<<
>>

Три способа утвердить свое отличие

Основная оппозиция между вкусом к роскоши и вкусом к необходимому приобретает свою специфику при помощи стольких оппозиций, сколько существует различных способов утвердить свое отличие по отношению к рабочему классу и к его примитивным потребностям или, другими словами, возможностей, позволяющих держать необходимость на расстоянии.
Так, у господствующего класса можно, для упрощения, выделить три структуры потребления, распределенные по трем основным статьям: питание, культура и внешность или представительские расходы (одежда, уход за кожей, косметические товары, обслуживающий персонал). Эти структуры, подобно структурам их капитала, приобретают полностью противоположные формы у преподавателей и у про-мышленников или крупных коммерсантов (см. табл. 1). Так, для последних характерны высокие расходы на питание (более 37% бюджета), очень небольшие культурные расходы и средние расходы на уход за внешностью и представи-тельские нужды. Первые же, чьи совокупные расходы в среднем ниже, тратят меньше на питание (относительно меньше, чем рабочие), имеют ограниченный бюджет на уход за внешностью и представительство (с весьма высокими рас-ходами на здоровье) и относительно много тратят на культуру (книги, газеты, спектакли, спорт, ифушки, музыку, радио и проигрыватель).

Таблица 1

Структура расходов преподавателей, представителей либеральных профессий, промышленников и крупных коммерсантов Преподаватели Либеральные профессии Промыш и кр> комме ленники

тшые

рсанты Франки % Франки % Франки % Питание* 9969 24,4 13956 24,4 16578 37,4 Внешность" 4912 12.0 12680 22,2 5616 12.7 Культура"" 1753 4,3 1298 2,3 574 1,3

В том числе питание в ресторане или в столовой.

** Одежда, обувь, ремонт и чистка, косметические товары, парикмахер, домашняя прислуга.

Книги, газеты, канцтовары, пластинки, спорт, игрушки, музыка, спектакли.

И тем и другим противопоставлены представители либеральных профессий, расходующие на питание такую же часть бюджета, что и преподаватели (24,4%), при гораздо более высоких совокупных расходах (57 122 франка вместо 40 884 франков), и чьи расходы на внешность и представительские нужды намного выше, чем у остальных групп, особенно если сюда добавить расходы на прислугу, в то время как их расходы на культуру ниже, чем у преподавателей (и даже ниже, чем у инженеров и высших управленческих кадров, располагающихся где-то между преподавателями и либеральными профессиями, хотя все же ближе к последним почти по всем типам потребления).

Мы можем уточнить систему различий, внимательно рассмотрев распределение расходов на продукты питания.

По этому пункту промышленники и коммерсанты коренным образом отличаются от представителей либеральных профессий и еще больше, от преподавателей по причине того внимания, которое они уделяют мучным изделиям (особенно, выпечке), винам, консервированному мясу, гусиной печени, дичи и, напротив, небольшого значения, придаваемого мясу и свежим фруктам и овощам.
Преподаватели, чьи расходы на питание имеют почти ту же структуру, что и у офисных служащих, тратят больше, чем все другие группы, на хлеб, молочные продукты, сахар, варенье, безалкогольные напитки, меньше на вина и алкоголь и заметно меньше, чем члены либеральных профессий, на дорогие продукты — мясо (и особенно на самое дорогое, такое, как баранина и ягнятина), свежие фрукты и овощи, рыбу и морепродукты. Что касается либеральных профессий, они отличаются в основном тем, что расходуют значительную часть бюджета на дорогие продукты, в част-ности на мясо (18,3% расходов на питание) и особенно на самые дорогие его виды (телятину, баранину, ягнятину), а также на свежие фрукты и овощи, рыбу и морепродукты, сыры и аперитивы .

Итак, по мере движения от рабочих к руководителям промышленных и торговых предприятий — через цеховых мастеров, ремесленников и мелких коммерсантов — экономические ограничения все более ослабляются, в то время как остается неизменным фундаментальный принцип потребительских предпочтений: оппозиция, противопоставляющая две крайности, устанавливается, таким образом, между бедным и богатым (нуворишем), между «жратвой» и «обжорством»; при этом потребляемая пища становится все более богатой (одновременно по цене и калорийности) и все более тяжелой (дичь, гусиная печень). Напротив, вкус представителей либеральных профессий или высших управленческих кадров определяет вкус рабочих через его отрицание, как вкус к тяжелому, жирному, грубому, ориентируясь на легкое, изысканное, утонченное (см. табл. 2): отсутствие стесненности в средствах сочетается здесь с усилением социальной цензуры, запрещающей грубость и полноту в пользу изысканности и стройности. Вкус к редкой и аристократичной пище соответствует традиционной кухне, часто использующей дорогие или редкие продукты (свежие овощи, мясо и т.д.). Наконец, преподаватели, обладая большим культурным, нежели экономическим, капиталом, отличаются аскетическим типом потребления во всех областях и стремлением к оригинальности с наименьшими экономическими издержками, что приводит их к экзотике (итальянская, китайская кухня и т.д.) и кулинарному популизму (крестьянские блюда), почти сознательно противопоставляют себя богатым (нуворишам) с их обильной пищей, продавцам и потребителям «обильной еды» («вгозхе Ъои(Те»), тем, кого иногда называют «шишками» («2Г08» ), толстыми физически и грубыми духовно, владеющими экономическими средствами, достаточными для того, чтобы утверждать с высокомерием, воспринимаемым как «вульгарность», свой стиль жизни, который остается все же очень близким стилю жизни низших классов в том, что касается культурного потребления и экономической структуры потребления.

Таблица 2 Показатели Преподаватели Высшие кадры Либеральные профессии Инженеры Промышленники и крупные коммерсанты Среднее количество человек в семье 3,11 3,6 3,5 3,6 3.6 Средние совокупные расходы на семью, франки 40844 52156 57122 49822 44339 Средние расходы на питание на семью, франки 9969 13158 13956 12666 16578 Расходы на питание, % от совокупных расходов 24,4 25,2 24,4 25,4 37,4 Средние расходы, франки и % от совокупных расходов на питание Франки % Франки % Франки % Франки % Франки % Мучные изделия, в том числе: 865 8,7 993 7,5 1011 7,2 951 7,5 1535 9,2 хлеб 322 3.2 347 2,6 326 2,3 312 2,5 454 2.5 кондитерские изделия, сухари 452 4,5 552 4.1 548 4,0 539 4.2 989 5.6 рис 16 0,2 27 0.2 33 0,2 28 0,2 29 0,1 макаронные изделия 35 0,3 32 0,2 62 0.4 41 0,3 33 0.1 мука 40 0,4 35 0,2 41 0.3 31 0,2 28 0,1 Овощи, в том числе: 766 7,7 1015 7,7 1100 7,9 899 7,1 1222 7,4 картофель 81 0,8 94 0,7 95 0,7 98 0,7 152 0,8 свежие овощи 555 5,6 729 5,5 811 5.8 647 5,1 915 5,1 консервированные и сухие овощи 131 1.3 191 1,4 216 1,5 154 1,2 153 0,8 Фрукты, в том числе: 632 6.3 871 6,6 990 7,2 864 6,8 877 5,2 свежие фрукты 295 2,9 405 3,1 586 4,2 424 3,3 547 3,1 цитрусовые, бананы 236 2.4 343 2.6 303 2,2 324 2.5 256 1,4 сухофрукты, конфитюры 102 2,0 122 0.9 98 0,7 116 0,9 73 0,4 Свежее мясо: 1556 15,6 2358 18,0 2552 18,3 2073 16,4 2323 14,0 говядина 814 8,1 1291 9,8 1212 8,7 1144 9,0 1273 7,2 телятина 335 3,4 452 3,4 630 4,5 402 3,1 377 2,3 баранина, ягненок 156 1,6 315 2,3 438 3,2 242 1,9 390 2,2 Структура потребления продуктов питания в различных группах господствующего класса

Продолжение табл.

2 Показатели Преподаватели Высшие кадры Либеральные профессии Инженеры Промышленники и крупные коммерсанты Средние расходы, франки и % от совокупных расходов на питание Франки % Франки % Франки % Франки % Франки % конина 31 0,3 49 0,3 31 0,2 37 0,3 94 0.5 свинина 221 2.2 251 1,7 239 1.7 247 1.9 187 1,3 Колбасные изделия 634 6,3 741 5.6 774 5,5 705 5.6 812 4,9 Мясные консервы 336 3,4 350 2.6 233 1,7 310 2.4 1362 8,0 Рыба, ракообразные, ракушки 336 3,4 503 3,8 719 5.1 396 3,1 588 3,5 Птица 235 2,3 311 2,4 399 2.8 310 2.4 333 2.0 Кролик, дичь 36 0,3 97 0,7 148 1.1 189 0,7 289 1,7 Яйца 149 1,4 172 1,3 190 1.4 178 1,4 185 1,1 Молоко 299 3,0 271 2,0 249 1,8 287 2,3 309 1,9 Сыры, йогурты 692 6,9 776 5.9 843 6.0 785 6.1 1090 6,5 Жиры, в том числе: 399 4,0 564 4,3 525 3,8 504 4,0 551 3,3 масло 320 3.2 408 3,1 379 2,7 371 2.9 405 2.4 растительное масло 66 0,6 136 1,0 132 1,0 103 0,8 112 0,6 маргарин 12 0,1 17 0,1 12 0,1 29 0,2 19 0.1 свиное сало 1 — 2 — 1 — 1 — 13 0,1 Сахар, сладости, какао 304 3,0 395 3,0 265 1.9 327 2,6 407 2.4 Алкоголь, в том числе: 711 7.1 1365 10,3 1329 9.5 937 7,4 2218 13,4 вино 457 4.6 869 6.6 899 6.4 392 3,1 1881 11.8 пиво 82 0.8 91 0,7 40 0.3 184 1,4 93 0,5 сидр 13 0,1 12 — — 8 — 5 — аперитивы, ликеры и т.п. 157 1,6 391 3.0 389 2.8 352 2,8 237 1,4 Безалкогольные напитки 344 3.4 342 2.6 267 1,9 295 2,3 327 1.4 Кофе, чай 152 1,5 215 1,5 291 2,1 178 1,4 298 1,8 Еда в ресторане 829 8,3 1863 13.0 1562 11,2 1372 10,8 1179 7,1 Еда в столовой 745 7,5 562 4,0 221 1.6 773 6,1 299 1.8 Разное 264 2,6 379 2.7 258 1,8 432 3,4 324 1,9

Само собой разумеется, что невозможно изолировать потребление продуктов питания от стиля жизни в целом. Предпочтения в области блюд (о которых статистическая потребительская корзина дает очень приблизительное представление, особенно на том уровне неопределенности, на котором они предоставляются статистикой) ассоциируются, посредством способа их приготовления, со всеми представлениями об устройстве домашнего хозяйства и разделением труда между полами.

Например, склонность к тушеным блюдам (горшочек с тушеной говядиной и овощами, рагу, тушеное мясо), приготовление которых требует много времени и внимания, связана с традиционным представлением о роли женщины. Таким образом, в этом вопросе особенно ярко проявляется контраст между низшим классом и доминируемыми группами господствующего класса, где женщины, чья работа имеет высокую ценность на рынке труда (что, безусловно, объясняет их более высокое мнение о своей роли), желают посвящать большую часть своего времени заботе о детях и передаче культурного капитала, а также склонны ставить под сомнение традиционное распределение ролей между полами. Стремление к экономии времени и сил на приготовление еды сочетается здесь со стремлением к легкости и малокалорийности продуктов, что выражается в предпочтении, отдаваемом мясу, жаренному на филе, сырым овощам и фруктам (салатам), а также быстрозамороженным продуктам и готовым блюдам, йогуртам и другим молочным продуктам — всему тому, что является антиподом блюд народной кухни, наиболее типичное из которых представляет собой тушеное мясо с овощами [ро1-аи-Геи], готовящееся из дешевого, пригодного лишь для варки мяса — в противоположность жаренному на филе или запеченному. Это низший способ приготовления, требуюший особенно много времени. Не случайно этот тип кухни — ведь говорят о женщине, посвящающей себя целиком домашнему очагу, что она «ро1-аи-Геи» — является символом подчиненного положения женщины и разделения труда между полами, так же как тапочки, надеваемые перед ужином, символизируют незначительность роли мужчины.

Именно мелкие предприниматели в промышленности и торговле, являющиеся воплощением «обывателя», традиционно презираемого в среде «худож-ников», чаще других (60%) признаются, что надевают перед ужином тапочки, в то время как представители либеральных профессий и высшие кадры более других склонны отвергать этот мелкобуржуазный символ (35% из них говорят, что никогда их не носят). С другой стороны, тот факт, что работницы и крестьянки особенно часто носят тапочки, свидетельствует, без сомнения, об их отношении к телу в целом, манере одеваться и преподносить себя, которые являются следствием замыкания на доме и на домашнем хозяйстве (например, известно, что жены ремесленников или коммерсантов и рабочих чаще, чем дру-гие, говорят о том, что в своем выборе одежды преимущественно руководствуются тем, чтобы нравиться своему мужу).

Предпочтения в сфере питания зависят также от представлений того или иного класса о теле и о воздействии, оказываемом пищей на тело, т.е. на его силу, здоровье и красоту, а также от категорий, которые он использует для оценки этих воздействий; при этом некоторые из них могут иметь значение для одного класса и не приниматься в расчет другим. Так, различные классы могут устанавливать совершенно различные иерархии таких воздействий: рабочие, уделяющие больше внимания физической силе тела (мужского), чем его форме, имеют тенденцию потреблять продукты одновременно дешевые и сытные, в то Время как члены либеральных профессий отдадут свое предпочтение продуктам вкусным, полезным для здоровья, легким и не полнящим. Как классовая культура, ставшая натурой (т.е. инкорпорированная), запечатленная в теле, — вкус участвует в формировании тела класса. Являясь инкорпорированным принципом классификации, который управляет всеми формами инкорпорирования, вкус выбирает и преобразует все, что тело поглощает, переваривает, усваивает, физиологически и психологически. Из этого следует, что тело есть наиболее неопровержимая объективация вкуса того или иного класса, который может обнаруживаться разными способами: прежде всего в самом естественном, что есть во внешности, т.е. в размерах (объем, рост, вес и т.д.) и в формах (круглых или угловатых, жестких или гибких, прямых или согнутых и т.д.), где тысячью разных способов выражается отношение к телу, иначе говоря, манера обращаться с телом, ухаживать за ним, насыщать, поддерживать — манера, в которой проявляются наиболее глубинные диспозиции габитуса. Именно предпочтения в сфере питания, которые могут сохраняться даже вне социальных условий их производства (как в других областях — акцент, походка и т.п.), а также, безусловно, связанные с ними телесные навыки в работе и в отдыхе определяют распределение телесных свойств между классами.

Социальное определение надлежащего питания опосредовано не только полуосознанным представлением о приемлемом телосложении, и в особенности о его толщине или худобе. На более глубоком уровне, это целая телесная схема [зсЬёта согроге1], и в частности манера держать себя во время еды, лежащая в основе отбора некоторых блюд. Так, например, если в среде рабочего класса рыба считается едой, не слишком подходящей для мужчин, то не только потому, что это легкая пища,, которая не насыщает и которую готовят только из гигиенических соображений, т.е. для больных и для детей; но и потому, что она вместе с фруктами (исключая бананы) принадлежит к категории тех дели-катных вещей, с которыми не могут управиться руки мужчины и перед которыми он оказывается беспомощным как ребенок (женщина, принимая роль матери, возьмется разделать рыбу на тарелке или почистить грушу). Главная же причина в том, что рыбу требуется есть таким образом, который во всем противоречит собственно мужской манере: сдержанно, небольшими кусочками, слегка пережевывая, используя переднюю часть рта, на кончиках зубов (из-за рыбьих костей). Вся мужская идентичность — то, что называют мужественностью — ставится под вопрос в этих двух манерах есть: первая — кончиками губ и небольшими кусочками, как женщины, только которым и подходит ковыряться в тарелке; вторая — полным ртом, всеми зубами и большими кусками, как подобает мужчинам. Точно так же, полностью гомологично манере есть, мужская идентичность оспаривается в манере говорить: одной лишь передней частью рта или всем ртом и особенно гортанью и горлом (в соответствии с противопоставлением рта: тонкий рот, сжатый рот или поджатые губы — и глотки: луженая глотка, горланить, «заткни глотку!» и т.п.). Эта оппозиция обнаруживается во всех телесных практиках и особенно в самых на вид незначительных, которые в этом качестве могут служить памяткой, хранящей самые глубинные ценности группы, ее наиболее фундаментальные «верования». Было бы несложно показать, что, к примеру, бумажные салфетки «Клинекс», требующие, чтобы к носу прикасались деликатно, не нажимая и прочищая словно бы один его кончик при помощи серии коротких выдохов, так относятся к большому хлопчатобумажному носовому платку, в который выдыхают резко и шумно, щуря от усилия глаза и крепко сжимая нос пальцами, как сдержанный в своих зрительных и звуковых проявлениях смех относится к смеху во все горло, когда смеются всем телом, наморщив нос, широко открыв рот и сделав глубокий вдох («я сложился пополам»), как бы для того, чтобы максимально преувеличить опыт, который невозможно удерживать в себе уже хотя бы потому, что им необходимо поделиться, а значит, ясно его продемонстрировать другим. Практическая философия мужского тела как державы, большой, сильной, имеющей огромные, настоятельные и грубые потребности и утверждающей

Деликатесное постное

Утонченное легкое

Говядина

Рыба

Фрукты

Жаренное на гриле сырым

да,:

ш

л п

Здоровое Натуральное-сладкое Йогурт Изысканное Экзотическое

Сытное

Крепкое-жирное-соленое

Острое

Вино-алкоголь

культурный капитал +

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ + СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ + СТАТУС ? Потребление пищевых продуктов - потребление культурных продуктов +

Фруктовый сок Варенье, джем Замороженные продукты

Аперитивы

Кондитерские изделия

КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ + ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ + СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ +± СТАТУС ? потребление пищевых продуктов • потребление культурных продуктов +

Копбасы Свинина Ро1-аи-1еи Хлеб

Соленое-жирное-тяжелое-крепкое-тушеное Дешевое-питател ьное

КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ - СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ +± СТАТУС ?

"'я- 'v:.'

Рис. 2. Пространство потребления пищевых продуктов

КХ111 н

себя во всей мужской манере держать себя и, в частности, в отношении еды, также лежит в основе разделения пищи между полами, разделения, признанного как в практиках, так и в дискурсе обоими полами. Мужчинам надлежит пить и есть больше, к тому же пищи более основательной, соответственно их образу. Так, аперитив будет предложен мужчинам дважды (а по праздникам даже больше) и в больших стаканах, наполненных до краев (своим успехом «Рикар» или «Перно», без сомнения, во многом обязаны тому факту, что речь идет о напитках одновременно крепких и обильных, которые пьются не «наперстками»), а легкую закуску (соленое печенье, арахис) они оставят детям и женщинам, выпивающим не больше одного бокала («чтобы не упасть») аперитива их собственного приготовления (рецептами которых они обмениваются). Так же и в том, что касается закусок, колбасы предназначены скорее для мужчин, как позднее и сыр (в особенности сильный), в то время как свежие овощи и фрукты (например, салат) оставляются для женщин: каждый положит себе добавки соответствующего блюда или разделит его остатки. Мясо, пища в высшей степени насыщающая, укрепляющая и дающая силу, бодрость, здоровье, разгоняющая кровь, — это блюдо для мужчин, которое они съедают с добавкой, тогда как женщины кладут его себе немного, что, однако, не означает, что они в буквальном смысле чего-то лишают себя — им действительно не хочется того, чего может не хватать другим, и прежде всего мужчинам, которым полагается есть мясо по определению. За счет этого женщины приобретают некое моральное преимущество, хотя на деле и не ощущают себя лишенными чего-либо. Более того, им не кажется вкусной мужская еда, которая, как считается, может быть вредной для женщин, если ее употреблять в больших количествах (например, от неумеренного потребления мяса «закипает кровь», появляется ненормальная сила, высыпают прыщи и т.д.), и даже может вызывать некоторое отвращение.

Различия в строении тела усилены и символически акцентированы различием в осанке, в манере держать и вести себя, в которых наиболее полно выражается отношение к социальному миру. К этому добавляются намеренные изменения внешности, в частности при помощи различных косметических ухищрений (прическа, макияж, борода, усы, бакенбарды и т.п.) или при помощи предметов одежды, которые, благодаря инвестированным в них экономическим и культурным ресурсам, в такой же степени являются социальными знаками, приобретая свои значение и ценность в соответствии с положением в системе отличительных знаков, которую они образуют и которая гомологична системе социальных позиций. Будучи носителем знаков тело также производит знаки, сущность которых определяется общим отношением к телу. Так, повышенное значение, придаваемое мужественности, может детерминировать особенности произношения низших классов — через особую манеру открывать рот во время разговора или постановку голоса. Являясь продуктом социального, тело, это единственное ощутимое проявление «личности», обычно воспринимается как самое естественное выражение внутренней природы: не существует собственно «физических» признаков, и цвет, и слой губной помады или черты мимики, так же как форма лица или рта, немедленно прочитываются как показатели «нравственного» облика, который может быть социально охарактеризован как «вульгарный» или «благородный», естественно «дикий» или от природы «культурный». Знаки, составляющие воспринимаемое тело, эти плоды собственно культурного производства, влекущие за собой различие между группами по уровню культуры, т.е. по дистанции от «природного естества», сами представляются врожденными. То, что называют умением держать себя, иными словами, легитимная манера держать свое тело и представлять его, стихийно воспринимается как признак высоких моральных качеств, в противоположность «естественному» облику тела как признаку распущенности, преступного забвения долга.

Так обрисовывается пространство тел различных классов, которое, за исключением биологических случайностей, стремится воспроизвести в своей спе-цифической логике структуру социального пространства. И следовательно, неслучайно, что телесные свойства оцениваются с помощью социальных систем классификации, которые не являются независимыми от распределения этих свойств между социальными классами: существующие таксономии стремятся противопоставить и проранжировать свойства, чаще встречающиеся у господ-ствующих классов (т.е. самые редкие) и наиболее частые у подчиненных классов . Социальное представление о собственном теле, с которым от рождения должен считаться каждый агент, чтобы выработать свое субъективное представление о своем теле и свой телесный экзис, приобретается, таким образом, путем применения системы социальной классификации, в основе которой лежит тот же самый принцип, что и в случае социальных продуктов, к которым она применяется. Так, тело всегда получало бы оценку, строго соответствующую положению его владельца в структуре распределения других фундаментальных свойств, если бы логика биологической наследственности не была автономной по отношению к логике социальной наследственности и иногда не наделяла бы самых обездоленных в иных отношениях [индивидов] наиболее редкими телесными свойствами — например, красотой (о которой иногда говорят «роковая», так как она угрожает иерархии) — и если бы, напротив, биологическая случайность иногда не лишала бы «великих» и всемогущих таких телесных атрибутов, соответствующих их положению, как высокий рост или красота.

<< | >>
Источник: Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др.. Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),2004. — 680 с.. 2004

Еще по теме Три способа утвердить свое отличие:

  1. Где лукавит франчайзер, или Три способа франчайзи избежать разочарований
  2. Не скрывайте свое название
  3. Обновите свое сознание
  4. ТЕСТ «ОЦЕНИТЕ СЕБЯ И СВОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО»
  5. 9.9. КАК УЛУЧШИТЬ НАСТРОЕНИЕ ВАШИХ СЛУЖАЩИХ И СВОЕ СОБСТВЕННОЕ
  6. Последствия реорганизации, если юридическое лицо не прекратило свое существование
  7. Секрет №8. Транслируйте свое уважение к мужу всегда и везде
  8. ИЗМЕНИТЕ СВОЕ ОБРАЩЕНИЕ К КЛИЕНТАМ: ОНИ НЕ СМОГУТ УСТОЯТЬ ПЕРЕД ВАШИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
  9. Преодолейте свое нежелание предлагать членам вашей семьи и друзьям возможность изменить жизнь
  10. УНИКАЛЬНОСТЬ/ОТЛИЧИЕ ПРОДУКЦИИ
  11. Поэтому давайте перестанем заострять свое внимание на негативных проявлениях в супружеской жизни вокруг, а будем искать вдохновение в положительных примерах.
  12. 2. Три перцептивные позиции в конфликтах
  13. 24. ОТЛИЧИЕ ФОРВАРДНЫХ КОНТРАКТОВ ОТ ФЬЮЧЕРСНЫХ
  14. 24. ОТЛИЧИЕ ФОРВАРДНЫХ КОНТРАКТОВ ОТ ФЬЮЧЕРСНЫХ
  15. 24. ОТЛИЧИЕ ФОРВАРДНЫХ КОНТРАКТОВ ОТ ФЬЮЧЕРСНЫХ