<<
>>

Тема 5 Социальные роли

Социальные роли – термин, активно используемый как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции.
Научная дисциплина или теоретическое направление, которое подробнее других изучило эту проблему, называется теорией ролей.

Социальный статус и социальная роль представляют собой две стороны одного и того же явления. Статус – структурная ячейка общества, роль – его динамический аспект. Наиболее близкая аналогия – это, пожалуй, элементарная частица в физике. С одной стороны, это корпускула, то есть структурная единица, обладающая точными пространственными координатами, а с другой – волна, размытое в пространстве пятно, не имеющее точных координат, зато постоянно находящееся в движении. Корпускула и волна – два противоположных и в то же время взаимодополнительных образа элементарной частицы.

Итак, в физике элементарная частица – это единство статистического и динамического образов мира.

Для описания каждого из этих аспектов есть свой понятийный аппарат. Точно также в социологии по поводу статуса и роли существуют два понятийных аппарата, которые взаимодействуют, не противоречат друг другу.

Различие между двумя важнейшими социологическими категориями очень простое: мы занимаем статус, но играем роль.

Различия между статусом и ролью можно выразить иначе: статус описывает общество в неподвижности, то есть раскрывает статистическую картину мира. Роль описывает общество в движении, то есть раскрывает динамическую картину мира. Если статус – это позиция в обществе, то роль – модель поведения в соответствии с этой позицией. Из этого следует, что роль – это динамическая характеристика статуса.

Американский антрополог Р. Линтон, заложивший основы классической теории социальных ролей, полагал, что роль – динамический аспект статуса. Индивид социально приписан к определенному статусу и занимает его в отношении к другим статусам. Когда права и обязанности, конституирующие статус, реализуются, индивид исполняет роль

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на Данный статус. Ее можно определить иначе – как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает то, как обладатели статусов взаимодействуют друг с другом.

В связке понятий «статус-роль» ведущее место принадлежит первому. Именно поэтому в литературе встречается выражение «статусная роль», но никогда не попадается «ролевой статус».

Термин «роль» позаимствован из театральной сферы, где он призван был подчеркнуть различие между актером и исполняемой партией. Множество известных актеров пробовало себя в роли Гамлета подобно тому, как множество выпускников медицинского института становятся врачами.

Люди не могут вести себя так, как им заблагорассудится. Они подчиняются тому, что все считают правильным для данной роли. В значительной мере поведение ученика предсказуемо, ибо ученик – это определенная роль. То же касается учителя, продавца или государственного деятеля. Все мы знаем, что должны делать эти люди, и не важно, как много индивидуального своеобразия вкладывают они в свою роль. В целом все учителя или продавцы ведут себя сходным образом.

Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, если измерять эту высоту, или ранг, с точки зрения доступных ему власти, дохода, образования и престижа, в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Президент компании, сенатор, профессор дорожат высоким престижем своего положения. Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется социальной ролью.

Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова «динамическая», «поведение», «норма» указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а с социальным взаимодействием.

Таким образом, мы должны усвоить:

1. Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию.

2. Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям.

3. Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения – его статику.

Статус переходит в роль в тот момент, когда конкретную нишу в социальной структуре занимает человек, обладающий неповторимыми личностными чертами. До этого права и обязанности, например, старшего инженера или водителя, были безымянными, направленными на человека вообще. Но вот данные статусы заполнили Кроликов и Васечкин, и картина изменилась. Первым делом они по-своему поняли и проинтерпретировали служебные обязанности. Один посчитал необязательным являться на работу каждый день, а второй позволил себе иначе взглянуть на взаимоотношения водителя и пассажиров. Пустой статус превратился в личностно окрашенную модель поведения, то есть роль.

Латинское слово persona , сегодня обозначающее личность, в Древней Греции и Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками – так, чтобы видно было из последних рядов огромного амфитеатра, – изображался характер или роль: роль злодея, роль шутника, роль защитника угнетенных.

Стало быть, социальная роль и есть маска, в которую облачается человек, попадая на люди. Правда, она может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «я». Все зависит от степени идентификации с ролью.

Автор одного из самых популярных в мире учебников социологии «Приглашение в социологию» (1963), ведущий представитель феноменологической социологии Питер Бергер пишет:

« Человек играет драматические роли в грандиозной пьесе общества, и, говоря социологическим языком, он есть те маски, которые он должен носить, исполняя свои роли. Человеческая персона также предстает теперь в драматическом контексте, в полном соответствии с театральной этимологией ( persona ( Persona (лат.) – букв.: личина; персона, особа.

В современных текстах часто употребляется как синоним слова «личность».) – специальный термин, обозначавший актерские маски в античном театре). Персона-личность понимается как репертуар ролей с соответствующими идентификациями. Ранг индивидуальной личности-персоны измеряется числом ролей, которые она умеет играть. Теперь персональная биография предстает перед нами как непрерывная последовательность театральных представлений, сыгранных перед различными аудиториями, порой с поразительной переменой костюмов, и всегда требующих от актера быть тем, кого он играет».

2500 лет назад знаменитый философ Диоген расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, патрициями, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половозрастных особенностей, статусных и профессиональных различий. Он искал человеческую личность.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка. Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность – относительно поздний продукт социального развития.

«Весь мир – театр, все люди в нем – актеры, и каждый не одну играет роль»,– сказал великий Шекспир. И если рассматривать мир как сцену, то нам действительно приходится играть на этой сцене великое множество ролей. Мы все – сыновья и дочери, мужья и жены, подчиненные и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители, специалисты и т.д. Причем весь этот репертуар живет внутри нас одновременно, и каждая следующая роль включается по мере того, как мы переходим из одной ситуации в другую. В каких-то из этих ролей нам приходится находиться более длительное время, в каких-то – относительно незначительное; с какими-то из ролей мы справляемся без труда, другие едва выносимы для нас.

Люди выполняют в обществе множество социальных ролей. Их отличительная черта заключается в том, что роль отца или учителя остается той же самой, если поменяются люди, выполняющие эти роли. Именно таким способом достигаются предсказуемость и порядок в обществе.

Содержание роли

Сравним содержание статуса и роли. У них разные формулы. Содержание статуса составляет совокупность прав и обязанностей. Следовательно, формула содержания социального статуса такова:

где Об – обязанности, П – права.

Социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли. А стержнем, объединяющим нормы и ожидания, выступают действия. Следовательно, формула содержания социальной роли выглядит так:

где Ож – ожидание, Д – действия, Н – нормы.

Таким образом, содержание роли составляют следующие элементы: социальные действия, социальные нормы, социальные ожидания.

Наша культура навязывает нам представление о том, как должен себя вести «хорошие» или «примерные» шеф фирмы, учитель, «образцовые» мать или тренер. Например, представление о «хорошем» отце связано с понятиями крепкой сердечной привязанности, родительской заботы и поддержки. В некоторых обществах статус зятя таков, что его обязанностью является избегать любых контактов с тещей – вплоть до того, чтобы удирать без оглядки при ее приближении. В других же культурах роль зятя состоит в том, чтобы относиться к теще, как к родной матери.

Ролевые ожидания

Роли отличаются от других вариантов состояний и поведения человека – таких, например, как «веселый» и «грустный», «интроверт» и «экстраверт», – главным образом тем, что они вырабатываются в ходе человеческой истории как некие обобщенные модели исполнения социальных функций, требуемые образцы поведения человека. Соответственно, возникают и некоторые представления о том, как эти роли должны «правильно» исполняться. Эти представления именуются в социологическом языке «экспектациями» – ожиданиями-требованиями к носителю роли со стороны окружающих. Именно поэтому о человеке «в роли» всегда есть возможность говорить как о хорошем или плохом родителе, руководителе, программисте или бизнесмене. При явно «внешнем», социальном происхождении ролей они всегда реализуются конкретными людьми и становятся частью их самих, их индивидуальной истории. Последовательное выполнение ряда ролей – «послушного ребенка», «успешного школьника», «студента» или «рабочего» – есть условие перехода во взрослый мир, освоения профессий, достижения успехов в жизни.

Итак, между статусом и ролью есть промежуточное звено – ожидания людей (экспектации). Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.

От учителя ученики ожидают вполне определенного поведения: передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать знания. Предположим, что в классную комнату вошел человек, представился учителем (то есть носителем данного статуса), но повел себя неожиданным образом: расставил туристическую палатку, раскинул книжный лоток или стал дергать девочек за косы. Естественно, что мы имеем дело с поведением, но не ролевым. Этот человек повел себя не так, как ожидают ученики. Однако человек, никогда в жизни не видевший учителя и ничего не знающий о его правах и обязанностях, странное поведение не сочтет неожиданным. Он может подумать, что учитель именно так и должен себя вести, что такова его роль. Однако ученики точно знают, какое поведение (какая роль) должна соответствовать статусу учителя.

Не только окружающие ожидают от исполнителя данной роли определенного поведения, но и сам индивид ожидает одобрения или порицания за правильное или неправильное выполнение своей роли. Подчиненный трудится лучше, когда получает одобрение начальника. Одобрение – это признание правильного исполнения роли. Подчиненный постоянно ожидает оценки своих действий. И когда он ее не получает, в душу закрадывается тревожное ощущение того, что здесь что-то не так, как ожидалось. Предчувствие и ожидание, особенно длительные, разрушающе действуют на человеческую психику. Иногда плохая весть предпочтительнее полной безвестности.

Ожидания не только «пригибают к земле», но и поднимают ввысь. Мы становимся остряками, когда от нас ждут шутки, и интересными собеседниками, зная, что подобная репутация уже закрепилась за нами. Мы пишем, стреляем, защищаем и совершаем другие действия лучше и с большим энтузиазмом, если знаем, что от нас люди ожидают рекордов, героических поступков, проявления мастерства или великодушия.

Ожидания могут как-то фиксироваться, и тогда они становятся социальными нормами. Если, конечно, их рассматривают как обязательные требования (предписания). А могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями.

Итак, социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.

Ролевые ожидания включают два элемента: действия и качества. От учителя ожидаются не только чтение лекций, проверка домашних заданий и проведение экзаменов, но еще и такие качества, как объективность, компетентность, честность, ответственность.

Согласно П. Бергеру:

«роль можно определить как типичную реакцию на типичное ожидание. Базовую типологию ролей заранее определяет общество. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем dramatis personal . Следовательно, актерам нужно только войти в роли, расписанные им до поднятия занавеса. Пока роли играются по тексту, социальное действо идет, как запланировано.

Роль задает образец, показывающий, как действовать индивиду в конкретной ситуации. Разные роли в обществе, как и в театре, не в равной степени жестко требуют от актера точного следования прилагаемым инструкциям. Среди профессиональных ролей минимально регламентируется роль мусорщика, тогда как врачам, священникам и офицерам приходится приобретать особые манеры, речевые и моторные навыки: военную выправку, елейный голос, доброе лицо у постели больного. Тем не менее, если рассматривать роль только как регуляторную модель видимых со стороны действий, то можно упустить один существенный аспект роли. Мы чувствуем себя более пылкими, когда целуем; более смиренными, когда стоим на коленях; более свирепыми, когда потрясаем кулаками, то есть, скажем, поцелуй не только выражает пыл, но и «производит» его. Регламентированные действия привносят в роль соответствующие эмоции и социальные установки. Профессор, изображающий ум, сам начинает чувствовать себя умным. Проповедник вдруг замечает, что сам начинает верить в свои проповеди. Солдат слышит в своей душе зов Марса, надев военную форму. У каждого из них соответствующая эмоция или социальная установка могла присутствовать и до начала игры, но роль неминуемо усиливает ее. Однако во многих случаях есть все основания полагать, что в сознании актеров не было абсолютно ничего, что могло бы предвосхитить выполнение ими их ролей. Другими словами, умными становятся с назначением на преподавательскую должность, верующими – выполняя обряды, готовыми к бою – маршируя в строю».

Подданные ожидают от короля предписанного обычаем или документом поведения. Таким образом, между статусом и ролью есть промежуточное звено – ожидания людей (экспектации). Ожидания могут как-то фиксироваться, и тогда они становятся социальными нормами. Если, конечно, их рассматривают как обязательные требования (предписания). А могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями.

Социальное действие

Роль – ясно осознаваемый и социально признанный образец поведения, благодаря которому человек чувствует свое место в обществе. Роль выступает также стратегией действий, помогающей справляться с возникающими проблемами и взаимодействовать с другими ролями, например, в системе родительско-детских ролей.

Действие – единичный акт социального поведения, состоящий из отдельных движений. Движения столь элементарны, что присущи и животным, и людям. Действия и деятельность – только людям. Забить гвоздь – это действие, оно распадается на более мелкие движения (взмах молотка, удар по гвоздю и т.д.). К движениям не применимы цель и потребности, а к действию применимы. Приведенный пример иллюстрирует физические действия. От них надо отличать социальные действия.

Классическую теорию социального действия, повлиявшую на становление всей мировой социологии, создал в конце XIX –начале XX века великий немецкий социолог Макс Вебер. Он выделял четыре типа социального действия: 1) целе-рациональное поведение, когда индивид ориентируется прежде всего на поведение других людей, и эти ориентации или экспектации (предвосхищения) он использует как «средства» или «инструменты» в своей стратегии действий; 2) ценностно-рациональное, оно детерминируется нашей верой в религиозные, нравственные и другие ценности, идеалы независимо от того, ведет такое поведение к успеху или нет; 3) аффективное, то есть эмоциональное; 4) традиционное.

Первый тип. Целе- или/и инструментально-рациональное поведение предполагает свободный и осознанный выбор цели: продвижение по службе, покупка товара, деловая встреча. Такое поведение обязательно свободно. Свобода означает отсутствие какого-либо принуждения со стороны коллектива или толпы. Другая характеристика – ориентация на поведение других людей, предвосхищение его, использование такого предвосхищения как «средства» построения собственных действий.

Второй тип – ценностно-рациональное поведение. Оно базируется на сознательной ориентации или вере в нравственные или религиозные идеалы. Идеалы стоят выше сиюминутных целей, расчетов, соображений выгоды. Деловой успех отходит на второй план. Человек может даже не интересоваться мнением окружающих: осуждают они его или нет. Он думает только о высших ценностях, например, спасении души или чувстве долга. С ними он соизмеряет свои поступки.

Третий тип назван у Вебера традиционным поведением. Его нельзя даже назвать сознательным, ибо в основе лежит притупленная реакция на привычные раздражения. Она протекает по однажды принятой схеме. Раздражителями выступают различные табу и запреты, нормы и правила, обычаи и традиции. Они передаются из поколения в поколение. Таков обычай гостеприимства, существующий у всех народов. Ему следуют автоматически, в силу привычки вести себя так, а не иначе.

Четвертый тип – аффективное, или реактивное поведение.

Аффект – это душевное волнение, которое перерастает в страсть, сильный душевный порыв. Аффект идет изнутри, под его влиянием человек поступает бессознательно. Будучи кратковременным эмоциональным состоянием, аффективное поведение не ориентировано на поведение других или сознательный выбор цели. Состояние растерянности перед неожиданным событием, душевный подъем и энтузиазм, раздражение на окружающих, подавленное состояние и меланхолия – все это аффективные формы поведения.

Вебер исключил традиционное и аффективное действие из предмета социологии, так как не считал их социальным действием, но включил целе- и ценностно-рациональное поведение. На пересечении социологии и психологии находится социальная психология, она изучает два средних типа поведения. Общая структура предмета исследования трех наук изображена на рис. 5.2.

Социология, по Веберу, должна быть «понимающей», ибо поведения людей осмысленны. Но такое понимание не является психологическим. Сам смысл не принадлежит к сфере психического и потому не является предметом изучения психологии. Он – часть социального действия, то есть такого поведения, которое соотносится с поведением других, ориентировано таким соотнесением, корректируется и регулируется им.

Структура социального действия включает два компонента: 1) субъективную мотивацию индивида или группы, вне которой в принципе нельзя говорить ни о каком действии, и 2) ориентацию на других, которую Вебер называет «ожиданием» или «аттитюдом» и без которого действие не является социальным.

Социальные нормы

Нормы и ожидания, входящие в содержание роли, тесно взаимосвязанны. Норма – образец или коллективное ожидание поведения, наученный ответ, который можно назвать общепринятым в некой группе. В такой формулировке роль есть нормативный образец, структурная, но не поведенческая характеристика. Она – часть социальной позиции , но не выражение этой позиции в действии.

Социальные нормы – предписанные правила поведения – характеризуют не только статус, но и роль. Можно даже выразиться так: благодаря нормам, структурным характеристикам социального пространства, только и становится возможным ролевое поведение. Благодаря им оно, собственно говоря, и организуется соответствующим образом.

Вот мы на улице выступаем носителями статуса «Пешеход». Как переходить улицу, в какое время и в каком месте? Наше поведение на улице обусловлено соответствующими нормами. Обратите внимание: речь идет о роли, то есть поведении, но социальная норма устанавливается не этим вот конкретным пешеходом, а соответствующими инстанциями и получает закрепление в социальной структуре общества. Норма – командный пункт, с которого отдаются распоряжения миллионам исполнителей ролей. Без социокультурных норм бессмысленно говорить о каких-либо ролях. Но сами нормы задаются извне (хотя реализуются внутри роли).

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции:

1. регулируют общий ход социализации;

2. интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество;

3. контролируют отклоняющееся поведение;

4. служат образцами, эталонами поведения.

Каким образом удается достичь этого при помощи норм? Во-первых, нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. Во-вторых, нормы это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Нормы выполняют свои функции в зависимости оттого, в каком качестве они себя проявляют:

1. как стандарты поведения (обязанности, правила) или

2. как ожидания поведения (реакция других людей).

Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего – привычек. Будь то индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, семейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).

Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится очень высоко, а отступление от этой нормы карается очень строго. То же самое можно сказать о южноевропейских народах. Итальянская мафия возникла как неформальная норма защиты чести семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступников от принятого стандарта поведения карало все сообщество.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим?

Нормы – стражники ценностей. Честь и достоинство семьи – одна из важнейших ценностей человеческого сообщества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья – основная ячейка общества, и забота о ней – его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Поскольку защита семьи – основа ее выживания, то выполнение этой важнейшей функции в традиционном обществе делает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает споров о том, кто первый – муж или жена. В результате укрепляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной.

Формы выражения роли

Следует различать следующие явления:

1. исполнение роли,

2. идентификация с ролью,

3. обучение (освоение) ролям.

Такие явления, как исполнение роли и построение идентификации с ней, человеком заранее не обдумываются и не планируются, они происходят почти автоматически.

Исполнение роли

Когда родители запрещают вам возвращаться домой после 11 часов вечера, заставляют делать опостылевшие уроки или напоминают, что надо вынести мусорное ведро, не думайте, что у них плохое настроение или они не любят вас. Просто они исполняют свою социальную роль.

Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль – их различие. Понаблюдаем за поведением членов Ученого совета. Когда они выполняют ритуальные действия, полагающиеся им по статусу – опускают бюллетень в урну, расписываются в ведомости и т.д., – они похожи друг на друга. Но стоит нам обратить внимание на то, как они понимают роль члена Ученого совета и как ведут себя в соответствии с этим пониманием, и личностные особенности выступят на первый план. Один считает, что его роль, как эксперта, состоит в критике любых недостатков диссертанта. Другой полагает, что его роль, как старшего товарища, заключается в помощи и поддержке молодого ученого, делающего в науке первые шаги. Третий пришел на заседание отбыть время и формально выполнить свою роль.

Согласно точке зрения основателя социометрии Дж. Морено, ролевое поведение предшествует возникновению «Я». Роли не возникают из «Я», напротив, «Я» может возникнуть из ролей. Таким образом, у Дж. Морено, как и у Дж. Мида, основателя символического интеракционизма, в основе социального поведения лежит исполнение роли. Термин «исполнение роли» применяется наряду с другим выражением – «играть роль» – как равнозначный ему.

По утверждению Ч. Кули и Дж. Мида, ребенок учится понимать самого себя, когда принимает роль других. Человек воображает, каким он представляется наблюдателю, приписывая ему определенное суждение, и реагирует – с радостью или с обидой – на это предписанное другому суждение. Умение ставить себя на место другого – это начало процесса принятия социальной роли.

Принятие роли может быть добровольным, добровольно-принудительным и принудительным. Вступление в должность профессора и студента происходит добровольно, принятие на себя роли мусорщика происходит в значительной степени под давлением обстоятельств, когда устроить свою судьбу на рынке труда наилучшим способом не удается. Это пример скорее добровольно-принудительного принятия роли, поскольку оно происходит с известного согласия самого человека. Принудительные роли – у заключенного, брошенного любовника, сына и др.

Попеременное исполнение разных ролей в течение одного дня, которое часто происходит с нами, напоминает переодевания и выход на сцену актеров. Быстро перевоплотившись в новый облик, он мгновенно меняет репертуар роли в зависимости от конкретной ситуации. «В кругу друзей можно исполнять роль искусного raconteu ( Raconteur (фр.) – любитель(-ница) рассказывать; охотник(-ница) до россказней; разг.: брехун(-ья).) , а на работе – волевого руководителя. Учтивость с гостями может обратиться ловкостью в политике, а твердость в бизнесе – в строгое соблюдение правил этикета во время светской беседы».

Каждый человек привносит в роль индивидуальный стиль исполнения, но вариации ограничиваются определенными нормами и ожиданиями, накладываемыми обществом на конкретную роль. Поэтому говорят, что роль остается относительно стабильной даже тогда, когда одну и ту же позицию занимают разные люди.

От человека, исполняющего данную роль, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Он понимает, что окружающие станут относиться к нему так, как они видят исполнение данной роли, а не так, как он намерен ее исполнять. Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, которые соответствуют правильному исполнению статусной роли. С нарушителем они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношения. Президент страны, произносящий речи по бумажке, во всем слушающийся своих советников либо тех, кто стоит за его спиной, не вызовет у людей доверия и вряд ли будет восприниматься ими как сильный президент, достойный управлять страной во благо людям.

Итак, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определенную роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное – наказывается, пусть это будет сделано в форме неодобрения или отказа голосовать за данную кандидатуру на выборах.

Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут простолюдины. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, в соответствии со своим статусом и рангом, должны действовать в четком соответствии с набором соответствующих норм и требований.

Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Скорее поведение представляет собой результат свойственного данной роли способа толкования ролевых ожиданий.

Идентификация с ролью

За каждой социальной ролью, по мнению П. Бергера, закреплена определенная идентичность, то есть отождествление исполнителя со своей ролью. В некоторых случаях идентичность эпизодична, в частности, у сборщика мусора, который легко переквалифицируется, скажем, в сторожа или водителя грузовика. Однако священнослужителю сложнее перейти в офицеры, но легко – в профессора университета. Крайне трудно сменить роль негра на роль белого и почти невозможно – роль мужчины на роль женщины. Идентификация может проявляться в простом заявлении типа «я – мужчина» или «я – русский». Разумеется, мы хорошо осознаем, что родились особью мужского пола, но быть биологическим самцом еще вовсе не значит играть ту специфическую, социально определенную роль, которая начинается с утверждения «я – мужчина». Ребенок мужского пола должен научиться быть агрессивным, честолюбивым, соревноваться с другими и отвергать «телячьи нежности».

Так уж устроена жизнь, что мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью: иной столоначальник ведет себя пренебрежительно не только с подчиненными, но с посетителями, домочадцами, прохожими, соседями; программист не мыслит своей жизни без компьютера. Какие-то из ролей всегда ближе и роднее нам, какие-то – дальше и более чужды. Наши роли – это неотрывная часть нашего «Я», но ими не исчерпывается это «Я». Учительница пытается поучать всех, кто попадается ей под руку. Они переносят стереотип поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь. Почему они ведут себя автоматически? А потому что слились со своей главной ролью (главным статусом), срослись с ней.

Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное – дистанционированием от роли. От вузовского преподавателя ожидают, что он придет на лекцию в строгом костюме и галстуке. Многие так и поступают. Другие предпочитают свободную одежду – свитер и джинсы. Тем самым они подчеркивают определенную дистанцию с ролью преподавателя и одновременно – сближение со студентами, свидетельствуя своим поведением, что все мы – члены одного общества, коллеги, равные.

Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции. Сокращение межстатусной дистанции, рассмотренное выше, приводило к так называемой фамильярности – подчеркнуто невежливому обращению одного человека к другому, не соответствующему занимаемым статусам. Дистанцирование от своей роли подразумевает сильное или слабое отдаление, отчуждение человека от своей роли, а не сближение или отдаление от другого человека.

Понятия межстатусной дистанции и ролевой идентификации тесно связаны с другим – ролевой дистанции. Понятие «ролевой дистанции» можно трактовать достаточно широко, применительно ко всем ситуациям, когда роль намеренно играют, не принимая ее внутренне, иными словами, когда актер устанавливает внутреннюю дистанцию между своим сознанием и исполняемой ролью.

Развивая мысли Бергера, можно сказать, что некоторые роли люди играют без внутреннего согласия, например, роль заключенного, «козла отпущения», брошенного любовника, изгнанника, бомжа, жертвы и др. В целом можно утверждать, что чем ниже статус данной роли, тем с меньшим внутренним согласием ее будут исполнять, и наоборот.

Некоторые роли, а их большинство – пешеход, пациент, покупатель, член профсоюза и т.д. – являются личностно не значимыми для человека. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно. В них не вкладывается частичка души и своего «Я». Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются как часть «Я». Их потеря переживается особенно глубоко – как внутренняя трагедия.

Мужчина – производитель материальных благ, кормилец семьи. Потеря работы переживается как крушение личности. У безработного изменяются стиль и образ жизни, отношения с близкими и родными, структура досуга, система ценностей. Статус безработного вносит серьезные изменения во весь статусный набор. Разрушаются основы ценностного ядра личности – самоуважение и самооценка.

Таким образом, у каждого человека есть своя ролевая система. Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково – с одними (личностно значимыми) больше (ролевая идентификация), с другими (второстепенными) меньше (дистанцирование от роли). Термин «сокращение межстатусной дистанции» описывает характер отношений между двумя и более индивидами – носителями разных, но функционально связанных статусов.

Общество наделяет индивидов идентичностью, оно поддерживает ее и трансформирует. Общество создало сотни ритуальных актов, подкрепляющих вступление в новые статус и роль, например, инаугурация и инициация, крещение и посвящение в новую должность, прохождение «прописки» в тюрьме. «То, что антропологи называют обрядом перехода, включает в себя отречение от старой идентичности (скажем, от детства) и инициацию в новую (взрослую) жизнь. Современные общества практикуют более мягкие обряды перехода, как, например, институт помолвки, когда индивида по общему сговору всех заинтересованных лиц бережно ведут к порогу, отделяющему холостяцкую свободу от неволи брака».

Обучение ролям

Обучение ролям и освоение роли – во многом сходные процессы. Оба они входят в более широкое понятие социализации, о которой речь впереди. Здесь же дадим только краткие объяснения исходных понятий. Усваивать что-либо можно только теоретически.

Нормы усваиваются, а роли осваиваются на практике. Освоение – совокупность практических действий. Роль – динамическая характеристика статуса, или модель поведения. Когда вы осваиваете роль, вы вживаетесь в эту модель поведения. Поэтому социализацией называют продолжающийся всю жизнь процесс усвоения социальных норм и освоения социальных ролей.

Как мы обучаемся социальным ролям? Играя в игры, дети обучаются прежде всего командному поведению. Для социологов эти игры очень важны, они помогают детям понять, каким видят мир другие люди, мнение которых надо учитывать, если мы хотим, чтобы наше поведение считалось ими нормальным. Например, когда группа детей играет в футбол, каждый игрок должен знать, что должен делать его напарник, и в результате этого лучше осмыслить свою собственную роль в команде. Постепенно дети приобретают систему знаний о том, что ожидают от них другие люди и как они будут реагировать на его или ее действия. Процесс обучения подобающему поведению растягивается на всю жизнь, хотя самое ценное приобретается в первые пять лет жизни.

Человек редко берет на себя ту или иную роль добровольно. Обычно она возлагается на него в результате стечения обстоятельств в связи с социальными потребностями или характером образования. В тонком процессе социализации ребенок приобретает качества, нужные для ролей, предполагающих власть или, наоборот, требующих подчинения.

Ролевой набор

Мы уже сталкивались с понятием статусного набора, которое было введено в научный оборот Р. Мертоном. Оно обозначает совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку. Мертон предложил еще одно понятие, которое, по известным причинам, тесно связано с первым. Ролевой набор – совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Другое название – ролевая система. Оба термина одинаково употребимы в литературе. Статусный набор принадлежит человеку, а ролевой набор принадлежит статусу. Между ролями существуют только взаимодействия, а между статусами – отношения.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, автор научных статей, специалист в своей области знаний и др.

Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми. Даже две похожие роли профессора – преподаватель и наставник – предполагают разное отношение к студентам. Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых работ, прием экзаменов. Вторая подразумевает неформальное общение со студентами в качестве мудрого советчика или старшего друга. Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений.

Каждая роль в ролевом наборе предстает, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. С коллегами у профессора складываются одни взаимоотношения, с администрацией университета – другие, с редакторами журналов, студентами, промышленниками – третьи. В итоге ролевой набор формирует набор социальных отношений. Термин «отношения» использован здесь как динамическая характеристика – в значении «вступить в отношения». Просто «отношение», или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, предрасположенность к нему. Такую готовность принято называть установкой.

Итак, параллельно понятию «статусный набор» применяется понятие «ролевой набор». Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.

Ролевой набор в семье

Рассмотрим понятие ролевого набора более подробно, для чего выберем самую распространенную и знакомую сферу жизни – семейную. Семья – это кровно-родственная ячейка общества, в которой представлена практически вся гамма социальных отношений: юридически-правовых, социальных, хозяйственно-экономических, культурных и духовных. Нет, пожалуй, только политических, поскольку семья не относится к институтам политической системы общества. Подобная полнота, представленность всех типов отношений, позволяет социологу провести глубокий и полноценный анализ распределения и исполнения ролей, встречающихся между людьми.

В ролевом наборе мужа и жены обнаруживаются четыре главные роли в каждом. В статус мужа входят такие роли, как социальный партнер, сексуальный партнер, кормилец, социализатор (дисциплинатор, отец своих детей). В структуре ролевого набора статуса «Жена» мы видим практически схожие роли – социальный партнер, сексуальный партнер, домохозяйка, социализатор (дисциплинатор, отец своих детей). Различие двух ролевых наборов заключается в двух ролях – кормильца (муж) и домохозяйки (жена). Выразим ролевой набор или, как еще можно было бы выразиться, ролевую структуру, обоих статусов наглядно (рис. 5.3).

Соотношение или взаимосвязь социальных ролей членов семьи по отношению друг к другу называется семейной системой. В нашем случае она включает четыре ключевые роли. На первом по важности месте стоят роли сексуальных партнеров потому, что ради удовлетворения сексуальных потребностей законным путем в современном обществе заключается большинство браков. Возможно, что в других исторических типах общества на первом месте стояла, допустим, экономическая функция (кормилец–домохозяйка) либо какая-то иная.

На втором по важности месте – экономическая роль по добыванию средств существования и сохранению семьи – кормилец. Симметрична функции кормильца функция домохозяйки. Следующая важная роль – социальный партнер. И жена, и муж выступают в роли социальных партнеров. Последняя важная роль – социализация или воспитание детей.

Из чего же эти роли складываются? Если роль – модель поведения и эти модели поведения существуют в обществе, значит, они должны как-то регулироваться нормами, законами, обычаями, нравами, традициями.

Сексуальный партнер

Роль сексуального партнера подразумевает такую модель поведения, которая соответствует неписаным нормам поведения и психологическим ожиданиям субъекта того статуса, с которым связан данный статус.

Сексуальный партнер – основная роль, ради исполнения которой возникает брак. Мужчина и женщина заключают брак в первую очередь ради исполнения роли сексуального партнера. Какие же нормы должны определять и ограничивать роль сексуального партнера? Самая главная среди них – соблюдение супружеской верности. Если это правило нарушается, то брак распадается. В разных культурах и даже в разных семьях допускается известная степень адъюлтера, на что-то закрывают глаза, но массовый стереотип поведения предполагает соблюдение супружеской верности.

В сексуальные отношения между мужем и женой не имеет права вмешиваться никто другой, даже близкие родственники, например, теща или дети. И никто другой не может контролировать или указывать им на то, как они должны вести себя в качестве сексуальных партнеров. Хотя в некоторых обществах идеологические институты пытались контролировать супружеские взаимоотношения. К примеру, в СССР партком вызывал мужа для того, чтобы разобрать внутрисемейный конфликт и принудить его не изменять семье. Это дисфункциональное вмешательство. Брачный статус оказывал решающее влияние на вопрос о выезде гражданина за границу, особенно у дипломатов. Точно также и теща не должна следить за тем, куда пошел муж ее дочери после работы. Хотя в повседневной жизни данное правило из неписаного кодекса человеческих отношений то и дело нарушается. В конечном счете супруги должны решать свои проблемы самостоятельно, без посторонней помощи.

Супружеская верность в одних обществах остается в своде неписаных норм, в других она легализуется и переходит в реестр формальных правил. Так, если вы обратитесь в суд с просьбой расторгнуть брак по причине супружеской неверности, суд удовлетворит ваше желание.

Таким образом, сексуальное партнерство подразумевает: а) запрет на физическую измену, б) запрет на нравственную или духовную измену. Супружеская неверность подразумевает и то и другое.

Кормилец и домохозяйка

Социальная сущность пары экономических ролей «кормилец-домохозяйка» заключается в требовании того, чтобы муж обеспечивал «прожиточный минимум», а жена – приемлемый комфорт жилища.

Биологическая и социальная эволюция закрепила за мужчиной и женщиной определенное разделение труда: мужчина охотился вне дома, а женщина работала по дому, где ей было легче воспитывать детей и ухаживать за ними.

Разделение труда между мужчинами и женщинами приводит к приобретению ими разных навыков. На протяжении большей части жизни эти различия формируют основу традиционной дифференциации ролей в браке. Некоторые виды занятий прямо рассматриваются как «женские занятия», другие – как «мужские занятия». Даже в тех семьях, где женщина работает полный рабочий день, она и дома ведет домашнее хозяйство и заботится о детях.

Общество по-разному определяет семейные роли. Закон обязывает мужчину материально содержать жену и детей, но жена не обязана содержать мужа. Поэтому первый в обязательном порядке должен иметь работу, за которую он получает деньги и наполняет ими семейный бюджет. Для жены трудоустройство является вопросом свободного выбора в том случае, если семья живет материально благополучно.

В принятии решений в семье во всех странах основную роль играет материальный фактор: тот супруг, который больше зарабатывает, имеет и больше власти в семье. Поскольку заработок тем выше, чем выше квалификация, а стало быть и уровень образования, то мужчина оказывается на вершине семейной пирамиды сразу по трем критериям: высокий образовательный и профессиональный статус, а также высокий доход.

У жен обычно более низкий доход, после появления детей они становятся зависимыми от мужа, так как в случае развода им самим придется содержать семью. Если женщина работает, это автоматически не уравнивает их шансы в семье. Отцовство имеет в обществе более высокий социальный статус. Человеческое общество устроено так, что принятие окончательного решения ожидается от сильного пола. Своим социальным авторитетом мужья «долавливают» жен, заставляя помимо производственной выполнять также домашнюю работу.

Функция кормильца определяется тем, кто приносит больше денег в семью. Другая составная часть этой функции или роли – общественный престиж основного вида занятия кормильца, прежде всего мужа. Высококвалифицированная профессия мужа определяет социально-экономическое положение семьи в целом.

Не менее важно, чтобы обе составляющие: престиж и зарабатывание денег совпадали. Преподаватель – высокопрестижное, но малооплачиваемое занятие. В тоже время жена работает продавцом: у нее малопрестижное, но высокооплачиваемое занятие. При таком раскладе ролей могут возникнуть проблемы в определении того, кто в семье выступает кормильцем. В нашем примере жена кормит семью, а муж определяет ее социальный статус. В идеале желательно, чтобы обе функции выполнялись одним лицом, а именно мужем.

Американские социологи установили:

«Для женщин имеет значение не столько уровень дохода сам по себе, сколько соотношение дохода мужа и жены: если жена зарабатывает достаточно много по сравнению с мужем, то вероятность развода увеличивается».

Из двух характеристик – престиж и деньги – сегодня важнее оказываются деньги, а завтра, когда дети подрастут и их придется вводить во взрослую жизнь, приоритетным окажется престиж. Важно, чтобы жена, заглядывая в будущее, не разочаровалась в настоящем.

Если роли кормильца и домохозяйки правильно распределены между мужем и женой, то высока вероятность достичь гармонии в браке.

Социальный партнер

Не менее важна роль социального партнера. В содержание роли «социальный партнер» входят такие социальные действия, как общение с родными и близкими, прием гостей, ремонт квартиры и т.д.

Рассмотрим пример: супружеская пара принимает гостей. Как ведут себя супруги? Муж встречает гостей, а жена готовит на кухне. Это разделение труда. Но особенно ярким доказательством социального партнерства в браке выступают такие факты, или поведенческие модели, как:

1. способность не говорить о внутрисемейных делах при гостях;

2. не перечить, а даже поддерживать партнера, пусть он и не совсем прав;

3. умение относиться к его друзьям либо родственникам, как к своим.

Социальное партнерство подразумевает модель поведения мужа и жены как представителей данного общества или данной социальной группы. Эта модель должна быть разной в разных обществах и различных группах:

1. высший класс (крупные бизнесмены);

2. средний класс (интеллигенция);

3. низший класс (рабочие).

Для каждого класса существует свой круг социального общения и свой репертуар социального партнерства. В гостях все стараются продемонстрировать то, что ценится в данном обществе. В высшем классе прием гостей превращается иногда в выставку «достижений народного хозяйства»: перед гостями хвастаются шикарным особняком и автомобилем, коллекцией дорогих вещей, престижными знакомствами. Здесь вечеринка служит средством установления новых и укрепление уже существующих деловых связей.

В среднем классе, особенно у интеллигенции, цель вечеринки – поговорить по душам, пооткровенничать, получить совет, обсудить правильность своих или чужих поступков и пр. Встреча превращается в своего рода самоисповедь и отпущение грехов. Главное предназначение духовного общения – получить одобрение своим поступкам от значимых других (прежде всего друзей или коллег). Исповедальная и терапевтическая функции беседы (друзья «лечат» душу и дают психологическую разрядку) тесно связаны между собой. Обе они способствуют другому важному процессу – сплочению и солидаризации дружеского сообщества. Друзья – это референтная группа, которая выступает эталоном оценок.

Мужчина и женщина на момент вступления в брак имеют разный круг общения. Поженившись, они их объединяют: друзья мужа становятся друзьями жены, и наоборот. Принцип объединения: относись к моим друзьям так же, как я отношусь к твоим. Такова одна из важнейших аксиом социального партнерства двух людей, соединенных не кровным родством, а брачными узами.

Подобная норма распространяется и на родню супругов. Когда соединяются два родственных клана, у каждого из супругов ровно в два раза увеличивается круг обязанностей. Но разница в отношении к новым родственникам сохраняется. Если «притирка» двух кланов состоялась, то и после развода между ними отмечаются дружественные отношения. Но часто после развода родня мужа и жены – заклятые враги.

Решение большинства семейных вопросов, например, выбор репетитора, вуза, места работы, брачного партнера для ребенка, распределение семейного бюджета и определение очередности покупок, помощь родственникам и т.п. – все это элементы социального партнерства. Иными словами, конкретные формы социального взаимодействия.

Социализатор

Роль социализатора или воспитателя детей (семья по существу начинается с детей, а не с супругов) попеременно играют оба супруга. Завести семью и детей – глубинное желание и потребность каждой женщины. Иногда это выходит на первый план и замещает первую из рассмотренных ролей – сексуальное партнерство. Разные женщины по-разному смотрят на брак. Одни считают мужа всего лишь средством обзаведения детьми, другие обращают внимание на супружеские взаимоотношения, а в детях видят обузу.

Функциональным (правильным) воспитанием является такое, при котором отец и мать передают своим детям те ценностные ориентации, правила поведения и традиции, которые закреплены за ними обществом. Отец передает детям свой статус, материальное положение, профессиональные навыки, обеспечивает социальную защиту, развивает интеллектуальные способности. Мать должна подготовить ребенка к семейной жизни (передать навыки ведения домашнего хозяйства), психологические навыки взаимоотношений между людьми; гуманистические, нравственные ценности. Она оказывает эмоциональную поддержку детям на протяжении всей жизни, воспитывает эстетические чувства, передает профессиональные качества (вязание, шитье).

Данные социологических исследований, проведенных в нашей стране, свидетельствуют, что в большинстве случаев женщина на первое место ставит детей. Объясняется это огромным количеством разводов, непрочностью семейных уз, пьянством мужа. В случае конфликта женщины обычно предпочитают оставить себе детей, а не мужа. Возможно, что в этом проявляется более высокая социальная ответственность женщины в современном обществе и ухудшение ценностной шкалы мужчин.

В воспитании детей супруги несут неодинаковую нагрузку. Она больше у женщин и меньше у мужчин. Объясняется подобная диспропорция отчасти большей занятостью мужчин на производстве, отчасти господством патриархальных пережитков, которые позволяют мужу не догружаться домашними заботами, а жену переобременять ими.

Ролевой конфликт и ролевые дисфункции

Как только происходит нарушение в исполнении четырех фундаментальных ролей, в семье возникают всевозможные противоречия и конфликты. Если указанные роли назвать функциями, а такой прием верен в своей основе, то их невыполнение правильнее именовать дисфункциями.

Функция – это объективная деятельность, которую выполняет человек вне зависимости от своей воли и сознания. Функция задается структурой или устройством общества.

Дисфункция – невыполнение предписанной ролью обязанностей в силу субъективных причин, в частности, нежелания (отсутствие высокой или устойчивой положительной мотивации) или неумения (отсутствие или нехватка знаний и навыков к выполнению роли).

Функции и дисфункции относительны. Так, длительная отлучка мужа из дома, связанная, например, с заграничной командировкой или морским плаванием, считается функциональным явлением. Но длительная отлучка женщины воспринимается как дисфункция.

В качестве примера рассмотрим дисфункции, возникающие в паре ролей «кормилец–домохозяйка».

Основное требование к кормильцу – получать денег больше, чем другие члены семьи (жена, дети). Если он этого не делает, то создается почва для ролевых дисфункций. Теряя функцию кормильца, муж не способен претендовать на место главы семьи, которое ему отводят культурная традиция и ожидания окружающих. Итак, если муж получает меньше, чем жена, возникает дисфункция (иначе ее можно назвать статусной несовместимостью).

Кроме того, муж должен приносить деньги в семью, то-есть не делать «заначек» и не тратить деньги вне семейного бюджета. Если это требование не выполняется, возникает дисфункция. «Заначивание» денег – это «русская народная забава» мужской части населения нашей страны. Эти деньги могут идти на выпивку, любовниц, карты, приобретение вещи, неодобряемой женой. Однако согласно своей роли кормильца муж обязан приносить деньги полностью, так как они – основа материального существования семьи, иногда единственная. С социальной точки зрения подобное явление тем более справедливо, что жена, взвалив на себя заботу о домашнем хозяйстве и воспитании детей, освобождает мужа от половины нагрузок и при этом выполняет свою домашнюю работу бесплатно.

Если муж утратил временно (став безработным) или постоянно (превратившись в инвалида) способность выполнять функцию кормильца, то жена принимает несколько моделей поведения. Верная моральному и юридическому долгу не покидать супруга ни в болезни, ни в старости, она соглашается терпеть временную незанятость, дополнительно взяв на себя новые функции. Если безработица мужа из временного состояния превращается в постоянное, то она вправе призвать его к ответственности или поставить вопрос о разводе.

Очень часто мужчины оказываются выбитыми из колеи не по своей воле: предприятие обанкротилось или ликвидировано вовсе. Верные своему социальному долгу кормильца переходят к нелегальным формам добывания средств существования: воровству, попрошайничеству, сводничеству, занятию теневым бизнесом и т.п.

Преступность при массовой безработице – это компенсаторный механизм, безработные идут на незаконные способы добычи денег. Безработица лишает мужчину статуса работающего, но не лишает его статуса добытчика денег, то-есть он все-таки обязан приносить их в семью. И так как общество лишило его возможности легально зарабатывать, то он выполняет свою главную функцию нелегальным способом или совместительством (например, офицеры подрабатывают на строительстве дач).

Когда люди приходят на работу, но им платят лишь половину прежней зарплаты, происходит следующее: 1) рабочему перекрывают источник доходов, он уже не приносит домой необходимую сумму денег, он вынужден заниматься совместительством, подрабатывать; 2) рабочий теряет ощущение удовлетворения от работы, а затем и специальности. Он ее решает поменять. Чтобы получить на альтернативную профессию, нужно пройти переквалификацию.

Невозможность в полном объеме выполнять роль кормильца может стать для мужчины препятствием к браку (дисфункция), поскольку многие женщины не спешат выходить замуж за малообеспеченных. Ранний брак становится причиной скорого развода не только и не столько по психологическим причинам (не сошлись характерами), сколько по материальным: негде или не на что жить. Ранний брак приводит к тому, что роль кормильца, которую не способен выполнять юный муж, берут на себя его или ее родители. В СССР подобное было массовым явлением еще и потому, что пожилые получали более высокие оклады, чем молодые. Сейчас вся экономика развернулась в сторону молодежи: у них заработки часто выше, чем у зрелых или пожилых. Тем не менее в нашем обществе, как и во многих других, не наблюдается тенденции к омоложению браков.

Дисфункции и следующие за ними по пятам семейные конфликты проявляют себя в двух формах (рис 5.4):

Внутриролевого конфликта: примером служит противоречие (статусная несовместимость) между ролями воспитателя и кормильца у мужа.

Межролевого конфликта, возникающего, например, между ролью домохозяйки, выполняемой женой, и ролью кормильца, которую неспособен выполнить муж.

Как следствие первой и второй рождается третья форма дисфункции – статусная несовместимость у одного и того же человека (безработный кормилец).

Конфликтная ситуация – это доведенная до поведенческого уровня дисфункция. Что ожидает кормилец от домохозяйки? Он вправе требовать вовремя выстиранного и поглаженного белья, приготовленного обеда и убранной квартиры. В обмен на эти услуги кормилец-муж предоставляет свои: большой объем физических и умственных усилий, затраченных на производстве ради добывания денег. Если работа поглощает чрезмерно много времени и муж не успевает выполнять другие свои функции, например, быть сексуальным партнером или хорошим воспитателем детей, у него возникает внутреннее недовольство. Это внутриролевой конфликт. О нем говорит мужу либо его собственное раздражение, либо раздражение супруги. Правда, последнее либо вовсе смягчается, либо приглушается в том случае, когда роль кормильца выполняется на очень высоком уровне: муж зарабатывает большие деньги или занимает высокий пост.

Межролевой конфликт проявляет себя в супружеских ссорах, когда один другого обвиняет в невыполнении каких-либо обязанностей: не отвел ребенка в детсад, не навестил старушку-мать, не купил продуктов в магазине, не вымыл за собой посуду, не отремонтировал кран на кухне и т.д. Причиной ссоры может выступать расхождение мнений по поводу того, как тратить деньги. На протяжении всего жизненного цикла семьи происходит процесс перераспределения обязанностей, связанных с одной из четырех фундаментальных ролей. Хотя правильнее было бы говорить, пожалуй, о переоценке того, что должен делать каждый из супругов, о корректировке понимания своих функций в семье. Часто поводом служит улучшение или ухудшение взаимоотношений между мужем и женой. Если ухудшение носит временный характер, то часть обязанностей, связанных с конкретной ролью, не выполняется эпизодически. При хроническом и нарастающем ухудшении взаимоотношений между супругами происходит полная переоценка и смысла семейной жизни, своей роли в семье и своих обязанностей. К примеру, муж после эмоционального охлаждения, перестает выполнять функцию сексуального партнера и кормильца.

Ожидаемые модели ролевого поведения в семье передаются от отца к сыну, от матери к дочери, закреплены традицией, описаны в многочисленной литературе и функционируют в рамках общественного сознания. Каждый юноша и девушка представляет благодаря этому, какими должны быть идеальная домохозяйка, мать, кормилец или верный супруг. Подобные нормы выполняют роль эталона, с которым сравнивается повседневная жизнь супругов. Помимо идеальных образцов существует множество живых примеров семейной жизни, с которыми также происходит постоянное сравнение того, насколько точно супруг или супруга исполняют свои роли. В семейных конфликтах результаты двукратного сравнения (с идеальными нормами и реальными соседями) пускаются в ход как аргументы и контраргументы: «У всех людей мужья как мужья, а ты...»; «Порядочная жена никогда не допустит, чтобы за ней ухаживал чужой мужчина» и т.д.

Муж оглядывается на другие семьи, сравнивает жену то со своей матерью, то со знакомыми замужними женщинами, и выводы часто оказываются не в пользу его супруги. То же самое постоянно делает и жена. Процесс социального соотнесения не затихает на протяжении всего семейного цикла. Каждый из них знает, как это должно быть, и сравнивает с тем, что происходит в его семье. То муж стал постоянно задерживаться на работе, то жена перестала заниматься домашним хозяйством.

В рамках правильного разделения семейного труда дисфункции возникают тогда, когда муж и жена не выполняют предписанные обществом ролевые ожидания. Они выступают основой конфликтной ситуации и мотивировкой при возможном разводе.

Причиной невыполнения женой функции домохозяйки могут быть следующие факторы:

1. физическая недееспособность (умственная болезнь, ограниченные физические возможности и т.д.);

2. необученность в исполнении своей роли (неправильная социализация в семье, когда родительская семья не обучила дочь готовить, стирать и т.д.);

3. Отсутствие мотивации к выполнению своих обязанностей.

Три фактора можно выразить формулой: я могу (не могу), я умею (не умею), я хочу (не хочу). Они повторяются и в общественном производстве: рабочий гонит бракованную продукцию потому, что не может, не умеет или не хочет трудиться. Достаточно даже одного отрицательного фактора, чтобы система действия была разрушена. К примеру, человек физически и умственно может работать, умеет это делать (есть знания и навыки), но не хочет. Или: хочет и может, но не умеет. Так и в семейной жизни. Дисфункции, а вслед за ними конфликты и развод наступают даже при одном отрицательном и двух положительных факторах. Избежать разлада можно, только заменив минус на плюс.

Однако счастье семейной жизни могут нарушить дополнительные обстоятельства. У обоих супругов могут быть только положительные факторы, но объективные обстоятельства не позволяют им проявиться (рис. 5.5). При этом возможны следующие варианты:

1. муж и жена работают, поровну делят домашние обязанности;

2. муж зарабатывает много, нанимает домработницу;

3. совместное проживание с родителями, которые берут на себя функцию домохозяйки;

4. оба супруга терпимо относятся к отсутствию порядка в доме;

5. у супругов нет постоянного дома либо убирать в нем не чего (нет мебели);

6. раздельное проживание супругов.

Ролевое напряжение

Когда человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей, возникает ролевой конфликт. Противоречивые требования, предъявляемые одной и той же ролью, могут стать причиной ролевого напряжения.

Изменение старых ролей и появление новых вызывает напряжение и противоречие в ролевом наборе мужа и жены. Во-первых, само по себе конфликтно соединение роли матери и работницы, работницы и домработницы, поскольку это не взаимодополнительные, а конкурентные позиции. Во-вторых, конфликт возникает между ролями мужчины-работника и мужчины-главы семейства, если у женщины появляется роль работницы. Работа вне дома приносит не только дополнительные деньги в семейный бюджет. Она дает самостоятельность женщине. Мужчина перестает быть сначала единственным, а затем главным кормильцем, а вместе с этим утрачивает превосходство и лидерство в семье.

Ролевое напряжение возникает по мере перехода семьи с одной стадии жизненного цикла на другую. Жена разрывается между ролью дочери по отношению к своей матери и ролью матери по отношению к замужним детям. Та и другая роль уже не нужна: престарелая мать требует заботы и опеки, стало быть жена должна выполнять по отношению к ней функцию матери , а не дочери. Повзрослевшая дочь сама стала матерью, и терпеть над собой дополнительную материнскую опеку она не в состоянии. И эта роль жены должна как-то измениться. Наконец муж с возрастом превращается в еще один объект опеки, поскольку жена и по отношению к нему невольно исполняет роль заботливой матери. Автоматически муж, почувствовав, что у его жены на первый план выходит функция матери, а не любовницы, начинает чувствовать себя взрослым ребенком, который готов выбрать себе невесту. Он заводит любовницу, предоставляя своей супруге выполнение чисто материнской роли.

Некоторые пары, утерявшие взаимную любовь, тем не менее, сохраняют брак, находя удовольствие в другом: в работе, в активной общественной жизни, в путешествиях и развлечениях. Они формируют свою жизнь вне семейного цикла, рассматривая семейные обязательства как формальные обязанности. Мужчина приносит деньги в семью, но теперь только часть их, оставляя запас для вне семейной жизни. Оба супруга могут завести любовников, хотя на званые приемы или в гости приходить вместе. Воспитание детей теперь строится не как взаимосогласованный между супругами процесс, а как два раздельных процесса влияния.

Несоблюдение любого важного правила или нормы, регулирующих одну из перечисленных ролей, ведет к ролевому напряжению. Предположим, муж зарабатывает денег меньше жены. Тогда он перестает быть кормильцем. Жена вправе возложить на него заботы домохозяйки. Но тот сопротивляется: мол, немужское это занятие. «А не уметь прокормить семью – мужское?» – резонно замечает жена. И она права. Если один партнер не выполняет свои обязанности, он должен взять на себя чужие.

В течение жизни мужчина и женщина проходят через разные циклы удовлетворенности и разочарования браком. Колебания этих циклов не совпадают. Примерно после шести лет совместной жизни муж отстраняется от семьи, жена важна ему в качестве хозяйки и друга. У женщин же все наоборот: по мере взросления детей возникает потребность в эмоциональной привязанности. Разногласия на этом этапе и приводят к возникновению неудовлетворенности браком. Но после восемнадцати лет совместной жизни удовлетворенность вновь возрастает за счет взаимной потребности в духовном общении.

Когда происходит конфликт ролей или ролевое напряжение, люди стремятся их разрешить. Но как это сделать? Приходится выбирать самые главные роли и им уделять основное время. Но какая роль является более важной? Из перечисленных выше ролей позиция матери считается самой важной. Именно таковы традиции человеческого общества. Считается, что семья – основной институт социализации и воспитания детей, а мать – главный агент социализации. Важнейшая функция семьи – воспроизводство населения и воспитание полноценного потомства. Если женщина – прекрасная мать, то окружающие простят ей недостаточное выполнение других функций. Но простит ли муж? Чаще всего он смотрит на супругу не с позиций общества, а из своего собственного угла.

Существуют несколько способов преодоления ролевого конфликта: считать некоторые роли более важными, чем другие; разделять дом и место работы, а также свои роли в них; разрядить конфликтную ситуацию помогают шутки.

Динамика ролевого набора

Хотя каждый статус обладает ролевым набором, ни одна роль в данном наборе жестко не закреплена за конкретным статусом. Статус может терять одну из своих ролей, приобретая взамен другую. Когда муж теряет роль кормильца, он превращается в домохозяйку, а иногда вообще перестает быть мужем и отцом. Обмениваться ролями можно только симметрично. То есть муж и жена могут поменяться ролями кормилец–домохозяйка. Но место потерянной роли может занять только симметричная роль. Роль кормильца нельзя поменять, скажем, на роль сексуального партнера. Несимметричные роли могут меняться местами только на краткое время. Роль любовника-содержанта у богатой женщины мужчина способен выполнять лишь какое-то время. Даже «новые русские», способные содержать жену и семейство, заводят любовниц. Поскольку брак строится на обмене эквивалентными ценностями, переход на неэквивалентный обмен сразу же превращается в мину замедленного действия.

Если муж потерял роль кормильца, может ли на время позаимствовать одну из ролей из статуса ребенка, например, иждивенца? Может, но на короткое время. Безработный муж терпим в доме до тех пор, пока роль не превратилась в хроническое явление.

Если жене приходится выполнять две симметричные роли – кормильца и домохозяйки (при живом муже), – то сохранить позитивную мотивацию к обеим ролям почти невозможно. Выполнять две роли с одинаковым мастерством нельзя. Женщина-бизнесмен перестает быть женщиной-домохозяйкой, а иногда и женщиной-матерью.

Особенно трудно заниматься с удовольствием добыванием денег и ведением хозяйства в то самое время, когда муж выполняет роль иждивенца. Как долго продлится этот союз? При каких условиях жена будет терпеть мужа, который зарабатывает меньше? Только когда он снимает с нее роль домохозяйки.

Итак, тот ролевой набор, который веками закреплялся за тем или иным статусом, не должен распадаться или переходить к другому статусу, в противном случае возникают ролевые конфликты.

Роли в жизненном цикле семьи

Жизненный цикл семьи – последовательность социальных и демографических состояний на непрерывной временной оси с момента образования до момента прекращения ее существования. Демографические события, формирующие цикличность, следующие – вступление в брак, рождение первенца, рождение других детей, прекращение брака.

Многие семьи, их называют стабильными или крепкими, имеют только один момент (заключение брака) и не имеют другого, а именно развода. Неразведенные супруги проходят все стадии жизненного цикла. Они-то и послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.

В течение жизненного цикла семьи внутри нее происходит смена ролей: иным на каждой стадии становится их распределение, одни роли исчезают, другие появляются, некоторые роли, ранее выполнявшиеся одним членом семьи, теперь выполняют несколько и т.д. В браке мужчина и женщина поначалу выполняют функции супругов, социальных и сексуальных партнеров, работников по дому и на производстве. С появлением детей к ним прибавляются роли родителей, воспитателей и социализаторов. Отец выполняет роль профессионального наставника, мать – объекта эмоциональной привязанности, они оба – советчиков по жизненно важным вопросам. В старости у родителей появляются заботы по воспитанию внуков. По мере взросления детей часть хозяйственных нагрузок переходит от родителей к ним. Дети начинают выполнять роль хозяйственных помощников, а мать идет на работу, и у нее появляется новая роль работницы. Современная женщина, в отличие от своей предшественницы, проводит на работе в среднем 25 лет, притом уже после замужества.

Многие семейные роли сохраняются на протяжении всего цикла, но их содержание и внешнее проявление изменяются. Роль заботливой матери по мере взросления детей меняет свое содержание в том смысле, что жесткий контроль и опека уступают место роли советника и партнера. Со временем меняется стиль исполнения сохраняющейся роли. На ранних фазах отец мог придерживаться в воспитании авторитарного стиля, который позже может смениться на демократический, а затем на попустительский.

Такова динамика внутрисемейных ролей. На нее оказывает существенное влияние изменение вне семейных ролей, которые появляются у человека отчасти независимо от семьи, а иногда в прямой связи с ней. Продвижение мужа по служебной лестнице может значительно улучшить материальное положение семьи, дав возможность жене уйти с работы. В то же время стремление поправить положение семьи могло выступить побудительным мотивом к служебному продвижению.

Модели поведения, свойственные одной и той же роли, по мере перехода на новую стадию жизненного цикла, способны не только изменяться, но и противоречить друг другу. Мать обнаруживает, что она буквально разрывается между противоположными стандартами по мере взросления сына. Она хочет видеть его одновременно взрослым и ребенком, проявлять повышенную требовательность и опекать его, считать самостоятельным и одновременно зависимым. Она понимает, что у взрослых сына или дочери могут быть уже свои секреты, скрываемые от родителей, но вместе с тем мать по-прежнему желает быть поверенной во всех их секретах, как в детстве. Когда у повзрослевших детей появляется собственная жизнь и они меньше советуются с родителями, те воспринимают изменение поведения как признак отчуждения, хотя его на самом деле нет. Просто изменились роли и модели поведения.

В современном обществе специализированные институты берут на себя выполнение тех функций, которые раньше в значительной степени приходилось исполнять матери, например лечение, приготовление пищи, стирка белья.

Историческая смена ролей

Традиционная роль мужчины – кормилец семьи, а женщины – хранительница очага. Однако в силу крупных структурных сдвигов в обществе такое распределение ролей может в незначительной либо очень значительной степени поменяться. Так произошло и в России: женщина постепенно и в силу разных обстоятельств принимала на себя, помимо своих собственных, еще и мужские роли. Исторически эти метаморфозы прошли в пять этапов.

Первый этап – конец XIX –начало XX веков, когда бурное развитие промышленности выталкивало из деревни массу крестьян и они уходили на отходные промыслы. Отходничество – это поиски временной работы в городах и промышленных центрах. На долгое время реальной хозяйкой в доме оставалась женщина. Ей приходилось брать на себя значительную часть мужских работ вплоть до ремонтно-строительных. Так исподволь в России начал формироваться нетрадиционный тип сильной, независимой, а позже деловой женщины.

Второй этап – сталинская индустриализация 30-х годов. Экстенсивное развитие народного хозяйства, возведение огромного числа промышленных объектов увеличили потребность в рабочей силе. Но мужской рабочей силы явно не хватало. В экономику активно втягивается неквалифицированное пополнение женщин-работниц. Государство пошло на соответствующие идеологические коррективы: женщина и мужчина были уравнены практически во всех правах. Иначе говоря, устранялось деление на чисто мужские и чисто женские социальные роли. Производственные и профессиональные роли в массовом количестве стали доступны женщинам. К старому образу жены отходника добавляется новый штрих раскрепощенной жены пролетария.

Третий этап – Великая Отечественная война и послевоенное возрождение народного хозяйства. Колоссальные потери мужского населения России привели к тому, что масса женщин стали заменять мужчин на чисто мужских, нередко физически тяжелых работах. Из основного или, по крайней мере, равного мужчине субъекта социалистического строительства российская женщина превращается в главного субъекта послевоенного возрождения экономики. А кроме того и в воспитателя целой армии детей и подростков, потерявших на фронте своих отцов. И все это пришлось на долю матери-одиночки – самой многочисленной категории послевоенной эпохи.

В последовавшие затем мирные годы социальная судьба российской женщины складывалась не совсем благополучно. Хотя со временем половозрастная структура населения страны выровнялась, деформировалась его социально-ролевая структура. Иными словами, мужчина выполнял главным образом производственные роли, а женщина – и производственные, и семейно-бытовые. Повысился уровень разводов, когда ребенок остается с матерью, что неизбежно толкает женщину на «делание карьеры».

Эпоха развитого социализма – четвертый этап становления мускулинного типа женщины – добавил в социальный портрет россиянки новые черты. Они определились исходя из высокого уровня разводов, массового алкоголизма мужчин, их пассивности в помощи женщине по домашнему хозяйству и, наконец, низкой заработной платы мужчин, которая обрекала российскую семью на так называемые «двухкарьерную» и «с двумя кормильцами» модели семьи.

Пятый этап наступил недавно с переходом к рыночным условиям. Крупные структурные сдвиги в экономике привели к разорению целых отраслей хозяйства, некогда благополучных. Мужчины-кормильцы, особенно из материально обеспеченного оборонного комплекса, либо частично, либо полностью лишились заработка. В еще большей степени безработица коснулась женщин. В новых более жестких социально-экономических условиях формируется и новый тип женщины: исчезает традиционная мягкость и свойственный ей от природы оптимизм, их место занимают резкость, авторитарность, гиперопека над детьми, желание наравне конкурировать в бизнесе с мужчинами, еще большее подражание мускулинным образцам поведения, в том числе демонстративное курение, употребление матерных выражений, подчеркнутые грубость и хамство в обращении, культ силы и денег, любовь за деньги.

<< | >>
Источник: А.И. Кравченко. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил.. 2002

Еще по теме Тема 5 Социальные роли:

  1. Социальные роли
  2. Социальные роли
  3. Глава 1 Социальная структура: статусы и роли 1.1. Что такое социальная структура
  4. Подготовка к выполнению социальной роли
  5. Практикум 5 Социальные роли
  6. § 2. Понятие и структура социальной роли
  7. § 2. Социальные роли и поведение личности
  8. Свобода личностии социальные роли:опыт Зимбардо
  9. Глава 24Социальные статусы и социальные роли
  10. 9. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
  11. Т е м а 10КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ. АДРЕСАНТ И АДРЕСАТ. КОММУНИКАТИВНЫЕ РОЛИ. СОЦИАЛЬНАЯ И ТЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ КОММУНИКАНТОВ
  12. Тема 3 Социальное пространство и социальная структура
  13. Тема 7 Социальная стратификация
  14. Тема 9. Единый социальный налог
  15. ТЕМА 5. КУЛЬТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
  16. Тема 11. СОЦИАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА