархии; правила, регулирующие "акт приема", появления новых членов; своя юрисдик ция и нормы, регулирующие отношения с внешним миром.

Последний момент очень важен: входя в христианскую общину, индивид не выключается из всей совокупности существующих общественных отношений, т.е. той социальной жизни, которой живут нечлены христианской общины (в той мере, в какой эти отношения не являются рели-гиозно и

214

морально предосудительными подобно проституции, ростовщичеству и т.п.). Тем самым возникает определенная двойственность положения христианина, обязанно го проявлять двойную лояльность - к гражданским обязанностям и религиозным. Эта двойная лояльность всегда таит в себе возможность конфликта, противоречия, в основе которых - притязания церкви на эксклюзивность и тотальность, притязания, свойствен ные религиозной организации как таковой.

Однако возможен и другой тип организации религии, церковь образуется не во всех религиях спасения. Так, в исламе, хотя дело шло к образованию церкви, перед по бегом в Медину Мухаммед сплотил вокруг себя группу последователей. Не произошло образования церкви в силу особенностей дальнейшего распространения ислама. Уже будучи в Медине, пророк заключил договор с несколькими племенами, которые приня ли новую веру, так что эта вера стала составной частью культуры этих племен и дальше распространялась путем расширения их влияния и распространения областей их гос подства, т.е. экспансии власти исламизированных арабских племен. Завоевываемые области становились частью Уммы, исламизировались.

На первых порах в Мекке образовалась настоящая религиозная община, членов которой объединяли лишь чувство зависимости от Аллаха и харизматический лидер: " Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по его милости братья ми!" [Сура 3, 98]. Однако в Медине характер ислама изменился - религиозная община трансформировалась в политическое образование, чтобы потом, при первых халифах, превратиться в мирское сообщество-государство. Черты настоящей религиозной общи ны присущи местным объединениям мусульман (особенно пятничным богослужениям, в которых должно участвовать не менее 40 верующих и которые складываются из со вместной молитвы и проповеди, т.е. имеют тот же вид, что и иудаистское или христи анское богослужение).

В социологии религии наиболее исследована организация христианской религии - церковь, ее роль в качестве социального института. Церковь - человеческая организа ция. Цели существования и деятельности церкви, как она их сама понимает, выходят за рамки земной ситуации человека (спасение души и обретение вечного блаженства), позволяют объединять людей чем-то большим, чем только межчеловеческие связи, ус танавливаемые ею отношения - это отношения мистического единения в Боге.

Но церковь складывается не только из отношения людей к Богу, но и из отноше ний между людьми. Ее члены - люди, и организационные структуры и проблемы церк ви в значительной степени те же, что и организационные проблемы нерелигиозных объединений. Социология религии рассматривает церковь в понятиях социологии ор ганизаций. Подобно другим организациям, церковь имеет определенную структуру - сложившуюся модель отношений. Люди создают структуры, стремятся рутинизировать свою деятельность, чтобы иметь возможность концентрироваться на самом главном. Каждое человеческое сообщество, каким бы малым или большим оно ни было, создает определенные образцы поведения. Критическая для всех сообществ проблема заключа ется не в том, может ли оно существовать без институциональных структур, а в том, может ли оно создать структуры, которые не превращали бы себя из средства - в цель.

Особенности стиля деятельности организованных структур зависят от характе ристик культуры, в рамках которой существует данная структура, а также решаемых ею задач. Одна из важнейших проблем церкви как религиозной организации обуслов лена тенденцией канонизировать однажды сложившиеся образцы отношений, оправ данные для определенных ситуаций, но не отвечающие изменившимся условиям.

Каждая организованная система должна решать задачи, к которым относятся ха рактер взаимоотношений с окружающим миром, взаимодействие с изменяющейся сре дой своего существования, в ходе которого она всегда стремится, насколько это воз можно, сохранить свою идентичность. Поскольку оказывается, что это взаимодействие невозможно обеспечить, сохраняя принципы организации неизменными, существует опасность слишком большой приспособляемости, которая чревата утратой идентично сти. И напротив, организация может утратить значение в изменившемся обществе, пы таясь слишком жестко пресекать любые изменения, соответствующие требованиям среды, избегать любых компромиссов. Эти две крайности применительно к религиоз ной организации можно идеально типически обозначить как "церковь" и "секта".

<< | >>
Источник: Гараджа В. И.. Социология религии. 2005

Еще по теме Церковь как социальный институт:

  1. § 3. Институт государстваПонятие государства как социального института
  2. Особенности семьи как социального института
  3. Глава 3 Институт как социальная организация
  4. История бюрократии как социального института.
  5. 22. ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
  6. История бюрократии как социального института
  7. Закономерности формирования религии как социального института
  8. Глава 1 Сущность и функционирование социальных институтов 1.1. Что такое социальные институты
  9. Социальное партнерство как институт рыночной экономики
  10. 2. Церковь как канал вертикальной циркуляции.
  11. § 2. Структура и функции социального институтаСтруктура социального института
  12. § 3. Социально-исторические типы социальных институтов
  13. Глава IX. Социальные институты: сущностьи социальные эффекты (последствия)
  14. 22. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  15. Социальный институт
  16. § 1. Понятие социального института
  17. ТЕМА 13 Церковь феодального времени Процессы интеграции и дезинтеграции в социально-политической жизни Европы. Культура феодальной эпохи
  18. Глава 4. Социальные институты
  19. Социальные институты
  20. Общество и социальные институты