<<
>>

Глава 1 Сущность и функционирование социальных институтов 1.1. Что такое социальные институты

Термин «институт» имеет множество значений, В европейские языки он пришел из латинского: institu tion — установление, устройство. Со времени он при обрел два значения— узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, на пример институт брака, институт наследования.

Социологи, позаимствовавшие это понятие у право ведов; наделили его новым содержанием. Хотя, несомнен но, стержень —- совокупность норм, регулирующих оп ределенную сферу общественных отношений, — остался прежним.

Но добавились новые, сугубо социологические детали* Они углубили наше понимание социальных ин ститутов как столпов, на которых покоится общество.

Но начнем мы наш анализ издалека. Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов — мощных инструментов выживания, вы кованных многомиллионной эволюцией. Они помога ют ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. А как быть чело-веку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в опасном и постоянно меняющемся окружении. Такова социальная среда — система условных значений, норм, статусов, правил, традиций.

Роль ИНСТИНКТОВ В человеческом обществе ВЫПОЛ- Л-ГЛ няют социальные институты — мощные инструменты, I"

Ращ 111. Еодамыв таидш

выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать. Но не отдельному индивиду, а всему сооб ществу.

Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого — индивидуальная комбинация потребностей. Если можно так выразить ся, индивидуальный стиль. Но фундаментальных, важ ных для всех, не так уже и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:

потребности в воспроизводстве рода (институт сехьи и брака);

и потребности в безопасности и социальном порядке (поли тические институтыг государство);

потр ебности в до быв ании ср е дств сущ е ств ов ания [экон о - мические институтыг производство);

потребности в передачи знаний t социализация подрастаю щего поколения, подготовке кадров (институты образо вания в широком смысле, т. е> включая науку и культуру);

• потребности в решении духовных проблем, смысла жиз ни (институт религии).

Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах Торстейн Веблен. Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор. Эволю ция общества — это процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они пред ставляют привычные способы реагирования на стиму лы, которые создаются внешними изменениями.

В самом деле, на заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет — беспорядочные поло вые отношения. Он грозил человеческому роду гене тическим вырождением.

Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет— запрет кровосмешения. Он запре щал половые отношения между кровными родственни ками, скажем, матерью и сыном, братом и сестрой. По существу, таков первый и важнейший в истории вид социальных норм.

Позже появились и другие нормы. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, орга низуя отношения при помощи норм. Таку людей заро-

Г mi L Цщт і іущмщшш щтш кнстшдтвв

дился, может быть, самый ранний социальный инсти тут — институт семьи и брака.

Сделаем вывод: социальный институт— приспо собительное устройство общества, созданное для удов летворения его важнейших потребностей и регулиру емое сводом социальных норм.

Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения, как и другие инсти туциональные нормы, становились коллективной при вычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. Злоумышленников (на языке социологии — девиантов) ожидало суровое наказание (санкции). Понятно теперь, почему родоначальник институционализма Т. Веблен и его последователь У. Гамильтон определяли социальный институт как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним. Собствен но говоря, так понимают термины «институция» (ус тановление, обычай, порядок, принятый в обществе) «институт» (закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения) юристы.

Отсюда и слово «ансшшпуциолализация», обозна* чающее закрепление практики или области обществен ных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

Так, институционализация какой-либо науки, ска жем социологии, предполагает издания государствен ных стандартов и постановлений, создание исследо вательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов, подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников, и т. д,

<< | >>
Источник: Кравченко А.И.. Социология. 2001

Еще по теме Глава 1 Сущность и функционирование социальных институтов 1.1. Что такое социальные институты:

  1. Глава IX. Социальные институты: сущностьи социальные эффекты (последствия)
  2. § 2. Основные принципы функционирования системы социальных институтов
  3. ЧТО считать институтом в социальной сфере?
  4. § 3. Институт государстваПонятие государства как социального института
  5. Глава 4. Социальные институты
  6. Глава 1 Социальная структура: статусы и роли 1.1. Что такое социальная структура
  7. Глава 3 Институт как социальная организация
  8. § 2. Структура и функции социального институтаСтруктура социального института
  9. Глава 10 СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
  10. Глава X. Система социальных институтов
  11. Глава XI. Изменение социальных институтов
  12. § 3. Социально-исторические типы социальных институтов