ТИПЫ адаптивного поведения

Социологический анализ помогает прояснить ситуацию путем выделения в ней типологических форм и видов адаптации социальных общностей к новым условиям деятельности. Авторы упомянутой выше книги используют типологию форм приспособления, разработанную Р.
Мертоном, и рассматривают пять основных типов поведения применительно к России 1990-х гг. Речь идет о конформистском, инновационном, ритуалистском, ретритистском и мятежном типах поведения'2. Раскроем кратко содержание каждого из них.
Конформизм как тип поведения распространен в обществах с высоким уровнем стабильности и характеризуется соответствием основным ценностям, целям и средствам их достижения. В России пока лишь
* См Кравченко С А , Мнацакашт М О , Покровский НЕ Социология парадигмы и гемы С 350-351
2 См Там же С 360-364
248 Раздел III Общество и ею структура
небольшая часть населения способна принять ценности постиндустриального общества, к которому, по мнению авторов, движется страна.
Инновационный тип поведения в современной России характеризуется стремлением использовать для достижения цели-успеха институционально запрещаемые средства. Этот тип адаптации порождает тенденцию к девиантному (отклоняющемуся) повелению. Одна из главных его особенностей состоит в том, что он «отменяет » ценность труда, который перестает рассматриваться как источник материального благополучия, законный способ добывания денег и до-стижения более высокого статуса.
Ритуалистский тип предполагает понижение значения цели-успеха. Для людей, чье поведение относится к э тому типу, богатство, власть, более высокий статус не стали стимулом для особой активно-сти. По существу, речь идет о безынициативном стиле деятельности, характерном для значительной части рабочих, инженеров, служащих, работников образования, науки, культуры. Многие из них не полагаются на себя, па свой труд и интеллект, не проявляют способности к рациональной самоорганизации. Сильное психологическое давление на них оказывает угроза увольнения и безработицы.
В отличие от инновационного типа адаптации, ритуалистский не представляет для общества серьезной социальной проблемы, поскольку здесь не нарушаются институционально допустимые средства достижения целей. И все же проблема есть: ощущение бесправности и униженности у этих людей сковывает их активность, подавляет личность и формирует предпосылки к поиску своеобразных форм эскапизма — бегства от общества и от себя, связанного с появляющимся интересом к алкоголю, наркотикам, замкнутым религиозным сектам, даже суициду (самоубийству).
Ретритизм как тип адаптации в стабильном обществе встречается не часто, по крайней мерс реже, чем другие типы. Что касается кри-зисного общества, то здесь он свойствен целым социальным группам. Люди, входящие в них,'терпят неудачи в своем желании достичь цели легальными способами и средствами. То, что у представителей ритуа-лизма намечается лишь как тенденция, в этом типе поведения превращается в норму. Ретритизм может быть представлен алкоголиками, наркоманами, бомжами, т.е. людьми, отвергнутыми обществом.
По сути ретритизм в российских условиях — это следствие игнорирования обществом социальной направленности реформ. Люди не могли (а возможно, и не хотели) адаптироваться к ним и оказались выброшенными на обочину. Особенность резкого и глубокого экономического реформирования общества должна состоять в наличии
Глава 12 Специфика современною российского общества.. 249
компенсаторных механизмов социальной защиты и социальной помощи не сумевшим адаптироваться слоям населения, в противном случае реформы серьезно «отягощаются». Именно это и произошло в России, где ретритистский тип приспособления практически никак не учитывается макросоциальными структурами. Они до сих пор не приняли программ помощи людям этого типа поведения для того, чтобы изменить их доминирующие ценности и помочь обрести иной тип поведения, базирующийся на других нормах и ценностях.
Наконец, пятый тип приспособления, названный Р. Мертоном мятежным, весьма характерен для России 1990-х гг. Мятеж в этих условиях означавi резкий отказ от господствующих целей и стандартов тоталитарного общества. Но весь вопрос в том, что их заменяет. Лишь немногие (это в основном российские интеллектуалы) становятся приверженцами ценностей постиндустриального общества. Другая часть (так называемые «новые русские», причем богатые, в отличие от еще одной категории «новых русских» — бедных; впрочем, оба понятия, по нашему мнению, не вполне корректны в плане их на-учного использования) также ратует за радикальную смену ценностной основы общества.
Однако многие из новых ценностей, которых придерживаются бо-гатые «новые русские», в реальности выступают как суррогатные псевдоценности: разграбление созданного несколькими поколениями богатства выдается за приватизацию, стяжательская купля-продажа — за рынок, борьба за власть и стремление любой ценой урвать от нее побольше — за демократию. Тем не менее во всех случаях форма поведения — мятежная но отношению к тоталитарному и авторитарному обществу.
<< | >>
Источник: Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004

Еще по теме ТИПЫ адаптивного поведения:

  1. Тест "Решительность и адаптивность в поведении и принятии решений"
  2. ТИПЫ социального поведения
  3. § 1. Социальное поведение и его типы
  4. 4.1. Причины и типы девиантного поведения
  5. 1. Понятие и типы девиантного поведения
  6. 39. ТИПЫ И СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  7. § 2. Типы и виды экономического поведения и их особенности
  8. Различные типы поведения партнеров на переговорах
  9. Глава 2. РазУмный маркетинг, он же Адаптивный маркетинг и не-Адаптивный
  10. Адаптивное управление