<<
>>

СУБЪЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В социологии народничества субъективное направление занимает видное место, а его ведущие теоретики — П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский — создали оригинальную социологическую концепцию. Кроме них в русле рассматриваемого направления выступал и С. Н. Южаков. Несмотря на некоторые отличия в тео-ретических положениях, в целом ее представителям присущи общие черты, что объединяет их в одно направление.

Субъективисты считали личность главной социальной силой, своеобразным социальным атомом; совокупность индивидов с их желаниями и потребностями образует общество.

В. И. Ленин отмечал, что субъективисты имеют дело не с действительными личностями, которые существуют в обществе и связаны с ним сотнями нитей, а с абстракциями, неким вместилищем собственных идеалов.

Другая характерная черта субъективистов — принципиальное противопоставление природы и общества: в природе действуют причинные связи и закономерности, в обществе — телеологические закономерности и целевые факторы. При оценке социальных явлений ими применялся ценностный подход, отсюда и сквозная проблема всей субъективной социологии — свобода выбора идеала, выдвижение на первое место категории возможности без учета реальных условий ее воплощения в действительность. В этой связи сложился и субъективный метод социологии, требующий рассмотрения общества с позиций определенного нравственного идеала, изучения общества исключительно как продукта выполнения нравственно-идеальных установок.

Субъективное направление возникло в конце 60-х годов XIX в. и существовало до Октябрьской революции, пройдя за это время, как и народническая социология в целом, значительную эволюцию.

В конце 60-х—начале 70-х годов происходит поиск ответа на вопрос, волнующий демократическую молодежь: что она должна сделать, чтобы изменить «народную долю». Субъективная социология Лаврова и Михайловского была таким своеобразным ответом. «Исторические письма» Лаврова и «Что такое

прогресс?» Михайловского стали манифестом нового направления в социологии. Субъективисты не видели в русском обществе реальных революционных сил, способных изменить судьбы страны. Полукрепостническая Россия спала, по выражению В. И. Ленина, «вековым сном». Все надежды субъективисты перенесли на критически мыслящую личность. Они полагали, что человек, воодушевленный передовыми идеалами, в состоянии постепенно путем социалистической пропаганды подготовить народ к революции. На этой основе выстраивалась вся социологическая теория Лаврова с его субъективным методом. В значительной степени к ней близки и воззрения Михайловского. Михайловскому наравне с Лавровым принадлежит философское обоснование тезиса о возможности изменить общественное развитие в направлении, которое избирает передовая интеллигенция в соответствии с выбранным идеалом.

В начале 70-х годов главные проблемы субъективной социологии касались философского обоснования метода исследования общества и разработки теории социального прогресса. При этом фокусом воззрений было выявление значения личности как субъекта развития и социального познания. На личности замыкались все связи сложного общественного организма.

Уроки неудачного «хождения в народ» имели большое влияние и на дальнейшее развитие субъективного направления в на-роднической социологии. Делалась попытка теоретически осмыслить народнический опыт. Участники «хождения в народ» считали самодержавное правительство основной причиной неудачи социалистической пропаганды. В этой связи намечается поворот к теоретической разработке проблемы государства как силы, активно влияющей на историю народа. Наиболее отчетливо и рано это проявилось в работах П. Л. Лаврова «Русской социал-революционной молодежи» (1874) и «Государственный элемент в будущем обществе» (1875). На эту же тему были написаны Н. К. Михайловским «Политические письма социалиста», опубликованные в 1879 г. в газете «Народная воля».

В 80-х—начале 90-х годов субъективная социология претерпела некоторую внутреннюю эволюцию. В ней появились две новые тенденции: во-первых, интерес к анализу экономического фактора, к определению его роли в жизни общества, что было заметно у Лаврова, и, во-вторых, обращение к социальной психологии, попытка исследовать общество с помощью категорий психологии. Последнее отчетливо видно в работах Михайловского. Однако исходные позиции, такие как верность субъективному

методу и взгляд на личность как главный источник социального прогресса, сохранялись. В книге «Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?» В. И. Ленин настоятельно проводил мысль, что основная идея Маркса о естественно- историческом процессе развития общественно-экономической формации «в корень подрывает» «ребячью мораль» субъективистов, претендующую называться социологией.116 Идеи субъективистов, писал Ленин в работе «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве», «не могли дать ничего, кроме утопии или пустой морали, игнорирующей борьбу классов, происходящую в обществе».

После краткой характеристики идейной эволюции субъективного направления в социологии народничества, связанной с коренными социально-политическими изменениями в России, перейдем к рассмотрению и анализу теоретических проблем.

<< | >>
Источник: Б. А. ЧАГИН. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИОЧЕРКИ ИСТОРИИ НЕМАРКСИСТСКОЙ социологии ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX— НАЧАЛА XX ВЕКА. 1978

Еще по теме СУБЪЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

  1. Субъективность
  2. § 1. Субъективное и объективное в политической жизни
  3. Субъективная оценка
  4. ГЛАВА 9. Склонность к потреблению: - субъективные факторы
  5. Субъективное представление о морали
  6. 57. Объективные и субъективные причины земельных правонарушений
  7. Субъективная сторона
  8. Объективны или субъективны интересы?
  9. Объективная и субъективная стороны социетального кризиса
  10. Лекция 10 СУБЪЕКТИВНЫЕ ОСНОВЫ И СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ
  11. 2. Существует ряд объективных и субъективных факторов
  12. СУБЪЕКТИВНО-НОРМАТИВНАЯ КОНЦЕПЦИЯ П. И. НОВГОРОДЦЕВА И В. М. ХВОСТОВА
  13. Методика УСК (уровень субъективного контроля)
  14. Австрийская школа «субъективной ценности» и проблема меновой стоимости денег.