<<
>>

§ 2. Структурные компоненты культурыСтруктурные элементы культурной деятельности.

Рассмотрим основные структурные элементы культурной деятельности лю дей — относительно простые и вместе с тем целостные едини цы, из которых складывается любая социальная практика про шлого и настоящего .
Эти единицы тесно связаны друг с дру-

том, но их связь носит не рядоноложенный характер, а ото бражает сложные, переходящие яруг в друга соотношения раз ных аспектов культурного пространства: коммуникативного, семантического, нормативно-эталонного, информационного и др. Рассмотрим культурные элементы, отображающие некото рых из этих срезов.

Коммуникативному срезу культуры (подробнее о социальной коммуникации см. гл. 13) присущи такие элементы, как разнооб разные языки культуры. В совокупности эти языки представляют собой многоуровневую систему разных знаковых единиц, кото рые люди используют в процессе коммуникативной деятельнос ти: вербальный (лингвистический) язык, жестовый, предметно- пространственный, графический, образный, включая и художе ственный, формализованный язык, язык эмоций и чувств, язык телодвижений, язык той или иной профессиональной деятельно сти (словарный запас, технологии, орудия труда) и др.

Истоки формирования языков культуры имеют как природ ные предпосылки, так и определены социально-коммуника тивными, ценностно-смысловыми особенностями человечес кого взаимодействия.

Природный мир и врожденные качества самого человека предоставляют ряд базовых оснований для ус тойчивого восприятия определенных признаков окружающего мира и фиксации их посредством материальных носителей. Вместе с тем ни одна разновидность языка культуры не задает ся априори, но всегда рождается в процессе коммуникации живущих совместно людей, их совместной деятельности.

Особенно важно подчеркнуть роль в культуре лингвистичес кого языка — устной коммуникации, письменной речи, которые выступают основными каналами культурной коммуникации.

Начиная с Б. Малиновского, язык рассматривается как один из важнейших факторов, участвующих в порождении культур ной реальности, как основная форма человеческого взаимо действия, как средство аккумулирования культурного своеоб разия народа. Представители этнолингвистической позиции, известной как языковой релятивизм (американские антропо логи и этнолингвисты Б. Л. Уорф, К. Клакхон, Г. Хойджер и др), склоняются к тому, что человеческое познание определя ется преимущественно языком и что люди, говорящие на язы ках, принципиально различающихся друї от друга по грамма тическому строю, видят мир по-разному.

Но эта крайняя позиция разделяется далеко не всеми этно- лингвистами, ибо культура является слишком масштабной и длительно эволюционирующей системой человеческой дея тельности, чтобы сводить ее сущность к зависимости от одного фактора. В языке скорее можно видеть своеобразный путеводи тель по предыдущим этапам культурного развития народа, по составу и содержанию разных сфер социальной практики лю дей. Эту мысль о языке как путеводителе раскрывает в своих трудах американский этнолингвист Э. Сепир .

Идея Сепира находит подтверждение в наличии культурно- речевых статусов и стилей, свойственных разным уровням, об ластям и сегментам социальной практики. Так, определенный словарный запас, построение, насыщенность эмоциональны-ми оттенками характеризуют народную речь и такую ее разно видность, как просторечие. По местным диалектам можно раз личать уроженцев определенных территорий. Заметно различа ются социальные диалекты — чиновничья речь, официальный письменный текст (канцелярит), языковая культура предста вителей разных профессий и социальных групп. Без труда мож но выделить разновидности корпоративной речи (например, риторика армейской среды отличается от судебной риторики), а также жаргон деклассированных групп. К тому же в разных жизненных ситуациях люди используют различные вербальные стили, которые выражаются в тональных оттенках и в других формах речевой выразительности.

В то же время развитая пись менная культура вырабатывает литературно-художественный язык. Литературные тексты способны отображать все указанные социально-лингвистические особенности речевой практики народа, помогая формированию правильного и богатого по со держанию общенационального языка.

Семантический срез культуры содержит такие элементы, как духовные ценности, смыслы и значения, знаки и символы культурной активности. Духовные ценности связаны с аксиологи ческим качеством культуры и свидетельствуют о том, что в ней существуют разные значения, ориентированные на разнообраз ные оценочные шкалы: «хорошее—плохое», «высокое—низмен ное», «прекрасное—безобразное», «нравственное—безнравствен ное», «одобряемое—осуждаемое» и т. п. Духовные ценности —

это ориентиры сознания, соотнесенные с положительным куль турным значением, с высокой смысловой оненкой. Так, виталь ными ценностями могут выступать такие состояния человека и качества существования, как жизнь, здоровье, сила, удобства быта, уровень потребления и т. п. Политические ценности моїуг быть представлены в той или иной культуре образом свободы слова, конституцией, высокой оценкой государственного конт роля, ориентацией на гражданский мир и т. п. Ценности религи-озной практики отождествляются с Богом (или Аллахом, Брах мой), с божественным законом, верой, Священным Писанием, спасением, просветлением, святостью и др.

Статус духовных ценностей или общезначимых символов культуры присваивается многим матеральным ценностям. На пример, духовно-символическое значение приобретают для на рода картины родной природы, историко-природные комплек сы. В современной американской культуре в этом качестве фигу рирует река Миссисипи, прерии Дикого Запада, в китайской культуре — горный пейзаж (в частности, гора Тайшань в про-винции Шаньдун), Великая Китайская стена. В отечественной культуре таким символическим значением наделяется пейзаж среднерусской равнины, река Волга, Московский Кремль.

В культуре народа наличествуют общие ценности, одинако во признаваемые всеми его представителями.

Вместе с тем ценности разных слоев и классов отличаются друг от друга, расходясь порой до полярно противоположных значений. Ду-ховные ценности выступают мощным мотивационным факто ром, определяющим поведение социальных групп. В целом сис тема духовных ценностей создает гибкую систему регуляции социальных связей, обеспечивая функционирование важней ших обычаев, норм, смыслов и значений .

Самостоятельными единицами культурной активности выс тупают смыслы (или значения), которые, "будучи связанными с определенными объектами, окружающими человека, его соб ственными состояниями и действиями, заключают в себе куль турное понимание этих объектов, действий. Смысл, таким обра зом, выступает способом включения человеческого опыта в социокультурную коммуникацию, вне которой он не суще ствует. Культурный смысл рождается на базе исторического

опыта данного сообщества, обобщает его заинтересованное от-ношение к тем или иным явлениям, а также возможность ис пользования выработанного смысла в практической деятельнос ти . Смыслы культуры не следует отождествлять с информаци ей, со знаниями, хотя они тесно связаны между собой. Информация — это лишь один аспект смысла, нередко связан ный с событийной стороной. Если смыслы формируются в культуре в течение долгого времени, то новая информация (на пример, о курсе валют разных стран) в наши дни может быть получена и усвоена специалистами практически мгновенно.

Вместе с тем информация о тех же валютных операциях, идущая из одной культуры в другую, сможет приобрести в но вой социальной среде какое-либо значение тогда, когда она будет принята субъектами деятельности и когда они станут ос мысленно ее использовать в своих целях. Так, в XVI в. сведения о соотношении денежных единиц стран Западной Европы были непонятны аборигенам недавно открытой Америки. Впрочем, в то время сами европейцы с трудом понимали смысл поведения ацтеков в ходе хозяйственного обмена, так как рыночные отношения в доколумбовой Америке носили зачаточный характер, уже утраченный и позабытый народами Западной Европы. Сегодня в любой стране трудно найти го рожанина, который в общих чертах не был бы знаком с кур сом национальной денежной единицы по отношению к важ нейшим мировым валютам. Таким образом, то, что ныне выс тупает для многих в качестве количественной информации и используется в бизнесе, при регулировании семейного бюдже та, заключает в себе исторически сложившийся смысл, порож денный развитым уровнем хозяйственной культуры.

В качестве элементов культурной активности людей выде лим культурные знаки и символы, которые в данном случае рас сматриваются с точки зрения ценностно-смысловой природы. Знаком в культуре выступает любой созданный или обработан ный человеком объект (артефакт), несущий культурную ин-формацию. Знак либо является общепринятым аналогом друго го объекта (например, изображение голубя), либо заключает в себе некоторые сведения об окружающей действительности, требуя определенных действий человека. Так, дорожный знак,

запрещающий движение автотранспорта (в просторечии «кир пич»), предписывает водителям искать другой путь. Таких культурных знаков вокруг человека множество. По существу вся социальная среда представляет собой сплошную цепь зна ковых систем. Совокупность этих систем составляет своеобраз ный текст культуры, смыслы и значения которого человек постоянно, не задумываясь, «считывает», расшифровывает, вырабатывая соответствующее поведение, согласовывая свои действия с другими людьми.

Культурный знак становится символом, если его содержание «отрывается» от замещающего предмета, наполняясь новым зна чением. При этом новый смысл включает в себя множество до полнительных значений сравнительно с первоначальным. Такое содержание формируется в культуре постепенно, приобретая в итоге общесоциальную значимость, оказываясь весьма эффек тивным по своей информационной и экспрессивно-смысловой нагрузке. Известно, что изображение голубя с пальмовой ветвью символизирует мир и что такой образ мира включен в широкий спектр культурных текстов, начиная от политического плаката и кончая лирическим стихотворением. Символы — важный эле мент ритуальных действий, торжественных актов. Немалое их число используется человеком в повседневном поведении, в се мейных отношениях. Множество общепризнанных символов по рождает политическая, религиозная, художественная практика.

Известно, что в общественной практике каждой страны ог ромным интегративным значением наделяется государственно- политическая символика герба, флага, гимна. Назначение этих символов состоит в том, чтобы с помощью изобразительно-цве товых элементов, словесных образов обозначить общенациональ ные характеристики государства; зафиксировать те духовные цен ности, которые его граждане считают жизненно важными, за ко торые готовы в период опасности отдать жизнь. Государственная символика, как правило, складывается постепенно, отображая важнейшие вехи исторического развития народа.

Например, широко известный в мире английский флаг, изображающий восьмиконечный красно-белый крест на синем фоне, сложился не сразу. Изображенные на нем цветные ли нии представляют три наложенных друг на друга креста. Крас ный вертикальный крест святого Георгия обозначает покрови теля собственно Англии. Второй — синий, косой крест —

принадлежит святому Андрею, покровителю Шотландии, ко торую Англия мечом и хитростью долго присоединяла к себе. Третий красный косой крест святого Патрика символизирует покровителя Ирландии, которая также долго боролась за неза висимость, но все же на определенном этапе истории полнос тью стала частью Англии, а ныне остается в составе Велико британии лишь своей северной территорией. Таким образом, английский флаг свидетельствует о том, что Соединенное Ко ролевство Великобритания состоит из важнейших составных частей: Англии, Шотландии, Ирландии.

В политической символике современной России также оказались совмещенными знаки, образы, эмблемы разных ис торических эпох, порой далеких и чуждых друг другу. Социо-логические опросы свидетельствуют, что основная часть граждан России поддержала нынешнюю государственную символику, выделяя в ней те смыслы и значения, которые помогают интегрировать наше общество. Так, мелодия гимна и красное войсковое знамя (Знамя Победы), принятые в СССР и перешедшие в современную символику, рассматри-ваются гражданами прежде всего как знаки нашего могуще ства, способности народа преодолеть сверхнапряжение Вели кой Отечественной войны. Трехцветное знамя ассоциируется с тем, кто его создал, — с царем-модернизатором Петром I. Двуглавый орел также не вызывает отторжения в широком общественном мнении, ибо он был принят русскими царями после первых удачных шагов по собиранию русских земель и после принятия Московским царством роли «наследника Ви зантии», в целом символизируя преемственность между раз ными этапами государственного строительства.

Рассмотрим элементы нормативно-эталонного среза культу ры, которые характеризуют деятельность человека с точки зре ния ее нормированное™ и обновления этой нормированное™ в историческом развитии. Данный срез культурного простран ства весьма часто привлекает внимание исследователей, ибо с ним связаны такие качества культуры, как ее самобытность, устойчивость или изменчивость.

Важнейшим элементом данного среза является культурная норма, которая выступает определенным стандартом поведен ческой и духовной активности, в соответствии с которым дей ствуют представители конкретной культуры. Этот стандарт зак-

репляет важнейшие принципы и параметры деятельности, свойственные той или иной культуре, органически включаясь в любой вид человеческой активности. Вместе с тем культурная норма допускает широкую меру вариативности поведения, не который диапазон ожидаемых действий, понятных и одобряе мых окружающими. Будучи гибкими, нормы в целом поддержи вают устойчивость социальных институтов, регулируют массо вые и групповые взаимодействия людей.

В сфере хозяйственной культуры нормы предстают в виде стандартов трудовых операций, установок трудовых отношений, принципов трудовой морали того или иного народа. Функцио нирование правовой сферы базируется на фундаментальных мо ральных императивах (будь честным!), а также опирается на раз-ветвленную сеть законодательно-правовых нормативов, пред ставленных в виде разрешений-запретов.

Культурно-нормативный характер приобретают и явления духовной сферы: жизненные идеалы, духовные ценности, пра вила, определяющие ту или иную разновидность творческой активности в культуре. В практике искусства нормы выступают в виде художественных канонов, творческих приемов, стиле вых особенностей и эстетических программ разных художе ственных направлений. Вместе с тем именно в художественном творчестве нормы быстро исчерпывают себя. Субъекты творче ства всегда находятся в состоянии поиска новых норм художе ственного выражения или познавательных установок. В резуль тате появляются новые течения в искусстве.

В целом культурные нормы трансформируются постоянно, но скорость их обновления в разных областях практики различ на: где-то они обновляются постепенно, через незаметный от ход целых социальных групп от традиционных регламентаций; в других областях нормы изменяются более стремительно — через инновационно-внедренческую деятельность, критику су ществующих привычек или даже отмену устаревших норм ука-зами властей. На смену прежним нормам приходят культурн- ные инновации, многие из которых с течением времени могут стать нормой. Однако инновации не приобретут нормативного статуса, если не будут подхвачены основной частью населения. И только воспроизводимые в процессе жизни нескольких по колений они превращаются в культурные нормы.

Понятие «культурные образцы» (паттерны) обозначает ус тойчивую конфигурацию связей людей друг с другом, с пред метной или природной средой, которая обусловливается опре деленными типами ситуаций, предписанным поведением в них человека, а также критериями, по которым оцениваются дей ствия человека, его связи с окружающим миром. Содержание культурного образца включает в себя информацию о мире, мо мент его оценки, способ действия в нем человека, стимулы действия. Порождение образцов в культурной практике проис ходит различно, начиная с постепенного формирования в ходе исторической практики широких социальных групп и кончая разработкой в ходе творческой или проектно-инженерной дея тельности. Множество культурных образцов рождается в сфере художественного творчества, религиозной практики. Сформиро вавшись, культурный образец действует в массовой активности в виде стереотипизированных, подчас слабо осознаваемых шаб лонов действия, актов оценивания, образного мышления.

В качестве культурного образца способны выступать явления культуры широкого диапазона — материальные предметы и сооружения (например, тип домашней утвари, характерная разновидность жилой постройки); манеры поведения людей, их внешние характеристики (в отечественной культуре функ ционируют представления о «светских манерах», «купеческих замашках», «военной выправке»); правовые или обыденные нормативы поступков людей (говорят о «законопослушном по ведении»); жанровые и стилевые особенности искусства (теат-ральное амплуа романтического героя); формы экономических отношений (родственно-клановые формы ведения хозяйства и организации труда в традиционных культурах, например, в со временных странах Востока); проявления политической культу ры (распространенное в прошлом среди русских крестьян пред ставление о царе-батюшке). Особенно прочными выступают об разцы этнонациональной культуры, некоторые из которых определяют как этнические константы. Во многих случаях они выполняют функцию идентификации, сплочения представите лей данного сообщества, позволяя ему социально дистанциро ваться от других этносов .

Целостные комплексы образцов, культурных норм в деятель ности представителей конкретной культуры, сохраняющиеся на протяжении столетий, составляют то, что принято называть культурным ядром, и связаны с индивидуальной сущностью данного народа Исследователи установили, что ядро культуры выполняет посредническую функцию во взаимодействиях ее внутренних компонентов, областей практики: оно является своеобразным катализатором, упорядочивающим их отношения. Кроме того, ядро позволяет культуре сохранять собственную идентичность во взаимодействии с другими культурами.

Обычаи выступают формой культурной регуляции, приобрета ющей более целостный и рационализированный характер срав нительно с культурными нормами и образцами. Обычаи предпи сывают конкретное поведение людей в социально значимых об стоятельствах, например регламентируют поведение детей, молодежи по отношению к старшим и пожилым людям. Понятие традиции приобретает более широкий смысл сравнительно с обычаем. Традиция включает в себя не только поведенческие сте реотипы, но и весь объем социокультурного наследия, передаю щегося от поколения к поколению и воспроизводящееся преиму щественно в социальных фуппах в течение длительного времени.

Во второй половине XX в. отечественные и зарубежные иссле дователи получили весьма важный результат, раскрывающий сущ ность и функциональное предназначение традиций в целостной исторической практике народа. Было установлено, что традицию нельзя рассматривать как статическое образование — она способ на отзываться на требование времени, адаптироваться к переме нам. Источник трансформации находится в самой традиции, ибо в ней тесно переплетены креативно-динамические и стабилизирую щие элементы. Традиция способна интегрировать новые элементы, заметно обновляться по форме и отчасти изменять свое содержа ние. Вместе с тем она сохранится до тех пор, пока в ней действует скрытый алгоритм связи основных ценностных доминант (куль турных образцов), на которых она базируется изначально.

По мысли С. Эйзенштадта, современного израильского исследователя, изучающего традиционные сообщества, харак тер социальных изменений в таких сообществах непроизволен, но задан изнутри традицией, которая выступает механизмом, аккумулирующим и передающим другим поколениям народ ный опыт, селективно отбирающим полезные элементы из

практики других народов. Тем самым традиция определяет на правленность социальных трансформаций, выступает ограни чителем инноваций и важным критерием их легитимности в представлении основной части населения .

В рамках обычая, традиции приобретают важное регулятив ное значение ритуалы, обряды. Ритуально-обрядовое поведение отмечено немалой степенью формализации и наделяется ог ромным символическим значением. Порой, по-видимому, оно утрачивает целесообразный характер, но и в этом случае такое поведение служит цели упрочения социальных связей, сохра нения культурной преемственности. Так, в английском парла менте давно могли бы отказаться от ритуального символа — кожаного мешка с шерстью, предназначенного для председа тельствующего, и перейти к обычному креслу. Но этот мешок символизирует прочность парламентской традиции, чему в ан-глийской культуре придается немалое значение.

Сравнивая между собой единицы нормативно-эталонного среза культуры, можно заметить их различия между собой. Для конкретного человека выполняемые культурные нормы и об разцы приобретают во многом автоматический характер; их также не всегда легко объяснить наблюдателю из другой куль туры — они, как капилляры, пронизывают все стороны чело веческой активности. Обычаи, традиции, ритуалы, обряды бо лее демонстративны; они состоят из комплексов культурных норм и образцов, создавая сложные поведенческие алгоритмы взаимодействия многих людей в определенных ситуациях.

Наконец, рассмотрим элементы информационного среза куль туры. Он связан со сведениями об окружающем мире, которые уменьшают неопределенность в понимании действительности субъектами культурной активности. Информационный момент содержит в себе такие рассмотренные выше единицы, как куль турные нормы, знаки, символы и т. п. Важнейшими единицами информационного среза выступают знания, представления, об разы внешнего мира . Выделим еще один элемент информаци онного среза культуры: картина мира.

Каждый народ в снонтанно-историческом режиме формиру ет и закрепляет в мифах, в искусстве, в эсхатологических обра зах и повседневных представлениях определенную картину мира, которая отображает его видение мироздания и представ ления о своем месте в нем. Картина мира складывается из цело го ряда факторов, но основным источником ее формирования выступает целостная историческая практика народа, окружаю щий природный ландшафт, опыт взаимодействия с соседними народами. Научная мысль способна пополнить культурную кар тину мира лишь в незначительной мерс. К тому же каждый на род отбирает из научных данных ту информацию, которая ока-зывается для нею наиболее значимой, относительно которой он вырабатывает свою оценку, адаптируя к своей картине мира.

Универсальная модель культуры и универсалии культуры. Су ществует бесконечное многообразие прошлых и ныне функци-онирующих культур, которые заметно разнятся между собой теми элементами культурной активности, которые мы рас смотрели выше. Начиная с XIX в., осуществлялись попытки исследователей путем сравнительного изучения культур наро-дов, живших в разные исторические периоды, выделить в них повторяющиеся элементы и их более сложные комплексы. Эта процедура дала бы ученым возможность теоретически сконст руировать универсальную модель культуры. Однако создание такой модели оказалось сложной задачей.

Меньше споров вызывало перечисление фундаментальных характеристик культуры, которые американский антрополог Дж. П. Мердок формулирует следующим образом. 1. Любая куль тура передается посредством научения, т. е. она не является чем- то врожденным. 2. Культура всегда прививается воспитанием. Воспитание включает в себя не только передачу технических навыков, но также и диспиплинирование животных импульсов ребенка с целью приспособления его к социальной жизни. В ка честве примера можно привести внутрисемейные табу инцеста, которые, судя по всему, универсальны. 3. Культура социальна, т. е. она разделяется людьми, живущими в организованных кол лективах, и сохраняет свое единообразие под воздействием со циальных факторов. 4. Культура по преимуществу идеационна, т. е. групповые привычки в значительной степени во многих слу чаях вербализированы как идеальные нормы или паттерны по ведения. 5. Культура всегда обеспечивает удовлетворение базис-

ных биологических потребностей и вторичных потребностей, возникающих на их основе. 6. Культура адаптивна, т. е. она при спосабливается к природной среде, к биопсихологическим по требностям человеческого организма, к социальной среде со седних народов. 7. Культура интегративна, т. с. она образует со-гласованное, интегрированное целое .

Выделенные фундаментальные основания культуры все же не дают возможности сформулировать перечень повторяющих ся черт, наличествующих в любой культуре. Количественный и качественный состав элементов, черт, а также их сочетание между собой у разных авторов оказывались различными. Толь ко число черт варьируется от четырех до полусотни.

Ниже перечислим некоторые содержательные черты и эле менты, присущие культурам — древним и современным, про стым и сложным, относительно которых ученые единодушно признают универсальность: речь и язык, функциональная зна чимость возрастного деления носителей культуры, календарь, социальная организация, системы родства, приготовление пищи, совместный труд и разделение труда, декоративное ис кусство, обучение и образование подрастающего поколения, этика, праздники, фольклор, запрет инцеста и многочислен ные разновидности табуирования, похоронные ритуалы, игры, подарки, гостеприимство, жилищное строительство, обычаи, закон, наказания, имена, религиозные культы и др.

Наряду с универсальной моделью культуры исследователи, работающие в области философии и семиотики культуры, вы деляют универсалии культуры. Речь идет о неких общечеловечес ких репрезентациях культурного опыта, представленных в об разно-мировоззренческих конструкциях, в этимологических ценностях языка, в мифологической и художественной симво лике того или иного народа. Универсалии культуры вырастают из основного мифа, связанного с такими архстипическими ка тегориями и оппозициями, как золотое яйцо; мировое древо; жизнь/смерть; верх/низ и др. Над ними утверждаются универ салии архаического порядка: мифологемы хтоничсских сил

(огонь/вода/земля/воздух), связанные с ними элементы Кос моса (Солнце, звезды, Луна, планеты), а также ближний к че ловеку мир предметов (камень, дерево, масло, зерно, утварь). Вслед за этим выстраиваются универсалии терминов родства, экзистенциальных ситуаций (например' отец, мать, дети, а также встреча, путь), границы состояний (например: сон, смех, слезы, экстаз). Завершается перечень универсалий куль туры списком различных видов деятельности (труд, игра и др.). Универсалии культуры рассматриваются в науке как некие он тологические и экзистенциальные константы человеческого бытия, как фундаментальные категории картины мира, при сутствующие в культуре каждого народа.

Из перечисленного видно, что основа как универсальной мо дели, так и культурных универсалий восходит к устойчивым ант ропологическим (биологическим, психологическим, духовным) характеристикам человека, а также к космическим и геоприрод ным условиям его существования. Так, привычка к определенно му действию, переходящая в обычаи и традиции, основана на принципе ограниченных психофизических возможностей челове ка всякий раз реагировать на окружающую действительность как- то иначе, чем в предыдущих случаях, — стереотипный характер человеческих действий в данном случае энергетически оправдан. Кроме того, традиции закрепляют рачительное отношение к со-циальной энергии в историческом масшабе, передавая норма тивы деятельности последующим поколениям.

Еще одна особенность вышеперечисленных универсальных элементов и символов культуры: их содержание и связи между собой варьируются в широком диапазоне. Так, представление о смерти и похоронный обряд во всех культурах имеют внешне сходные элементы — переход умершего в другой мир, выра жение скорби у окружающих, перечень способов обращения с телом, обеспечивающих «существование» умершего в потусто роннем мире, и др. Но содержание этих элементов и образов различно — каждый народ вырабатывает свои смысловые обо снования того, почему человек умирает, для чего следует со вершать те или иные действия во время похорон и т. п.

Все это позволяет сделать вывод о том, что наличие общих антропологических характеристик людей формирует культуры на единой основе, на которой надстраивается огромное множе ство отличительных, в том числе социальных, признаков. В пос-

леднис 30—35 тысячелетий человеческие ассоциации и коллек тивы расселялись по всему земному шару, адаптируясь к неоди-наковым климатическим зонам, к разнообразным ландшафтно- географическим условиям жизни, что определило неодинако вые векторы культурного развития разных рас, родоплеменных и этнонациональных сообществ . На разных материках, в разных регионах мира развитие народов определялось уже не столько унивсрсапьными чертами, сколько необходимостью адаптиро ваться к несходным условиям жизни. Поэтому историческое развитие культур осуществлялось по разным пивилизационным направлениям и социальным моделям, модифицируясь как на самостоятельной основе, так и через выборочную диффузию отдельных культурных достижений.

В результате современный мир состоит из огромного числа культур разных народов, отличающихся между собой множе ством существенных и второстепенных признаков. Группы со седних и близких между собой по разным характеристикам (язык, религия и др ) культур могут образовывать духовное единство более общего порядка, нежели культура одного наро да, — пивилизационную общность . Вместе с тем наряду с эт- нонациональным и культурно-цивилизационным мноюобра- зием народов мира продолжает сохраняться общечеловеческое единство, восходящее к суммарной аксиоматике сходного внутреннего опыта людей, что запечатлевается в языке, в кар тине мира, в мифопоэтической активности.

<< | >>
Источник: Г. В. Осипов. Социология. Основы общей теории. 2003

Еще по теме § 2. Структурные компоненты культурыСтруктурные элементы культурной деятельности.:

  1. 1.2. Структурные элементы предприятия и состав их организационной деятельности
  2. Структурные компоненты обществ
  3. 6. Характеристика структурных элементов КСИ
  4. Основные структурные элементы культуры. Социально-исторические системы представлений о мире: миф — религия — идеология
  5. Глава XVII. Основные структурные элементы культуры. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения в современном обществе
  6. Глава XVI. Основные структурные элементы культуры. Социально-исторические системы представлений о мире: миф — религия — идеология
  7. Раздел 3 СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ: ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ, ИНСТИТУТЫ, ИНСТРУМЕНТЫ
  8. Деятельность Перикла и его круга: социально-культурное проектирование
  9. "Культурное производство" и "творческие (культурные)индустрии”
  10. Культурные универсалии и многообразие культурных форм
  11. Культурные аспекты модернизации.Секуляризация, рационализация, культурная дифференциация
  12. 3. Основные элементы экономической деятельности
  13. Культурная глобализация и культурная локализация.
  14. Учет расходов по обычным видам деятельности по экономическим элементам
  15. 6.2. Сырье и компоненты
  16. Метод главных компонент
  17. 1. Госсектор и его компоненты
  18. 4.8.2.КОМПОНЕНТ КОНТРОЛЛИНГА СИСТЕМЫ R/3 ФИРМЫ SAP AG
  19. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
  20. 48. Содержательные и операционные компоненты мышления