<<
>>

Толкотт Парсонс

Послевоенный период в развитии социологии (вторая половина 1940-х — 1960-е гг.) ознаменовался крупными работами еще одного «столпа» зарубежной науки, известного американского теоретика Толкотта Парсонса (1902—1979). Из многочисленных концепций, сформулированных им, отметим прежде всего две — теорию социального действия и структурно-функциональный анализ. В методологическом отношении они связаны, причем первая является базовой. Теорию социального действия Парсонс стал разрабатывать еще в 1930-х гг., находясь под влиянием идей М.
Вебера, Э. Дюркгейма и др. В 1937 г. вышла его книга «Структура со-циального действия». В послевоенный период социолог развивал идеи этой теории.

Суть ее сводится к следующему. Любое социальное действие предполагает наличие, во-первых, действующего лица, во-вторых, конкретной ситуации, в-третьих, условий действия, состоящих из его цели и нормативных предписаний. Само действие, которому Парсонс придает ключевое значение, выступает как самоорганизующаяся система, обладающая символическими механизмами регуляции (языка, ценностей и др.), нормативностью (зависимостью действия от принятых в обществе норм и ценностей), волюнтаристичностью (независимостью от условий среды).

Центральное место в теории социального действия занимает понятие «система действия». Под ней Парсонс понимает различные уровни социальной реальности, определенным образом взаимосвязанные между собой. Он выделяет четыре основные системы: социальную систему, культуру, личность, организм. Чтобы каждая система действия нормально функционировала, требуется «соблюдение» ею четырех условий: поддержание ценностного образца системы, интеграция, целедостижеиие, адаптация. По существу, это инвариантный набор функциональных проблем, которые должны решаться в каждой системе и ее подсистемах.

При всей сложности теоретических построений Парсонса в них лейтмотивом проходит главная задача социологии — исследование структур и механизмов, обеспечивающих устойчивость социальной системы. Сама социальная система выступает как структура четырех взаимосвязанных элементов: норм, ценностей, ролей и коллективных организаций. Делая акцент в структурно-функциональном анализе на первой его части — структурности системы (в отличие от Р. Мертона, подчеркивавшего значимость второй стороны — функций социальной системы), Т. Парсонс опирался на доказательство ее ста-

бильности применительно к рассматриваемым им социальным системам.

На решение этой задачи и был направлен струкгурпо-функцио-нальный анализ, в соответствии с которым общество и его подсист е-мы характеризовались с точки зрения выполнения ими определенного набора функций. Однако в 1960-х гг. стало очевидным, что при таком толковании социальных процессов трудно объяснить противоречия, конфликты, дестабилизацию, многие аномальные явления.

Появилась необходимость в углублении структурно-функционального анализа. Если позже Мертоп прибегнул к широкому использованию дисфункций (неблагоприятных последствий), явных и латентных функций (осознаваемых и неосознаваемых последствий), то Парсонс искал пути усиления концепции за ее пределами. Так возник его неоэволюционизм, связанный со структурной дифференциацией общества. Под ней Парсонс понимал поэтапное (от примитивного состояния к современному) усложнение социальной структуры, уменьшающее стабильность общества и его подсистем. Если в «примитивном» обществе дифференциация отсутствует, то в «промежуточном» она начинает разворачиваться, но по-настоящему дает о себе знать лишь в «современном» обществе.

Три типа общества, согласно Парсоису, в процессе развертывания, перехода от одного к другому подготавливают последовательную смену революций. «Промышленную революцию», дифференцирующую экономическую и политическую системы, сменяет «демократическая», разделяющая эти системы. Ей на смену приходит «образовательная революция», задача которой — отделить от социальной системы систему воспроизводства культуры.

<< | >>
Источник: Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004

Еще по теме Толкотт Парсонс:

  1. Толкотт Парсонс (1902—1979) и Нил Смелсер (1930).
  2. Толкотт Парсонс, Нил Смелсер ХОЗЯЙСТВО И ОБЩЕСТВО. Выводы
  3. Неоэволюционизм: Т. Парсонс и Р. БеллаТ. Парсонс: религиозные корни системы современных обществ.
  4. Т. Парсонс об основных элементах культуры.
  5. § 4. Типовые переменные Т. Парсонса:к универсалистски-достиженческому обществу
  6. Системный функционализм: теория религии Т. Парсонса
  7. Т. ПАРСОНС О понятии «политическая власть»
  8. Современные социологические теории
  9. Современные социологические теории
  10. Функционализм.
  11. 1.2. Зарубежная социология во второй половине XX века А. Макросоциологические теории Структурный функционализм
  12. Неоэволюционизм.
  13. 6. СОВРЕМЕННЫЕСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
  14. 3. XX век: вслед за ускользающей реальностью
  15. Политическая социализация молодежи
  16. Легитимация нормативной системы и религия.
  17. Символизм
  18. Структурно-функциональный подход: Т. Пирсоне.