<<
>>

§ 2. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции

Для того чтобы деятельность Актора была предсказуема для партнеров (что является основой социальной жизни), необходимо, чтобы: • его устремления, цели, идеалы, критерии оценок были направлены в нужном для общества направлении.

Соответственно, механизм социальной регуляции должен формировать определенные личные побуждения, индивидуальные цели, ориентации, склоняю-щие людей к ожидаемому поведению;

его реальные социальные действия (а не просто помыслы и устремления) соответствовали ожиданиям партнеров. Соот ветственно, механизм социальной регуляции обязан указы вать человеку, что он должен делать, что желательно, что бы он сделал, а чего он ни в коем случае не должен делать;

Актор ясно осознавал, что общество, его партнеры не оста нутся безучастными к его практическим действиям и будут стремиться поощрить или заставить его вести себя опреде ленным образом, чтобы тем самым гарантированно обеспе чить надлежащее поведение Актора. Соответственно, меха низм социальной регуляции должен включать функции внеш него отслеживания и реагирования общества на поведение индивида, принуждать Актора к тем действиям, которые от него ожидаются, и тем самым восстанавливать (в том числе силой) желательный ход действий.

Итак, внутренняя логика социальных взаимодействий объединяет ценностно-ориентационный, нормативно-практический и контрольно-восстановительный компоненты в единый механизм социальной регуляции.

Как уже отмечалось, ценности, являясь своеобразным критерием оценки реальных явлений социальной жизни, обосновывают идеалы, цели реального развития, определяют отношение Актора к событиям окружающего мира.

Например, можно предположить, что человек, для которого свобода является одной из приоритетных ценностей, будет: а) искать условия, в которых ему может быть предоставлена эта свобода; б) испытывать неудовлетворенность там, где существенно ограничена его свобода; в) формируя взаимоотношения в социуме, считать для себя неприемлемой утрату свободы, пусть и компенсированную другими благами, но для него менее значимыми; г) стремиться изменить систему социальных связей или прекратить не предоставляющие ему свободу социальные взаимоотношения; д) ценить свободу другого человека; е) стремиться к установлению прочных свя-

403

зей с теми, кто разделяет его приверженность к свободе; ж) стремиться к объединению с теми, кто разделяет ценности свободы, для того чтобы отстоять эти ценности в возможном конфликте с теми, кто ими пренебрегает.

Приведенный пример свидетельствует о своеобразии и ограниченности ценностей как инструмента социальной регуляции.

Ценность должна быть внутренне принятой, осмысленной, ее нельзя заучить, навязать насильно. В этом преимущество ценно сти для личности, но и ее рискованность, ненадежность для обще ства.

Ценность лишь указывает на желательное, предпочтительное для данного человека в данной социальной обстановке.

В нашем предыдущем примере человек, не нашедший условий, в которых ему будет предоставлена эта свобода, скорее всего, смирится с дан ной ситуацией, хотя и будет испытывать дискомфорт и действовать без особого энтузиазма.

Иными словами, между ценностью, которая усвоена человеком «в мыслях», «в сознании», и его практическими действиями может наблюдаться ощутимый разрыв.

Это разрыв между предпочитаемым, желательным для человека и его практическими действиями, которые составляют решающее основание социальной жизни. Практические действия в одних случаях могут соответствовать ценностям, а в других случаях быть вынужденными, принуждаемыми обстоятельствами, принятыми в этой среде, не в полной мере соответствующими ценностям индивида.

Следовательно, ценности — это мир внутренних устремлений, ориентации, которые воплощаются в жизнь посредством сложной противоречивой системы опосредовании.

• Ценность предопределяет общую стратегическую направлен ность, ориентированность жизнедеятельности. В нашем предыду щем примере человек, не нашедший условий, в которых ему была бы предоставлена свобода, все равно будет искать условия, где эта свобода возможна, «исподволь» будет стремиться к реализации этой ценности — до тех пор, пока он будет считать ее приоритетной.

Таким образом, ценности как регулятор обладают рядом пре имуществ, но и некоторой умозрительностью, рискованностью.

<< | >>
Источник: Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. Общая социология: Учебное пособие Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева . — М.: ИНФРА-М,2000. — 654 с. — (Серия «Высшее образование»).. 2000

Еще по теме § 2. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции:

  1. Глава XVII. Основные структурные элементы культуры. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения в современном обществе
  2. § 4. Социальная регуляция поведения личности в обществе
  3. § 2. Основные социально-исторические типы социокультурной регуляции
  4. § 3. Принципы регуляции социальных взаимодействий
  5. Глава VII. Социальные взаимодействия:их разновидности и принципы регуляции
  6. Нормативно-правовые аспекты деятельности Фонда социального страхования РФ. Его роль и задачи в реализации социального страхования и обеспечения
  7. § 4. Механизм социального контроля
  8. Ценностное отношение
  9. 2. Механизм социального партнерства
  10. 72. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА И ЕГО СТАДИИ
  11. § 1. Социальные механизмы воспроизводства стратификационной структуры общества
  12. Стабильность социальной системы и ее механизмы
  13. Социальные механизмы заполнения рабочих мест.
  14. 7.2. Социальная мобильность, ее формы и механизм реализации
  15. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ГЕНЕЗИС И МЕХАНИЗМ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
  16. § 2. Каналы, механизмы и факторы социальной мобильности