<<
>>

О «традиционных» и «современных» организационных формах.

В поиске исторических оснований перечисленных моделей утверж-дения авторитета управляющих допускаются, на иаш взгляд, серьезные упрощения, свойственные прямолинейному историциз- му.
Рассмотрим их на примере патернализма, который нередко представляется своего рода «рудиментом феодализма», постепенно преодолеваемым индустриальным развитием и присущим, в основном, малоразвитым странам (в первую очередь, странам третьего мира). В такой упрощенной трактовке патерналистские отношения также приписываются Восточной культуре. А Россия видится как иекая промежуточная система — «иедомодернизиро- ванный» социальный организм с неизлеченными до конца болезнями «азиатчины». Патернализм зачастую связываете я с доинду- стриальиыми технологиями и идеологиями, сохраняющимися в сравнительно отсталых хозяйственных сферах, прежде всего в сель-

17 См.: Доге К ВЙ118Н РасЫу — 1арапе$с РасЮгу: гЬе Ооды оГ №110па1 01усг- я*у 1П 1п4и$1па1 Ке1а(юп5. Ьоп<1оп, Сеос&е АИеп апд 1Ьтп, 1973. Р. 220, 234.

11 Об исследованиях кросскулыурных различий см., напр.: ИЫпхЬаП Г.Д, (еА) Сикиге апд МалздетеШ: 8е1есгее! КеасИпде.

Нагтоп<к*ог*Ь, Ревдшп Воок$л 1977.

151

ском хозяйстве. Речь вдет о локальных, относительно замкнутых территориальных общностях, мелких хозяйственных единицах, в частности, семейных предприятиях. Конечная перспектива «тра-диционных» отношений при такой трактовке ясна: рано или поздно они падут под иапором наступающей цивилизации, предстающей в образе крупных рационально-организованных хозяйственных систем.

История, однако, упрямо не укладывается в приведенную схему. Сначала действительно казалось, что патернализм — не более чем отголосок средневекового прошлого, проистекающий из тра-диционалистской идеи безусловной гарантии прожиточного минимума, возложения на «хозяев» моральных обязанностей по элементарному «страхованию» жизни своих работников и прозябающего простого люда.

Затем выяснилось, что многие черты, свойственные, скажем, традиционной сельской общине в Юго-Вос- точиой Азии, проявлялись в относительно сходных формах в становившемся буржуазном английском обществе XVIII в. Во второй половине следующего столетия патерналистская практика заимствовалась промышленными капиталистами. В середине XX в. многие считали, что с распадом большинства семейных фирм и разрушением локальной замкнутости фабричных сообществ патернализм ожидает крах19. Тем ие меиее он не только по-прежнему остается стержнем воспроизводства социальных отношений в сельском хозяйстве, но и проникает в «святая святых» — современную хозяйственную корпорацию. На смену «личному» патернализму приходит иовый — «менеджерский» — патернализм*. Роль «хозяина» берет на себя крупная фирма. Происходит своего рода персонификация, одушевление безличного тела корпорации.

Применительно к российскому обществу патернализм чаще всего рассматривается в контексте отношений населения с государством, но подобные отношения иа уровне предприятия укоренены у нас, пожалуй, в не меньшей степени. Привязанность людей к своему месту работы весьма высока, и социальный контроль государства реализуется во многом именно через его ячейки — предприятия.

Какие можно сделать выводы? Во-первых, «традиционные»

См.: Мот$ ВЗту1к /. РаХета^т а* ап Етр1оуег 8«а1еяу: 1800-1960 /КиЬегу /., ШШпзоп Е («&) Етр1оуег $1га*е«у апа Ле ЬаЬоиг МагкеГ. ОхГогй, (Могй 1М- усвНу Ртаа, 1994. Р. 220-224.

См.: Ооге Я Впй&Ь РасЫу — /арапезе Рааогу: Й1е Опята оГ №1юпа1 Бг/ег- $11у 1п 1пдийпа1 Ке1айоп$. Ьопйоп, Ссос&е АНеп апа Шщ, 1973..Р. 274, 393.

152

формы хозяйства и жизни оказались более живучими, нежели это предполагалось теоретиками прогрессизма. Какую бы страну мы ни взяли, везде под модернистскими наслоениями проступают силуэты «устаревших» укладов. Во-вторых, «традиционное» вбирается и осваивается новыми хозяйственными формами. Помимо необходимости легитимации власти и поддержания устойчивости социальной микросреды, патерналистские стратегии используются и в чисто «утилитарных» целях, например, для обеспечения долгосрочных перспектив прибыльного развития предприятия (этот тип отношений иногда называют «патерналистским капитализмом»)21.

В-третьих, понятие «традиционности» многозначно. Корень «старого» патернализма, характерного для феодального материального хозяйства или семейных компаний раннекапиталис- тической стадии, — не в следовании «традиции», а в служении конкретному хозяину- Хозяин же подкрепляет свои позиции безвозмездными дарениями, непременным оказанием помощи своим подопечным «в трудную годину», одновременно подпитывая их преданность и поддерживая социальную дистанцию22. А место отдельной личности в роли «хозяина» в принципе могут со временем занять семья, предприятие или государство. В-четвертых, прежние стратегии и практики получают совершенно новые идеологические основания. Современные социал-демократические идеи стали постоянным вызовом технологии хозяйственного управления, основанной на формализме и административной иерархии. Столкновение технократических и социал-демократических идеалов на внутрихозяйственном уровне вряд ли будет преодолено в сколько-нибудь обозримом будущем, и это заставит каждый раз отыскивать новые решения, в том числе, вероятно, и «нерационального» свойства.

Общий вывод заключается в том, что перечисленные нами базовые способы утверждения авторитета представляют собой нечто более устойчивое и фундаментальное, чем технологические способы производства. Управленческие стратегии и практики, относимые к «преодоленному» историческому прошлому, весьма динамичны, активно приспосабливаются к изменяющимся хозяйственным условиям и соседствуют с более «современными» формами

«На высшей ступени развития рационализм как бы из самого себя порождает вновь род традиционализма* (Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. №: Наука, 1994» С. 265)

См.: СЖ 1пйиЯпа] Ра1етаП$Т Садн1а1вт апй Ьоса! ЬаЪоиг МагкеК // 8ОСН>108У, 1978. Уо1. 12, N0. 3. Р. 472-473.

153

поведения. Причем их нельзя уложить в простые дихотомнн типа «традиционное — модернизированное» (первое — со знаком «минус», второе — со знаком «плюс»).

Заключение* Итак, по сравнению с экономической теорией фирмы социология организаций движется с противоположного конца — от внутренней структуры фирмы к внешним рынкам. В отличие же от делового администрирования, социологическая теория не создает универсальных моделей н не предписывает, что следует считать самым эффективным поведением, а скорее описывает многообразие организационных форм. Мы продолжим далее разговор о моделях организации, переведя его в плоскость трудовых отношений.

<< | >>
Источник: Радаев В.В.. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие,— М.: Аспект Пресс, 1997,— 368 е.— (Программа «Высшее образование»).. 1997

Еще по теме О «традиционных» и «современных» организационных формах.:

  1. 1. 1. Финансовый механизм и особенности его формирования в различных организационно-правовых формах
  2. Идентичность в традиционных и современных обществах
  3. § 3. Традиционная регуляция в современном обществе
  4. Сравнительная характеристика традиционной и современной культуры
  5. 3. Взаимодействие современного и традиционного в социальной сфере стран Востока. а) Российские востоковеды о современном и традици­онном в структуре стран Востока.
  6. Традиционные и рыночно ориентированные виды организационных структур
  7. б) Современное и традиционное в экономике развиваю­щихся стран.
  8. 3.1. Традиционный и современные подходы к аттестации персонала в организациях
  9. 6) Особенности, формирования социальной структуры восточных обществ: традиционные и современные черты
  10. Модернизация Сущность модернизации: традиционные и современные общества
  11. ТЕМА 8. Историческая динамика культуры: особенности культуры традиционных и современных обществ.
  12. 2. Политическая модернизация как переход от традиционных форм политической организации к современным.
  13. ОБЩЕСТВО ВОСТОКА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННОГО КАПИТАЛИЗМА И ТРАДИЦИОННОГО ВОСТОЧНОГО ОБЩЕСТВА
  14. 5.3. Современное планирование и бюджетирование5.3.1. Недостатки традиционного планирования и бюджетирования