<<
>>

Типология политической культуры

Политическая культура — многосложный и неоднородный комплекс. В нем представлены различные уровни и типы культуры: личностный, групповой, классовый, регионально-национальный, общественной системы.
В отличие от культуры общества выделяются политические суб-

культуры, присущие отдельным группам населения или же частям системы. Так, в российском обществе достаточно отчетливо видятся субкультуры молодежи и ветеранов войны, так называемой номенклатуры и интеллектуальной элиты (научной и художественной интеллигенции), партий, национальных групп, формирующегося слоя бизнесменов.

В зарубежной и политологической литературе уделяется значительное внимание изучению субкультуры элит (элитизм). Известна теория политических элит, сформулированная итальянским социологом В. Парето. Ученый около столетия тому назад описал политическую культуру сменяющих друг друга двух типов элит — «львов» и «лисиц». Для первых характерен крайний консерватизм, непримиримость» стремление к силовым методам правления; для вторых — хитрость, коварство, вероломство и политические комбинации.

Состав правящих элит в истории изменялся. Во многих обществах у власти стояли священники, опираясь на свой контроль над религиозными догмами и символами. Господствовали военные (явно или скрыто). В современных обществах типология элит обогатилась. В конкуренции за господство участвуют интеллектуалы, бюрократы, технократы, менеджеры, партийные политики. Политические элиты могут формироваться как из верхних слоев общества, так и из маргинален. В советских условиях при сталинизме была вытеснена рево-люционная интеллигенция технократическими политиками. Какими бы ни были элиты, способы борьбы за власть и методы властвования во многом оставались одними и теми же. По В. Парето, — это убеждение, согласование и обман, хитроумные средства одурачивания масс, введение их в заблуждение и применение силы.
Образная характеристика субкультуры «львов» и «лисиц», данная итальянским ученым, не утратила свою актуальность по сей день. Она применима к элитам, фигурирующим в настоящее время на политической арене нашей страны.

Обусловленность политической культуры социальной системой находит свое выражение в наличии разных типов культур.

В классическом труде Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» выделяются три основных типа политичес-

кой культуры: приходская, подданическая и культура участия.

Они характеризуются отличительными существенными признаками. Приходская культура исключает наличие кон-кретных политических ролей. Здесь не конкретизируются политические ориентации. Прихожанин не обладает знаниями относительно политики, он ориентирован на так называемые первичные отношения в группах, привержен традиционалистским связям, замыкается на местной и этнической солидарности. Кругозор прихожан ограничен их узким миром непосредственного бытия. Подданническая культура базируется на пассивном отношении субъектов к политической системе в целом. Индивиды ведут себя лишь как подданные по отношению к властным институтам, соответственно их позиция. Это позиция повиновения, зависимости, подчинения. Культура участия — активистский тип; ее субъект — гражданин, перманентно участвующий в политике. Его позиция активна, выражает заинтересованность в поиске возможных путей и мето-дов участия в выработке тех или иных решений. Он четко ориентирован на политическую систему в целом.

Американские политологи отмечают, что в реальной политической жизни эти типы в чистом виде не проявля-ются. Взаимодействуя между собой, они образуют смешанные формы с доминированием того или иного компонента. Наряду с выделенными чистыми типами были предложены три типа систематических смешанных политических культур: 1) патриархально-подданническая; 2) подданническо-активистская и 3) патриархально-активистская.

К числу смешанных относится «гражданская культура». Данный тип культуры, по мнению политологов, в наиболее полном и систематизированном виде сложился в США (в первоначальной форме в Англии).

Это «культура лояльного участия», позитивно ориентированного на политическую систему в целом. Спустя много лет Алмонд в книге «Еще раз о гражданской культуре» писал, что в гражданской культуре в основном существует консенсус (согласие) относительно легитимности (законности) политических институтов, направления и содержания общественной политики; широко распространены терпимость в отношении плюральности (множественности) интересов

и убеждение в их примиримости, а также чувство политической компетентности и взаимной веры граждан. Не трудно увидеть в этой типологической модели своего рода эталонную политическую культуру, соответствующую политической системе индустриально развитых стран, в первую очередь ее англо-американской разновидности. -

Политическая культура по своей структуре — подобно политической системе — имеет два важных отличительных признака в зависимости от того, в какой степени дифференцированы (различены) или специализированы политические роли и отношения, подсистемы, насколько они независимы или подчинены друг другу.

Дифференциация относится к тем процессам политико-культурного развития, когда возникают и соединяются с прежними новые типы ролей и ролевых структур. Поэтому можно выделить, используя историческую периодизацию немецкого социолога Н. Лумана, следующие типы политической культуры: 1) политическая культура сегментарного общества примитивных архаических народов; 2) политическая культура стратифицированного (наличие иерархически упорядоченных слоев) общества; 3) политическая культура современного функционально-дифференцированного общества.

Политическая культура эскимосов, простейшая из известных обществу, является примером относительно не-дифференцированной политической культуры. Следующей формой дифференциации политической культуры является уже не образование равных между собой единиц (семей, родов), а различие неравных общественных слоев — крестьян, горожан, дворян и др. В политической культуре функционально-дифференцированного общества различаются такие функциональные системы, как гражданское общество и правовое государство, воспитание, религия, искусство, каждая из которых в ходе дифференциации достигла своей автономии, т.

е. может выполнять свою роль при условии, что и все другие системы выполняют свои.

Наряду с типами политической культуры в общечеловеческом политико-культурном пространстве наблюдаются и политические субкультуры.

Политические субкультуры характерны для конкретных субъектов политики. Они отличаются своеобразны-

ми взглядами, предпочтениями и поведением соответствующих групп людей в сфере политики.

К числу наиболее важных и ярко выраженных из них относятся следующие:

а) политическая субкультура Запада. Ориентирована на либерально-демократические ценности и нормы. Отлича ется широким диапазоном политического выбора и поли тических пристрастий.

Статус гражданина как субъекта политики в ее пределах относительно высок. Политическая жизнь регулируется детальной правовой регламентацией, отличается многообразием.

Эта политическая субкультура является базовой основой либерально демократической модели политической культуры;

б) политическая субкультура Востока. Ориентирована на историко-религиозные традиции. Функционирует в условиях ограниченного политического выбора. Харизма- тична.

В ее пределах многие слои общества, большая часть женщин и молодежи изолированы от политической жизни. Эта субкультура отличается отчетливой политической субординацией. Характеризуется превосходством административной власти над представительной и судебной.

Распространены передача власти по наследству и ее элитарность;

в) региональные политические субкультуры. Выделяют ся по регионально-государственным признакам.

По этим признакам наблюдаются различия в стилях политического мышления и поведения, например, граждан США и России, ближневосточных (за исключением Израиля) и западноевропейских государств, африканских и латиноамериканских стран и т. п.

Так, политической культуре граждан США свойственны: индивидуализм; высокое гражданское самосознание; склонность к политической состязательности; относительная толерантность (терпимость) к иным политическим позициям; приверженность к легитимным (законным)

формам политического поведения; ориентация на общественное мнение; взыскательность электората (избирателей) к политикам и властям.

Политической же культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской морали; идеологизиро-ванность; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; ограниченность личных притязаний на власть; политическая лояльность и подданническое отношение к государству; правовой нигилизм; предрасположенность к политическому конформизму (т. е. приспособление к конкретному политическому режиму); политическая наивность, доверчивость и др.

Отметим также, что многообразие региональных политических субкультур наблюдается и в пределах отдельных государств. Например, в современной России возможно выделить политические субкультуры Москвы, Санкт-Петербурга, национальных республик — субъектов РФ, а также Центрально-Черноземного, Южного, Урало-Сибирского и Дальневосточного регионов.

С учетом регионального фактора возможно также различать городскую и сельскую политические субкультуры;

г) религиозно-политические субкультуры. Отличаются тесным переплетением религиозной и политической сфер общественной жизни. Существенным влиянием религиоз ных установок на политические ориентации и поведение субъектов политики.

Например, такие субкультуры в пределах Российской Федерации наблюдаются на Северном Кавказе, а также в Поволжье, Татарстане, Калмыкии и некоторых других регионах.

Носителями религиозно-политических субкультур могут выступать и определенные возрастные категории граждан;

д) этнополитические субкультуры. Характерны для го сударств, имеющих неоднородный национальный состав.

В этом плане наиболее распространены политические субкультуры национальных меньшинств. Носителями таких субкультур являются, например, греки в Турции, алжирцы во Франции, баски в Испании, индейцы и отчас-

ти негры в США, коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока в России, и многие другие.

Политические субкультуры национальных меньшинств имеют особенно ярко выраженный характер в тех случаях, когда какое-либо этническое меньшинство дискриминируется;

е) молодежная политическая субкультура. Ее основными носителями является учащаяся (и в первую очередь студенческая) молодежь.

Данной субкультуре присущи: эмоциональное восприятие политической жизни общества; противоречивое многообразие политических интересов и поведения.

Ввиду отсутствия достаточного жизненного опыта но-сителям этой субкультуры свойственны также: политическая неразборчивость; высокий уровень «внушаемости»; эклектичность, — т. е. механическое соединение разнородных политических взглядов, теорий, идейных направлений.

Но именно в недрах молодежной политической субкультуры нередко вызревают многие будущие политические нововведения, впоследствии утверждающиеся в обществе.

Именно молодежная субкультура выступает в качестве принципиальной оппозиции какой бы то ни было власти. Именно молодежь потенциально является одной из наиболее инициативных и активных общественно-политических сил.

Немаловажно и то, что первичная политическая социализация практически всех профессиональных политиков и общественных деятелей происходит именно в рамках молодежной политической субкультуры.

<< | >>
Источник: Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И.. Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»,2000. - 512 с.. 2000

Еще по теме Типология политической культуры:

  1. 2. Типология политической культуры
  2. 14.2. Типология политической культуры
  3. ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
  4. Типология культуры Л.Г.Ионина
  5. 4.4. ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
  6. 20.2. Типология и функции политического конфликта
  7. Типология культуры П.А.Сорокина.
  8. 57. Типология политических элит
  9. 2. Типология политических конфликтов.
  10. 2.2. Типология политических систем
  11. 1.Типологии политических режимо
  12. 26. Политический режим: понятие и типология
  13. 59. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
  14. 2. ТИПОЛОГИЯ политических партий
  15. 17.3. Типология политического лидерства
  16. 2. Типология и функции политического лидерства
  17. 63. Политическая символика как элемент политической культуры
  18. Политическая культура и индустриальная рациональность Культура и смысл в современных государствах
  19. ГЛАВА 5. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА