<<
>>

Специфика социологии

Интерес к проблемам общества связан с разными именами и традициями в истории науки: с именами Платона и Аристотеля в греческой философии, Ибн Хальдуна в исламском правоведении, с движениями европейского Просвещения (в частности Шотландского просвещения).
Однако сам термин «социология» впервые был использован лишь в 1824 г. в письмах О. Конта. Большую известность он получает после издания «Курса позитивной философии» Конта (1838). Подход Сен-Симона, Конта и Спенсера к анализу общества основывался на оптимистической убежденности в том, что принципы позитивизма могут стать фундаментом научного исследования общества. Социология, полагали они, должна открывать общие законы социального изменения, подобные законам ньютоновской физики или дарвиновской биологии. Однако
1 Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, про грамма, методы. Самара, 1995. С. 19—20.
2 Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. М., 1994. С. 14.
3 Гидденс Э. Социология: учебник 90-х годов (Реферированное издание). Челябинск, 1991. С. 18.
такое видение оказалось чересчур амбициозным, и к концу XIX в. социология уже ставила перед собой гораздо более ограниченные цели.
Согласно М. Веберу, социология должна заниматься не бесплодными поисками общих законов, а определением значения социального действия и конкретными уникаль-ными историческими событиями. Противоположного взгляда придерживался Э. Дюркгейм, который был в гораздо большей степени уверен в возможностях социологии, утверждая, что ей удалось выявить сходство моральных, правовых институтов и религиозных верований во множестве различных обществ, и что выявленное единообразие социальных феноменов является лучшим доказательством того, что социальная сфера подчиняется определенным универсальным законам.
Хотя Дюркгейм своими исследованиями пытался доказать, что социальные феномены должны изучаться с помощью специальной независимой дисциплины социологии, до сих пор существует множество разногласий относительно ее места в ряду других социальных дисциплин. Возражая Дюркгейму, обществоведы обычно указывают на ряд моментов:
Социологию нельзя считать отдельной независимой дисциплиной, поскольку она сводит воедино дан ные экономики, политологии и психологии; соци альное не является некой автономной данностью, оно складывается при пересечении факторов эконо мики, политики, географии, истории и психологии.
Социология — это определенный способ видения, форма «воображения», способствующая обоснова нию действий индивидов и событий в соотнесении с широким социальным контекстом; причем такое видение свойственно представителям не только дан ной дисциплины, являясь общим для историков, географов, экономистов, журналистов и т. д.
По мнению некоторых марксистов, социология не имеет статуса науки, поскольку у нее нет ни строго определенного объекта исследования, ни своей ме-
тодологии, ни надлежащей системности; ее правильнее рассматривать как идеологию, характерную для определенной стадии капиталистического развития.
Социология иногда рассматривается как интеллектуальная, зачастую консервативная реакция на специфические социальные проблемы, порожденные Французской революцией и переходом от традиционного к индустриальному обществу, поскольку она пыталась измерять и анализиро-вать такие стороны жизни общества, как жизнь городской бедноты, политическая нестабильность, уровень смертности, заболеваемость, преступность, разводы, самоубийства и т. д. Однако наряду с этим глубокое влияние на формирование социологии оказали Сен-Симон, К. Маркс и Ф. Энгельс благодаря своими исследованиям социальной структуры, класса и социального изменения. Идейная и политическая значимость социологии является неоднозначной, и ни одна социологическая традиция не может считаться всецело господствующей.
Хотя в отношении природы социологического знания не существует единого мнения, в целом его значение признается многими. В защиту существования этой дисциплины может быть приведен ряд полновесных доводов:
Благодаря многочисленным эмпирическим исследо ваниям социология способствовала развитию более детального познания и более глубокого понимания современных обществ.
Социология поднимает важные проблемы природы индивидуальной правовой и моральной ответствен ности, исследуя социальный контекст человеческих действий.
Социологическое знание в значительной степени способствовало развитию других дисциплин, в час тности истории, философии и экономической на уки.
Социологию можно рассматривать как новую фор му сознания, особо чувствительную к дилеммам се куляризированной индустриальной цивилизации.
<< | >>
Источник: Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И.. Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»,2000. - 512 с.. 2000
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Специфика социологии:

  1. 4. Специфика экономических реформ в КНР. Заветы Дэна и Цзян Цзэминь. а) Содержание доктрины «специфика китайского со­циализма».
  2. 10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  3. Подходы к определению предмета социологии в отечественной социологии
  4. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
  5. Единство теоретического и эмпирического в социологии. Схема научного исследования в социологии
  6. Значение социологии религиозности молодежи, установки социолога.
  7. Социология знания и социология культуры Карла Манхейма.
  8. Социология права и политическая социология
  9. § 3. Предмет социологии. Социология в системе наук
  10. Что такое социология культуры?Социология культуры как проблемная область социологическогознания.
  11. социология как наука. Предмет и функции социологии
  12. социология управления и социология менеджмента
  13. Глава 1. Развитие наук «Социология» и «Управление» как базавозникновения социологии управления.
  14. Дискуссия «Специфика политической власти»
  15. 1. Специфика управления финансами
  16. I. ОСОЗНАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ СПЕЦИФИКИ ПОВЕДЕНИЯ
  17. 18. СПЕЦИФИКА СТРАХОВАНИЯ
  18. Специфика прикладного социологического исследования
  19. § 4. Метод отраслевой специфики