<<
>>

Типология культуры Л.Г.Ионина

Современный российский социолог и философ Л.Г.Ионин строит типологию культур, опираясь на довольно разнообразные концепции (Г.Зиммеля, Ф.Тенбрука, Т.Веблена, Ю.Лотмана и Б.Успенского) и основываясь на понятиях "жизненной формы" и "стиля".
Он выделяет два типа культуры - моностили- стический и полистилистический. Можно сказать, что ключевыми для определения сущности этих типов культуры служат понятия единообразия и многооб-разия.

Моностилистическая культура, тяготеющая к единообразию и гомогенности,

83

описывается Л. Иониным посредством следующих характеристик .

Иерархия.

Имеется в виду как иерархия произведений культуры, так и иерархия "культурных экспертов". В рамках моностилистической культуры всегда понятно, какая идея является истинной, а какая - ложной, кто имеет право выносить суждения и оценки, а кто - обязан учитывать эти мнения. Например, в рамках моностилистической культуры может существовать только одна истинная религия и о соответствии чьих-либо взглядов догматам этой религии могут судить только священники.

Канонизация.

В рамках моностилистической культуры существуют устоявшиеся формы культурной практики.

"Канонинизируется", например, искусство. Художник

обязан следовать определенной традиции. В качестве примера можно привести древнерусскую иконопись. Иконы писались разными авторами. Но, поскольку авторы следовали устоявшемуся образцу, все иконы в чем-то похожи. Русскую иконопись не перепутать, например, с религиозной по тематике, но совершенно иной по стилистике итальянской живописью эпохи Возрождения. Канонизируется (ритуализируется) и поведение людей в определенных ситуациях. Канонизация означает почти полное отсутствие пространства для индивидуального выбора в любой сфере социокультурной деятельности.

Упорядоченность.

Моностилистическая культура четко предписывает, где, кем и когда должны совершаться те или иные значимые культурные действия.

Например, общаться с Богом нужно в храме, в определенное время. При этом порядок бо-гослужения, поведение его участников и даже их расположение внутри храма строго определено.

Тотализация.

Тотализация - это тенденция моностилистической культуры к "всеохват- ности", построению единой универсальной культурной формы, потенциально включающей в себя все, создающую общую систему интерпретации реальности во всех ее проявлениях. Примером могут служить мифологии первобытных народов - они включают в себя целостную интерпретацию универсума, охватывает все аспекты их бытия: от повседневных занятий до объяснения происхождения мира.

Исключение.

Понятие "исключение" Л.Ионин использует для обозначения тенденции моностилистической культуры отторгать те элементы, которые не вписываются в существующую систему представлений.

Упрощение.

Если вышеназванная "процедура" исключения невозможна, чуждый и непонятный элемент "упрощается" - т.е. происходит его интерпретация в известных и привычных терминах и формулах.

Официальный консенсус.

Подавляющее большинство носителей моностилистической культуры разделяют свойственные ей идеи, представления и верования, не подвергают их сомнению.

Позитивность.

Носители моностилистической культуры ориентированы на сохранение существующего положения дел и воспринимают его как естественное и правильное.

Телеология

Моностилистическая культура, как правило, предполагает наличие разделяемого всеми ее носителями представления о цели существования. Например, моностилистическая советская культура ориентировалась на построение коммунизма.

Полистилистическая культура, узаконивающая принцип многообразия, - полная противоположность моностилистической. Ей свойственны следующие

84

черты .

Деиерархизация

Отсутствие устойчивой иерархии как культурных смыслов, так и культурных экспертов. Это выражается в, фактически, равноправном сосуществовании различных точек зрения, стилей, мировоззрений, образцов поведения в рамках одной и той же культуры.

Деканонизация.

Отсутствие устоявшихся канонов культурной деятельности.

Неупорядоченность.

Полистилистическая культура не определяет четко место и время протекания тех или иных видов культурной деятельности.

Торговля может происходить как на рынке и в магазине, так и "на дому" или в Интернете. Известный певец может выступать на главной "официальной" площади страны, а не в концертном зале, специально предназначенном для подобных целей.

Детотализация.

Полистилистическая культура лишена внутреннего единства, отличаясь крайним разнообразием и даже противоречивостью своего содержания. Она не формирует "тотального", всеобъемлющего мировоззрения мировоззрения.

Включение.

Полистилистическая культура, в отличие от моностилистической, не исключает ничего, она открыта для нового и неизвестного ранее. Эта черта способствует усложнению культуры и нарастанию ее внутренней противоречивости.

Диверсификация.

Сочетание в рамках одной культуры разнообразных стилей, ее усложнение.

Эзотеричность.

Л.Ионин противополагает эзотеричность полистилистической культуры - официальному консенсусу моностилистической. Эзотеричность понимается здесь как тенденция образовывать замкнутые группы с культурными особенностями, отгораживающиеся от окружения, не допускающие в свой круг "посторонних".

Негативность.

Носители полистилистической культуры зачастую негативно настроены по отношению к существующим культурным смыслам или равнодушны к ним.

9 Ателеология

Полистилистическая культура не предполагает никакой цели существования ни для общества, ни для человека.

Естественно, в реальной жизни трудно найти "чистые" примеры моности- листической и полистилистической культур. Выше было сказано, что типологи- зация - это всегда идеализация, упрощение реальности. В реальности едва ли возможен как абсолютный моностилизм, так и последовательный полистилизм: первый привел бы к застою и вырождению, второй - к дезинтеграции и хаосу. Однако реальные культуры могут тяготеть к той или иной модели. Так, культура советского общества явно тяготела к моностилистическому типу. К этому типу тяготеют культуры большинства древних цивилизаций. Современная же российская культура ближе к полистилистическому типу, как и культуры современных западных обществ.

Следует отметить также, что в рамках одного общества могут сосуществовать оба описанных типа. Существование полистилистической культуры не исключает существования "анклавов" моностилизма, - например, в виде замкнутых религиозных или этнических сообществ.

<< | >>
Источник: Матецкая А.В.. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ . Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, — 260 с. 2006

Еще по теме Типология культуры Л.Г.Ионина:

  1. 2. Типология политической культуры
  2. ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
  3. 4.4. ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
  4. Типология политической культуры
  5. Типология культуры П.А.Сорокина.
  6. 14.2. Типология политической культуры
  7. § 1. Понятие культуры. Культура как базис обществаО разных ПОНЯТИЯХ культуры
  8. 4.6.6. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру
  9. 30. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ВИДЫ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
  10. § 3. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры
  11. Взаимодействие культуры организации и национальной культуры