<<
>>

§ 3. Социология в России в XIX и начале XX в.

Социология в целом и каждая сс отдельная отрасль являют ся результатом творческой деятельности многих поколений ученых и мыслителей разных стран и народов, и в этом смыс ле она интернациональна по своему характеру, целям и зада чам.

Социология является общечеловеческим феноменом.

В то же время социология никогда не была единой наукой, как, например, физика или астрономия. Одновременно суще ствовало значительное число школ и направлений, различных по своему содержанию и характеру, пониманию теории и методоло гии, предмета и структуры социологического знания. Эти школы и направления часто базировались на диаметрально противопо ложных мировоззренческих, философских и социальных позици ях, характеризовались весьма различными подходами к определе нию предмета исследования и возможностей его познания.

Специфика и национальные традиции (что особенно важ но) проявляются не только как сторона или специфическое качество чего-то цельного и единого, а как самостоятельное направление, претендующее на выражение самой сущности социологии или на представление социологии в целом.

Общечеловеческие и национальные особенности социоло гии в России имеют несколько аспектов.

Во-первых, они уходят корнями в русскую культуру, в тра диции русского освободительного движения. Русская социоло гическая, вернее социальная, мысль складывалась как из от кровенно «идеологизированных», так и «академических» школ (прогрессивного и консервативного направлений).

На формирование социальной, а затем и социологической мысли в России большое влияние оказали французские про светители (Монтескье, Вольтер, Дидро, Сен-Симон); англий ские экономисты (Смит, Рикардо); немецкие романтики (Шеллинг).

Это влияние преобладало до первой четверти XIX в., но начиная с этого времени преобладающими и противоборству ющими ориентациями в социальном мышлении в России ста ли славянофильство и русофильство, с одной стороны, и запад ничество — с другой.

Наиболее крупными представителями русофилов были Н.

Я. Данилевский, М. Н. Катков, К. Н. Леонтьев, К. П. Победо носцев.

Взгляды русофилов левого крыла сформулировал Н. Я. Да нилевский. Он считал, что именно в России произойдет взлет культуры после падения ее на Западе. Выразителем идей пра вого крыла русофилов стал К. П. Победоносцев, который ре шительно выступал против «разрушительных» сил западной культуры. Только путем соблюдения национальных традиций под руководством церкви, осуществляющей волю Бога на зем ле, утверждал он, русское общество может достичь гармонич ного единства желаний, эмоций, разума.

В западничестве сложились три направления: теоретическое (30-х гг.), крупнейшей фигурой которого был П. Я. Чаадаев; гу манистическое (40-х гг.) во главе с В. Г. Белинским; народни ческое (60-х гг.), основанное А. И. Герценом (его наиболее яр кими последователями стали Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добро любов, Д. И. Писарев и др.).

Во-вторых, социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Выдающиеся де ятели русской социологии (М. М. Ковалевский, Л. И. Мечни ков, Н. К. Михайловский, Е. В. дс Роберти и др.) оказали суще ственное влияние на ее становление как самостоятельной на уки об обществе, вышедшей за пределы национальных іраниц.

В то же время она испытала заметное влияние концепций запад ных социологов: О. Конта, Г. Спенссра, Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюркгейма и др.

Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885) — создатель первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса. Взамен «произвольных» систем он предлагает «естественную» систему группировки исторических событий, учитывающую многообразие человеческой истории, исходя из определенных типов ее развития, тогда как времен ная классификация (по степеням и фазам изменения культу ры) объявляется второстепенной. Каждый организм, в том числе культурно-историческое явление, рассматривается как целостная система, некий «морфологический принцип», структурный план которого «начертан рукою промысла».

«Человечество», по мнению Данилевского, — только отвле ченное понятие, реальными же носителями исторической жизни выступают «естественные» системы — обособленные «культурно-исторические типы».

Главным критерием выделе ния типов является языковая близость, а сам культурно-исто рический тип понимается как сочетание психоэтнографичес ких, антропологических, социальных, территориальных и дру гих признаков. На место однолинейной исторической схемы Данилевский ставит «драму» многих культурно-исторических типов, каждый из которых образует целостный организм и по добно живому организму переживает соответствующий жиз ненный цикл от зарождения через расцвет к упадку.

Другим, не менее оригинальным отечественным социоло гом, был Лев Ильич Мечников (1838—1888). Его главное произве дение — «Цивилизация и великие исторические реки: Геогра фическая теория развития современных обществ» (1889). В этой работе Мечников выступил как крупнейший представитель гео графической школы в социологии. Он стремился объяснить не равномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса.

В соответствии с этим он выделял три периода в истории циви лизации: 1) речной — со времени возникновения первых рабо владельческих государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы; 2) средиземноморский — от основа ния Карфагена; 3) океанический — после открытия Америки.

Усматривая критерий общественного прогресса в «нараста нии общечеловеческой солидарности», Мечников считал не избежным и закономерным переход человечества от деспоти ческого правления к свободе, от угнетения к братству всех лю дей и народов, покоящемуся на добровольной кооперации.

Ситуация, сложившаяся в социальном мышлении в России во второй половине XIX в., предопределила характер и на правление развития русской социологии. Многие русские со циологи явились наследниками первого поколения народников (Н. Г. Чернышевский и др.). Определяющей ориентацией соци ологической мысли в России стал субъективизм, наиболее яр кими представителями которого были П. Л. Лавров, Н. К. Ми хайловский, Н. И. Кареев.

Петр Лавровий Лавров (1823—1900) первым ввел в социоло гическое знание такие термины, как «антропологизм», «субъек тивный метод», «субъективная точка зрения». «В социологии и истории есть вещи неизменные и абсолютные, как и в других науках. Они объективны, о них могут не знать в какую-то опре деленную эпоху, но их обнаруживают в другую. Социология и история содержат такие истины, которые не могут быть обнару жены до определенного момента не в силу объективного несо ответствия уже известному, но по причине субъективной него товности общества понять вопрос и дать на него ответ» .

Социология представлялась Лаврову наукой нормативной* По ею мнению, индивид является единственной реальной движущей силой общества, а потому пренебрегать его интере сами — значит проглядеть самые важные социальные явления. Хотя ход истории определен объективными законами, инди вид, по-своему интерпретируя исторический процесс, ставит свои цели и выбирает свои средства, трансформируя объектив но необходимое в акт собственной воли.

Лавров попытался дать определение социологии. Для него «социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями, и поэтому охватывает, с одной сто роны, все животные общества, в которых особи вырабатывали в себе достаточную степень индивидуального сознания, с дру гой — не только существующие уже формы человеческого об-

щежития, но и те общественные идеалы, в которых человек надеется осуществить более солидарное и вместе с тем, следо вательно, и более справедливое общежитие, а также те прак тические задачи, которые неизбежно вытекают для личности из стремления осуществить свои общественные идеалы или хотя бы приблизить их осуществление» .

Раскрывая основное содержание своего подхода к жизни общества и его процессам, Лавров отмечал, что личность все гда имеет право и обязанность стремиться изменить существу ющие формы сообразно своим нравственным идеалам, имеет право и обязанность бороться за то, что она считает прогрессом (постоянно подвергая критике по основным требованиям этики свои представления о прогрессе), вырабатывая общественную силу, способную восторжествовать в подобной борьбе.

Другой крупный русский социолог — Николай Константи нович Михайловский (1842—1904). «Коренная и ничем неизгла-димая разница между отношениями человека к человеку и к остальной природе состоит прежде всего в том, — писан он, — что в первом случае мы имеем дело не просто с явлени ями, а с явлениями, тяготеющими к известной цели, тогда как во втором — цель эта не существует. Различие это до того важно и существенно, что само по себе намекает на необходи мость применения различных методов к двум великим облас тям человеческого ведения... Мы не можем общественные яв ления оценивать иначе, как субъективно... Высший контроль должен принадлежать тут субъективному методу» .

Михайловский считал, что социология и этика неразрывно связаны между собой. Он утверждал, что нельзя беспристраст но относиться к фактам общественной жизни. «Скажите мне, — говорил он, — каковы ваши социальные связи, и я скажу, как вы смотрите на мир» . Михайловский отверг эволю ционную теорию Ч. Дарвина и Г. Спенсера и исходил из тео рии необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального контроля. По его мнению, между ин дивидом и обществом происходит непрекращающаяся война, свидетельством чему является история России. Обратив внима-

ние на то, какое влияние на социальное поведение оказывают подражание, внушение, престиж, Михайловский предвосхи тил психоанализ 3. Фрейда и В. Адлера.

Главный интерес Николая Ивановича Карввва (1850—1931) лежал в области философии и истории, однако им написано много работ и по социологии. В монографии «Введение в изу чение социологии» он утверждал: «Социология должна быть учением об обществе, подобно тому, как существует общее учение о жизни» . «Ни единая логика общественных наук, ни методология истории, политической экономии, юриспруден ции, политики не могут заменить собой методологию социо логии, которую следует развивать дальше» . Уточняя определе ние предмета социологии, он писал: «Итак, социологию мож но понимать в более широком и в более тесном смысле. В первом смысле это есть изучение законов, управляющих все ми явлениями, какие только совершаются в обществе, то есть изучение законов социально-биологических, социально-пси хологических и социальных в более тесном смысле. Последни ми и должна заниматься социология в более узком значении слова» .

Особое внимание Кареев уделял роли индивида в истории, главной составляющей единицы организованной среды. Он пришел к выводу, что общество является сложным продуктом взаимодействия биологических, физических факторов, а также факторов внешней среды. Социологические исследования Ка- ресва были направлены на развитие идеи прогресса общества. «Тезис — это самообусловленность индивида в социальном и культурном аспекте; антитезис — зависимость индивида от ус тановлений и институтов организованной среды; синтез — за-висимость среды от индивида и его самообусловленности» .

Названные выше представители субъективизма в социоло гии дают достаточно полное представление об этой ориента ции социологической мысли в России в конце XIX — начале XX в. Все перечисленные авторы считали себя эмпириками и позитивистами, что не мешало им придавать главное значение этическим проблемам социологии. Интересно, что в научной

иерархии они размещали нсихолоіию между биологией и со циологией, а этику возводили в ранг высшей ценности, хотя считали эти науки переходными и относительно независимы ми. Особая роль отводилась психосоциальной деятельности ин-теллектуальной личности.

Интересны взгляды отечественного ученого Евгения Вален тиновича де Роберты (1843—1915) Центральная категория со циологии де Роберти — понятие «надорганическое». С одной стороны, это высшая — социальная — форма проявления ми ровой энергии, а с другой — продукт психического взаимо действия. Надорганическое проходит в своем развитии две ста дии: сравнительно простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности (зачатки «животной общественности», общение первобытных людей), и психологических взаимодействий, охватывающих огромное ко личество исторических, т. с. общественных, процессов и явле ний. Их де Роберти подразделяет на четыре большие группы: науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность (или поведение). Последнее, в свою очередь, подразделяется на технику, экономику, право и политику. Эта классификация была призвана отразить любое психологичес кое взаимодействие и стать основой его теории «четырех фак торов цивилизации».

Известное влияние на развитие социологической мысли в России оказал Петр Бернгардович Струве (1870—1944), кото рый в начале своей научной деятельности был последователем социологических взглядов К. Маркса, а после поражения рево люции 1905 г. стал его ярым противником. Струве отверг диа лектику и теорию социального развития Маркса. Он считал, что диалектика построена на метафизическом принципе, по которому законы логики являются одновременно законами внешнего мира. Логика, таким образом, переходит в онтоло гию. Преобразовать общество, по мнению Струве, может обра-зованный индивид, а не классовая борьба и революции .

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865—1919), придер живаясь материалистического понимания истории, проанали зировал ее по трем направлениям: а) природа человеческих интересов, их роль в социальном развитии; б) соотношение

экономической деятельности с другими аспектами социальной жизни; в) классы и классовая борьба. Он выделил пять основ ных групп интересов человека, среди которых наиболее важ ными для социального развития являются психологические, стльтруистические и религиозные. Согласно взглядам Туган-Ба- рановского, классовая борьба не применима к тем сторонам человеческой жизни, которые лежат вне экономических инте ресов человека и общества .

Александр Александрович Богданов (псевд. Александра Алек сандровича Малиновского) (1873—1928) разработал социаль но-философскую систему, дав ей название тсктологии (от лат. tecto — строить, конструировать).

В области социологического знания Богданов разработал тео рию социальной адаптации, считая, что последняя существен но не отличается от биологической, показал, как изменения в естественной среде вызывают изменения социальных форм, большинство из которых не выживает в борьбе за существова ние. Он выделил два типа социальной адаптации — относящую ся к знанию и к идеологии. Оба типа тем социальнее, чем боль ше они пронизаны «социальным инстинктом», силой, заставля ющей человека находиться среди друшх людей, поступать, как они, что особенно полно проявляется в имитации. Социальный прогресс — это развитие обеих форм адаптации .

Кроме того, Богданов работал над теорией социальной эво люции. В связи с этим особое внимание он уделял развитию исторических типов общества и их идеологий, завершив это исследование провозглашением «коллективного общества бу дущего»3. В отличие от Маркса Богданов утверждал, что «соци альное бытие и социальное сознание — одно и то же, а поэто му социальное сознание определяет социальную борьбу» .

Важным этапом в развитии социологической мысли в Рос сии стала публикация двухтомного капитального труда Макси ма Максимовича Ковалевского (1851 — 1916) «Социология». Ко валевский писал: «Социология в отличие, например, от исто-

рии необходимо отвлекается от массы конкретных фактов и указывает лишь обшую их тенденцию, никогда не теряя из виду основной своей задачи — раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития по рядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой» «Только социология, — утверждал он, — может ставить себе целью раскрытие элементов, необходимых для блага общества, то есть для его порядка и прогресса, и рас крытие всех многообразнейших биосоциальных причин, от ко торых они зависят, в их взаимодействии» .

В своем подходе к социологии как системе научного зна ния Ковалевский придерживался точки зрения, согласно ко торой психология — не область биологии, а подразделение социологии. Конкретные науки — этнография, статистика, политическая экономия и другие — обеспечивают социоло гию необходимыми данными. В свою очередь, эти науки «должны опирать свои эмпирические обобщения на те общие законы сосуществования и развития, какие призвана уста новлять социология как наука о порядке и проірессе челове ческих обществ»1. Однако социология должна не заимствовать у конкретных дисциплин свои основные посылки, а вырабаты вать их сама, принимая во внимание разнообразие человечес ких чувствований и потребностей.

Ковалевский утверждал, что не существует единого опреде ляющего социального фактора. «В действительности мы имеем дело не с факторами, а с фактами, из которых каждый, так или иначе, связан с массою остальных, ими обусловливается и их обусловливает. Говорить .. о главном факторе, увлекающем за собою все остальные, для меня то же, что говорить о тех каплях речной воды, которые своим движением обусловлива ют преимущественно ее течение» .

Начало юридической социологии в России положил Николай Михайлович Коркунов (1853—1904). Его значение и заслуга зак лючаются в том, что он успешно развил правовую систему с

позиций социологического знания. Главная работа Коркунова по общей теории права была переведена на несколько языков .

В области социологии преступности русские ученые много сделали для установления взаимосвязи между различными ви дами преступлений и социальными, физическими, биологи ческими причинами, их обусловливающими.

К юридической социологии близко примыкает психологи ческая социология Льва Иосифовича Петражицкого (1867— 1931). Он выступал против применения традиционной логики и традиционной психологии к учению о государстве, праве, морали и обществе. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения, благодаря которому возможна адапта ция к окружающей среде. На основе «эмоциональной психоло гии» Петражицкий проанализировал виды социальных процес сов, социальную структуру и социальное развитие, уделив особое внимание юридическим и политическим институтам .

Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — один из крупнейших социологов XX в. В книге «Социальная мобиль ность» он рассматривал понятия горизонтальной и вертикаль ной мобильности. Горизонтальная мобильность — это факти ческое перемещение в физическом пространстве, миграция; вертикальная — изменение социального статуса, «движение вверх и вниз по социальной лестнице» . В разных типах обще ства это движение различно по виду и скорости. В каждом обще стве существуют так называемые лифты, посредством которых осуществляется это движение. Классическими примерами тако вых являются армия, школа, бюрократия, профессиональные и богословские организации. Они так же необходимы социально му организму, как органы контроля кровотока в сложном био логическом теле. Сорокин пришел к выводу, что мобильность способствует развитию умственной гибкости и разностороннос ти интеллекта вообще, но, в свою очередь, порождает скепти цизм, цинизм, приводит к патологической изоляции, мораль ному падению и самоубийству.

В 1922 г. П. А. Сорокин вместе с другими русскими интелли гентами был выслан из России, работал в Гарварде (США), опубликовал ряд работ по проблемам динамики культуры, со- циолої ической теории, теории конвергенции.

Несмотря на то что во второй половине XIX — начале XX в. социология в России получила достаточно широкое распрост ранение, она не была представлена в качестве учебной дис циплины в университетах до революции 1917 г.

В 1916 г. ведущие русские социологи, биологи и экономисты основали первое в стране социологическое общество им. М. М. Ковалевского, президентом которого стал А. С. Лаппо-Да- нилевский, секретарем — П. А. Сорокин. Была принята широкая программа исследований. Первая мировая война, а затем Ок тябрьская революция приостановили работу общества.

Выдающимися представителями марксистского течения со циологической мысли в России были Г. В. Плеханов и В. И Ле нин (Ульянов).

Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) — революцио нер и мыслитель, основатель социал-демократического движе ния в России. В его работах «К вопросу о развитии монистичес кого взгляда на историю» (1895), «Очерки по истории матери ализма» (1896), «К вопросу о роли личности в истории» (1898) и многих других обстоятельно изложена марксистская теория общества. Плеханов оценил учение К. Маркса как новый этап в философии и социологии. Он развил материалистическое по нимание истории, показав сложность отношений обществен ного бытия и общественного сознания; подчеркнул роль обще ственной психологии в той идейной борьбе, которую ведут со циальные группы в данном обществе.

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870—1924) — революцио нер и социальный мыслитель, основатель Советского государства. В 90-х гг. XIX в. Ленин в ряде работ исследовал общественный строй России и роль различных классов в надвигавшейся револю ции Исключительное значение имела его книга «Что такое «дру зья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894). Субъективной социологии Ленин противопоставил марксист скую диалектику, в частности учение о конкретности истины, и материалистическое понимание закономерностей развития обще ства, роли народных масс, классов и личности в истории. В книге

рассмотрены такие категории марксистской теории общества, как «общественная формация», «способ производства» и др.

Значительное место в работах Ленина накануне Октябрьс кой революции 1917 г. и после ее победы занимает марксистс кая теория государства, соотношение, классовая сущность и функции различных видов демократии и диктатуры, анализ особенностей Советов как государственной формы диктатуры пролетариата, определение перспектив и условий «отмирания государства» («Государство и революция» (1917) и др.).

Несмотря на то что Ленин многие теоретические и методо логические вопросы, относящиеся к сфере социологического знания, поставил и разработал впервые, в его работах мы не найдем законченной концепции социолої ии. Вместе с тем в его трудах можно выделить три уровня развития марксистской со циологической мысли: во-первых, дальнейшая разработка марксистской теории общества (прежде всего российского); во- вторых, применение этой теории для анализа различных сфер жизни общества; в-третьих, систематическое проведение иссле дований прикладного характера, в ходе которых он использовал разнообразные приемы сбора социальной информации. Замеча тельным примером последнего уровня может служить работа Ленина «Развитие капитализма в России» (1896—1899).

В заключение отмстим: российская социологическая мысль XIX — начала XX в. по своим методологическим установкам и теоретическим достижениям не уступала зарубежной. Вместе с тем она отличалась историческим и культурным своеобразием: тесной связью с гуманистическими идеалами российской фи-лософии; синтетическим подходом, сочетающим социологию с экономикой, правоведением, политологией, психологией, исторической перспективой и тревогой за Отечество.

<< | >>
Источник: Г. В. Осипов. Социология. Основы общей теории. 2003

Еще по теме § 3. Социология в России в XIX и начале XX в.:

  1. 14.1. Политическое и социально - экономическое развитие России в начале XIX в.
  2. Глава 2Возникновение и развитие социологиив XIX - начале XX в.
  3. 14.1. Политическое и социально – экономическое развитие России в начале XIX в.
  4. 14.1. Политическое и социально – экономическое развитие России в начале XIX в.
  5. § 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
  6. 4.6. Россия в XIX веке4.6.1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
  7. 4.6. Россия в XIX веке 4.6.1. Экономическое развитие России в первой половине XIX века
  8. 10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  9. 82. США В XIX – НАЧАЛЕ XX В
  10. 76. СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ В НАЧАЛЕ XIX В
  11. 77. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЕ XIX В