<<
>>

Структурно-функциональный подход: Т. Пирсоне.

Трудности, связанные с определением религии, возникают не просто в результате недостаточности эмпириче ских данных. Когда Вебер писал о невозможности дать определение религии в начале предпринятого им исследования, он имел в виду не только недостачу материала - он обращался к исследованию каждой религии в разных связях и контекстах.

Он пытался, таким образом, составить представление о религии на разных уровнях ее социального существования как явлении многомерном. Традиционным определениям религии не хватает "объемности", она оказывается одномерной, замкнутой в одной из социальных сфер и потому предстающей в неполном, усеченном виде.

Определение религии в рамках "системного функционализма" предложил Т. Парсонс. Его подход характеризуется в основном двумя особенностями.

Во-первых, Парсонс стремится выяснить, что представляет собой религиозная организация человеческой жизни, т. е. его подход не является узкоспециальным, когда задача сводится к исследованию самого по себе религиозного феномена: религия не как самоцель, но как феномен человеческой жизни, как аспект, связанный с целым и позво ляющий глубже постичь это целое - человека.

Во-вторых, Парсонс исходит из того, что исследование религии должно быть междисциплинарным в силу особенностей религии как предмета изучения.

Он конста-тирует, что по крайней мере в три из четырех основных систем, конституирующих че

ловеческую жизнь, включена религия, и в каждой из них религия выполняет опреде-ленные функции. Парсонс называет эти три системы, надстраивающиеся над биологи-ческой системой организма: 1) система личности, 2) социальная система группы (обще-ства), 3) система культуры. Религия находится на стыке системы культуры и социаль ной системы, через нее ценности культуры внедряются в жизнь общества, и через нее ценности культуры, воспринятые обществом, интернализуются личностью.

Поскольку это так, социология религии должна контактировать с антропологией и психологией. Кроме того, поскольку религия включает в себя традиции, которым привержена та или иная группа, и потому представляет собой исторический феномен, она должна быть рассмотрена в контексте эволюционирующего общества, которое повышает свою адап-тивную способность в результате функциональной дифференциации и усложнения со-циальной организации. Парсонс выделяет три типа общества: примитивное (дифферен-циация отсутствует); промежуточное (появление письменности, социальной стратифи-кации, культурной легитимации; отделение экономической подсистемы от политиче ской); современное (отделение правовой подсистемы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночная экономика, демократическая избирательная система).

На уровне индивидуальной системы, образующей личность, включающем и на чальные стадии индивидуального развития, имеется возможность понять функции ре-лигии в связи с ее происхождением, становление религии в процессе развития челове-ческого способа существования, т.е. определить истоки и пути развития

80

религиозного поведения индивида. В поведении человека не много чисто биоло-гического - оно определяется не инстинктами, жестко генетически детерминированны ми образцами поведения и потому более пластично, обладает свободой выбора на ос нове предлагаемых культурой образцов поведения, т.е. в значительной степени человек создается, формируется другими людьми, и в первую очередь - жившими ранее. Это огромное преимущество по сравнению с животными, но оно имеет и оборотную сторо ну: ребенок беспомощен, им не руководят инстинкты, он должен научиться владеть своим телом, контролировать эмоции и направлять свои действия. Для продолжения рода необходим социальный порядок. Ребенка нужно учить вести себя в соответствии с условиями физической и социальной среды обитания. Каждый новый опыт увеличива ет возможность выбора и вместе с тем влечет за собой колебания, нерешительность, бездействие.

Так, перед каждым возникает угроза хаоса.

Ребенок нуждается в руководителе, который давал бы не только специфические инструкции относительно поведения в данной ситуации, но и прививал способность к обобщению (генерализации), выделе нию типов ситуаций, в которых применимы однажды найденные способы поведения. Этот процесс генерализации, абстрагирования, выделения неких образцов ситуаций и действий продолжается всю человеческую жизнь и составляет часть культуры, в кото рую входит и непрерывное развитие индивида.

Образцы поведения, которым следуют многие, вырабатываются в условиях кон кретного общества. Они представляют собой каркас, в котором индивид осознает себя как личность и свои отношения с окружающими. Эти образцы предотвращают хаос ничем не ограничиваемого выбора действий, устанавливая их направления, благодаря которым может быть найден их смысл и предвидимы последствия. Другими словами, личность живет в мире, который она в значительной мере создает для себя в общении, диалоге с теми, кто вместе с ней живет в этом мире и разделяет свойственные ему об разцы поведения.

Эта способность обобщения реализуется не только в создании образцов поведе ния в повседневной жизни, но и в контексте человеческой жизни, вписанной в рамки универсума. Таким образом, каждый индивид живет в трех мирах, специфическим об разом в каждом из них функционируя: в природной среде (как биологический орга низм); в мире повседневной жизни, создавая применительно к его нуждам и масштабам ориентиры и образцы

81

поведения, помогающие индивиду постичь смысл его существования; и наконец - в идеальном мире, включающем образцы, выходящие за рамки повседневной реаль ности. Религия представляет собой стремление связать эти три мира в единое осмыс ленное целое. Она рассматривается, таким образом, в рамках "системного функциона лизма", в первую очередь как решение конечных, предельных проблем человеческого существования. Это функциональное определение может быть проиллюстрировано большим числом вариантов, в каждом из которых подчеркивается какой-то аспект это го сложного феномена.

Религия, рассматриваемая на уровне социальной системы, составляет главный предмет социологического анализа.

Социолог не может ограничиться изучением функ ций религии в индивидуальной жизни, хотя он должен постоянно иметь их в виду. На первый план выходит исследование влияния религиозного поведения и религиозных организаций на социальную группу, на жизнь общества.

В первую очередь необходимо выявить истоки религии, а для этого обратиться к историческому развитию человека, к древнейшим слоям культуры. Дюркгейм предпо ложил, что дожившие до нашего времени примитивные общества можно рассматривать как модель таких стадий развития человечества. Тотемизм, распространенный у авст ралийских аборигенов, он рассматривал как "элементарную" форму религии, т.е. та кую, которая не опирается на какие-то более ранние, предшествующие ей формы. Это самое начало религиозной жизни, и здесь обнаруживается, что объектом религиозного поклонения является символизируемая в тотеме социальная общность. По словам Пар- сонса, это первый уровень соотнесенности религии с социальностью: животное-тотем и клан - одно и то же. Члены клана, производя ритуалы ощущают себя мифическими су ществами, воспроизводя их действия. Религия в данном отношении выступает как ри туальный символизм с социальным содержанием.

Второй уровень соотнесенности религии с социальным определяется тем, что первичная функция религиозного ритуала заключается в формировании и укреплении солидарности: общая вера объединяет тех, кто ее разделяет. Общая вера образует, со гласно Дюркгейму, моральную общность, которую на языке современных понятий на зывают церковью, общность изначально религиозную, но в то же время являющуюся мирской социальной системой. Хотя конкретные формы религиозной организации в различных обществах неодинаковы, важно, что во всех случаях религия означает

82

некий тип общности - группу людей, разделяющих общие верования и образцы поведения.

Определение Дюркгеймом церкви как "моральной общности" связано с тем, что он различает два главных нормативных компонента человеческого действия: когнитив ный (познавательный) и моральный, две первичные категории культуры: коды, опреде ляющие когнитивные структуры, и коды, определяющие моральный порядок. Эти два компонента имеют, по Дюркгейму, социальный характер.

Парсонс обращает внимание на то, что в книге "Элементарные формы религиоз ной жизни" Дюркгейм выделил великую триаду основных принципов систем человече

ского действия: религиозный, моральный и когнитивный компоненты, которые в его интерпретации составляют три первичных центра (средоточия) культурной системы: конструктивную символизацию, морально-ценностную и когнитивную. К этой триаде Парсонс добавляет еще и экспрессивную символизацию, которую связывает с катего рией аффекта (желания, страсти) и рассматривает как обобщенное средство взаимооб мена, укорененное прежде всего в социальной системе и лишь специфическим образом опосредующее взаимообмен между личностью и системой культуры. Эта четвертая "символизация" оказывается весьма важной в анализе религиозного ритуала.

Единство этих категорий на разных уровнях дает возможность понять, каким образом религия мотивирует человеческие действия, связывая их не только с обстоя тельствами повседневной жизни индивида, но и "трансцендируя" их - связывая с кос мическим порядком. Только поэтому религиозные институты могут выступать в каче-стве наиболее строгих санкций и запретов, противодействуя поведению, которое пред-ставляет опасность не только для данной социальной общности, но и для существова ния самого рода человеческого. Руководство со стороны религиозных институтов часто "перевешивает" не только импульсы других социальных институтов, но даже "большо го" общества, не говоря уже об индивидуальных устремлениях. Отмеченные общие компоненты - условия существования, структуры мышления и моральные предписания - в разных культурах выступают в различных вариациях, однако в сопоставимых и под-дающихся анализу на основе сравнительного метода.

Религия, таким образом, представляет собой человеческий феномен, объеди няющий культурную, социальную и личностную системы в осмысленное целое. "Структурный функционализм"

83

Парсонса отличается от других подходов к определению религии тем, что по зволяет связать в единое целое функциональный и субстанциальный типы определения религии на разных взаимосвязанных уровнях человеческого действия.

С этих позиций религия включает следующие важнейшие компоненты, каждый из которых функционально значим: 1) общность верующих, которые разделяют 2) об щие верования, мифы, интерпретирующие абстрактные ценности культуры примени тельно к определенной исторической реальности, к конкретным условиям существова ния данной социальной общности, благодаря 3) ритуальным практикам, поведению, предполагающему личное участие, насколько оно возможно, в 4) приобщении к общим символам, обозначающим реальность, отличную от реальности повседневной жизни (это реальность, образующая, по Дюркгейму, мир "священных вещей"). Перечисленные компоненты существуют во всем многообразии конкретных религий, которые включе ны в жизнь общества, процессы изменения, развития, разрушения.

Хотя структура и функции, если их рассматривать применительно к определен ной религии, неразрывно связаны, социологический анализ религии на теоретически абстрактном уровне предполагает возможность рассмотрения двух проблемных облас тей как самостоятельных: "структура религии" и "функции религии".

<< | >>
Источник: Гараджа В. И.. Социология религии. 2005

Еще по теме Структурно-функциональный подход: Т. Пирсоне.:

  1. 73. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОДЫ
  2. 4.2. Структурно-функциональный анализ экономики
  3. Структурно-функциональный анализ религии:Б. Малиновский и А.Р. Рэдклифф-Браун
  4. 2.2. От структурно-функциональной к процессной организации — эволюция методологии создания ИС
  5. Оценка функционального подхода.
  6. 6. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ
  7. Функциональный подход
  8. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ
  9. Системный и функциональный подходы к образованию
  10. Функциональный подход: определение религии Э. Дюркгейма.
  11. ЗБ. ДЖОАН ПИРСОН
  12. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКВИВАЛЕНТЫ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
  13. Функциональный учет затрат и результатов деятельности (метод ABC). Сущность функционального учета затрат
  14. § 16.3. КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ ПИРСОНА. КОЭФФИЦИЕНТ ДЕТЕРМИНАЦИИ
  15. 4.3. Возможные подходы к определению структуры управленческого анализа: система МсКтсеу, «цепочка ценностей» Портера, подход Омаэ
  16. § 1. Многообразие подходов к исследованию политической системы. Марксистский подход
  17. структурные связи В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ