<<
>>

2.2. Типология политических систем

Политическая система любой страны при всех особенностях ее исторического развития не может быть произвольной комбинацией тех или иных ее составных частей.

Тип политической системы, формы и методы политической деятельности, пути и цели развития каждой страны существенным образом определяются многообразием форм собственности на средства производства, государственной властью и управлением, а также историческими, национальными, экономическими, социально-классовыми и духовно-идеологическими особенностями развития, степенью зрелости сознания масс.

Осмысление политической истории позволяет дать характеристику различным типам политических систем, определить их сущность, предназначение, особенности, направления совершенствования и развития.

В настоящее время сформировалось разностороннее представление о различных образцах и типах политики, различных формах политических систем. Опора на такие критерии, как тип формации и характер социально-экономической структуры, позволяет выделить рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую политические системы.
Каждое из этих названий указывает не только на формационный тип системы, но и на правящий класс — рабовладельцев, феодалов, буржуазию, пролетариат. Данный подход дает возможность определить возник новение политической системы общества, связанное с появлением классов, с делением общества на классы. Распространенным является деление политических систем на демократические, тоталитарные и авторитарные, основанное на характере политического режима, под которым понимается система осуществления политической власти, функционирования государства и регулирования отношений в обществе. Под демок ратией понимается государственное устройство, при котором осу-ществляется правление народа, признаются принципы свободы и

равенства граждан.

Демократия как форма государственно-поли тического устройства возникла вместе с появлением государства, заменившего первобытно-общинное родовое и племенное само управление. В отличие от других форм государственного устрой ства в демократической признается власть большинства, равно правие граждан, верховенство закона, осуществляется выборность основных органов государства, граждане имеют права и полити ческие свободы, а также условия для их реализации. Философская основа демократии — соотношение свободы и равенства как соци-ально- политических ценностей, реальное воплощение которых происходит в соответствующих политических институтах. Различают непосредственную и представительную демократию. В первом случае основные решения принимаются непосредственно избирателями (например, на собраниях, посредством референдумов), во втором — выборными учреждениями (например, парламентами).

Наиболее полное развитие государственные институты демократии получают в правовом государстве, которое характеризуется следующими признаками: государство обладает верховной вла стью; власть имеет свои границы и не распространяется на права личности, охраняющие не только жизнь человека, но и его свободу от возможных бюрократических злоупотреблений; государство гарантирует права граждан через разделение функций власти — законодательной, исполнительной и судебной; существует децентрализация в социально-экономической и культурных сфе рах. При этом защиту прав граждан берут на себя демократические ассоциации — гражданские и политические. Они становятся посредниками между центральной властью и различными слоями общества, представляя интересы последних, отстаивают неотчуж даемое право граждан на независимость и свободную инициативу. Свобода печати, суд присяжных — одна из форм применения сво боды, воплощения права, при котором граждане приобретают опыт политического участия в жизни общества. Согласно современным западным теоретикам демократии (У. Ростоу и др.) эти черты на полняются реальным содержанием только при активном участии масс в политической жизни.

Однако реальное воплощение этого положения существенно затруднено концентрацией экономической власти в руках властвующей элиты, создающей олигархическую модель власти и политики.

Тоталитарная (от лат. totus — весь, целый, совокупный) по литическая система — система насильного политического гос подства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной, в оп ределенной степени бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в военно-бюрократический государственный аппарат и возглавляемой лидером (фюрером, дуче и т.д.). Термин «тоталитаризм» в политический язык ввел в 20-е гг. XX века

Б.Муссолини для характеристики руководимого им движения и режима. При этом он использовал идеи о тоталитарном государстве как воплощении нравственного духа народа, о растворении индивидуальности в тотальных политических структурах. Соци альной опорой тоталитаризма выступают люмпенизированные слои населения, отличающиеся социальной аморфностью, дез- ориентированностью, ненавистью ко всем остальным обществен ным слоям и группам из-за наличия у них стабильного жизненного уклада, определенных этических принципов, собственности и т.д. Становление и утверждение тоталитарной политической системы предполагает насильственную организацию общественной жизни на принципах «чрезвычайного положения», ее милитаризацию. Это достигается применением средств прямого террора, инициируемого сверху, поддерживаемого люмпенизированными слоями общества. Форма вооруженного террора создает модель «социального порядка», в соответствии с которой структурируется все общество. Политические отношения основываются на прямом насилии, поэтому политизация тоталитарного общества неизбежно сопровождается его милитаризацией. Бюрократизация таких отношений в тоталитарном государстве, поддерживаемых с помощью перманентного применения вооруженной силы, остается главным и основным способом «совершенствования» социального порядка.

По мнению западных ученых, в основании идеологии современных форм тоталитаризма лежат, с одной стороны, идеологические концепции А.

Джентили, Б. Муссолини, А. Гитлера и А. Ро-зенберга, с другой — идеи «левых коммунистов» и Л.Д.Троцкого. Авторитарная (от лат. auctoritas — власть, влияние) политическая система отличается однопартийностью, принижением роли представительной власти, отсутствием разделения власти или фор мальным разделением, концентрацией ее в руках бюрократии, приоритетным значением политической сферы в жизни общества, игнорированием законности, наличием и значительным влиянием репрессивного аппарата.

К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древ ности, Средневековья и Нового времени, военно-политические и фашистские режимы. Авторитаризм — это режим беззаконий, насильственной, неограниченной правом власти единоличного правителя (тирана, деспота, фюрера и т.п.) или правящей клики. В условиях авторитарной полической системы отсутствует право порядок, игнорируются политические права и свободы граждан, общественных организаций и народа в целом. В этих условиях про цедура демократических решений или вовсе не существует, или носит фиктивный, показной характер, власть не формируется и не контролируется народом, личность лишена гарантий безопас-

ности в ее взаимоотношениях с властью, население страны пре вращено в объект политических манипуляций.

Власть при данной форме политической системы держится на неприкрытом насилии и постоянной возможности его непосред ственного (внесудебного, внеправового) применения против всех неугодных. Суд лишен самостоятельности и выступает вспомога тельным инструментом власти.

Для авторитарного политического руководства характерны чрез мерный централизм в управлении, монополизация власти в руках узкой касты, прямая опора на полицейский и военно-карательный аппарат, широкое использование жестоких мер принуждения и назначения, террористических методов расправы с оппозицией, агрессивные установки во внешней политике. В авторитарных по литических системах широко используются демагогия, популизм, расовые, националистические и другие предрассудки, в массах культивируется фанатизм, страх, раболепное отношение к власти. Достаточно распространено деление политических систем на традиционные и модернизированные.

Традиционная система характеризуется неразвитым гражданским обществом, слабой дифференцированностью политических ролей, харизматическим способом обоснования власти. В основе данной системы лежит представление о некой «изначальной традиции», выражающей всеобщий, космический смысл мироздания. Избегать всякого разрыва с традицией, поскольку она является хранилищем истины, поддерживать старые формы и ценности, ибо они есть спонтанное выражение подлинных потребностей общества в устройстве политической системы, — такова ее суть. Для развитого гражданского общества характерны разнообразие и изменение политических ролей, рациональный способ обоснования власти. Процесс политического развития с этой точки зрения представляется как переход от традиционных систем к модернизированным.

В типологии Ж. Блонделя политические системы разделяются на пять категорий.

1. Либеральные демократии опираются на либерализм при приня тии политических решений. Это выражается в стремлении ликви дировать или смягчить различные формы государственного и об щественного принуждения по отношению к индивиду. Данная по литическая система основывается на признании прав человека, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции. Политический либерализм коренится в политико-социологических учениях эпохи Просвеще ния: об общественном договоре, о догосударственном «естествен ном» состоянии человека, о врожденных человеческих правах.

Радикально-авторитарные системы либерализму предпочитают равенство в распределении социальных благ.

В авторитарно-консервативных системах проводится активная политика по сохранению сложившегося неравенства, проти-востоящая развитию равенства и расширению политического уча стия.

Популистские системы стремятся к большему равенству в рас пределении благ с помощью авторитарных средств.

Традиционная система характеризуется господством олигархии и консерватизмом в защите социального неравенства.

Г.Алмонд предложил типологию, опирающуюся на различные политические культуры. Он выделил четыре типа политических си стем: англо-американскую, континентально-европейскую, доинду- стриальную и частично индустриальную и тоталитарную.

Англо-американская система, по его мнению, характеризуется такими ценностями, как свобода личности, благосостояние и безопасность. Ей свойственна специализация политических отно шений на выполнении особых функций. Власть и влияние здесь распределены между различными элементами системы.

Континентально-европейская система отличается фрагментар-ностью политической культуры, имеющей в целом общую базу. Для нее характерны сосуществование старых и новых культур, не равномерное развитие отдельных субкультур.

Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы также имеют смешанную политическую культуру. По срав-нению с американской гомогенной культурой в них выше уровень насилия, порождаемый трудностями коммуникации и координации. Необходимость в применении насилия при этом вызывается наличием резко расходящихся политических ориентации. Разделение властей здесь проводится неотчетливо, отдельные эле менты политической системы могут присваивать себе функции других ее звеньев.

В тоталитарных политических системах политическая само-деятельность и добровольные ассоциации запрещены. Коммуни кации контролируются государством. Власть концентрируется в ру ках государственного аппарата, контролируемого монолитной партией.

Исходя из ориентации на стабильность или перемены, выделяют консервативные политические системы, сохраняющие и под держивающие установленный порядок, и трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования. В свою очередь последние подразделяются на реакционные, ориентирующиеся на прошлые, преодоленные образы жизни, и прогрессивные, преследующие цель формирования общества нового типа. В зависимости от уровня автономии подсистем, входящих в более крупные политические системы, выделяются системы с высоким

уровнем автономии, со средним или ограниченным уровнем автоно мии и с низким уровнем автономии.

Считается, что в демократических системах автономность частных подсистем значительно выше, чем в тоталитарных. В последних средства массовой информации, партии, группы интересов имеют значительно меньшую самостоятельность и подчинены государству. Системы подразделяют также на открытые, имеющие динамичную структуру и широкие взаимосвязи со средой, и закрытые, в которых жестко фиксируется структура и минимизированы связи с внешней средой.

Выделяют завершенные и незавершенные политические системы. Авторы данного разделения считают, что последние характерны для развивающихся стран, где есть государство, но нет партий, есть право как инструмент политического регулирования, но нет политической традиции.

В зависимости от концентрации или распределенности власти выделяют централизованную и децентрализованную политические системы. В демократической системе власть разделена и рассредо-точена, в автократической — сконцентрирована в руках одного субъекта, чаще всего президента.

Политические системы в зависимости от их уровня подразделяют на микроскопические (в городе), локальные (в регионе), мак роскопические (в стране в целом), глобальные (на международном, планетарном уровне).

З.Бжезинский и С. Хантингтон разделяют политические системы на инструментальные и идеологические. Первые (США), по их мнению, возникают как естественный результат социального и политического развития, вторые создаются принудительно по рационально обоснованной модели.

В основу типологии Д. Коулмена положен принцип политической состязательности. Согласно ему выделены традиционные, пат риархальные, смешанные и современные системы, в которых поли тическое развитие находится соответственно на авторитарной, по лусостязательной и состязательной стадиях.

Многообразие представленных выше типологий свидетельствует о многомерности политического мира, о возможности его анализа и рассмотрения с позиций самых разных критериев. С этой точки зрения каждая реальная система, существующая в той или иной стране, может быть охарактеризована с помощью различных показателей и иметь различные определения и квалификации. Использование многообразных критериев и типологий в анализе конкретной политической системы отдельной страны помогает сделать этот анализ более объемным, глубже постичь сущность исследуемых явлений.

<< | >>
Источник: Демидов Н. М.. Основы социологии и политологии. 2004

Еще по теме 2.2. Типология политических систем:

  1. 2. Базовые модели политической системы: типология и характерные черты
  2. 2. Типология политической культуры
  3. 20.2. Типология и функции политического конфликта
  4. 57. Типология политических элит
  5. 2. Типология политических конфликтов.
  6. Типология политической культуры
  7. 14.2. Типология политической культуры
  8. 26. Политический режим: понятие и типология
  9. 1.Типологии политических режимо
  10. 59. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
  11. 2. ТИПОЛОГИЯ политических партий
  12. 17.3. Типология политического лидерства
  13. 2. Типология и функции политического лидерства
  14. Дискуссия «Политические партии России: участники политического процесса или "пятое колесо" политической системы?»
  15. 1. Группы интересов: понятие, типологии, роль в принятии политических решений.
  16. 3. Типологии партий и партийных систем.
  17. 49. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ И ТИПОЛОГИЯ
  18. 58. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ ФУНКЦИИ
  19. ЛЕКЦИЯ 29 МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВЫХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ