<<
>>

Социология религии и религиеведение

Не только социологи, но и историки, филологи, психологи, т.е. все ученые, имеющие дело с человеком и его культурой, так или иначе в своих исследованиях ка саются религии. Однако в состав религиеведения входят лишь те науки, для которых именно религия является предметом исследования.

К числу таких религиеведческих дисциплин, наряду с социологией религии, относятся прежде всего психология рели гии, история религии и такие интенсивно разрабатываемые сегодня научные направле ния, как семиотика религии и география религии, а также выхо-

13

дящая за рамки строго научных подходов феноменология религии.

Если понимать религиеведение предельно широко, как совокупность всех воз можных способов осмысления религиозного феномена, то в него следует включить на ряду с отмеченными выше научными дисциплинами также философию религии и тео логию. Таким образом, место социологии религии в религиеведении определяется ее отношением к другим наукам о религии, феноменологии, философии религии, теоло гии.

А) Социология религии и научное религиеведение.

Религия - явление сложное, многослойное. Она интегрирована в различные сферы жизнедеятельности человека. Этим объясняется необходимость разных подходов, методов исследования, позволяю щих рассмотреть религию под разными углами зрения. Отсюда - многодисциплинар- ность религиеведения.

Психология религии имеет дело с религией как психическим феноменом, ее ин тересует субъективная сторона религии, религия в контексте психической жизни лич ности, сопутствующие ей специфические переживания и пробуждаемые ею чувства, отличающиеся от других переживаний, например эстетических. Без специального пси хологического исследования невозможно понять механизм воздействия религии на че ловека. Рассматриваемая под этим углом зрения религия предстает не как совокупность готовых ритуалов, учений, учреждений, а как стоящая за ними психология - вызывае мая религиозным комплексом функциональная реакция, пробуждение в человеке осо бого рода чувства соприкосновения со "священным".

При всем различии социологический и психологический подходы к изучению религии взаимно дополняют друг друга.

Религиозные переживания человека обуслов лены социально, они служат материалом не только для индивидуальной, но и для соци альной психологии, т.е. психологии, изучающей психику отдельного человека с тем, чтобы выявить не индивидуальные различия, а общие для всех членов данного коллек тива характеристики. Хотя все свойства психики человека социальны, это не означает, что решительно все они присущи и другим членам данной группы. Только некоторая (большая или меньшая в зависимости от множества условий) часть личной психологии может считаться принадлежностью данного коллектива, и именно эту часть личной психики в условиях ее коллективного проявления изучает социальная психология (ре-лигиозная - психологию людей,

14

объединенных общностью веры, военная - психологию "войска" и т.д.).

Религиозные символы несут в себе функцию сообщения и поддержания, вос производства в новых поколениях социального чувства, которое в самих объектах, по читаемых в качестве святынь, " физически" отсутствует и придается им в религии.

Религия становится предметом научного изучения в том случае, когда она рас сматривается как одна из жизненных функций общества в неразрывной связи со всеми остальными областями социальной жизни, со всей совокупностью жизненных функций того или иного общества в его конкретной исторической обусловленности. Общество, сама способность людей вступать в общение и взаимодействовать, вести общие дела, воспринимать и сообщать действие, невозможны без соединяющих их общих понятий и целей, без разделяемых всеми или большинством чувств, интересов и стремлений. Для общежития необходимы соединяющие людей связи, необходимо, чтобы люди ну ждались друг в друге и понимали друг друга, т.е. между отдельными людьми должно быть нечто общее.

Одной из связей, объединяющих людей в исторически разнотипные общества, является связь нравственная, сознание духовного единства, воспитываемое общей жиз нью и совместной деятельностью, общностью исторических судеб народа и его интере сов.

Рассматриваемая в этом контексте религия является социальным институтом, вме сте с культурными и психологическими факторами образующим, по выражению Т. Парсонса, " систему поддержания образцов", структурированную вокруг символически выражаемых культурных смыслов, посредством которых ориентируются и направля ются социальные системы и отдельные личности. Религия предстает в этом качестве как функциональная универсалия общества, устанавливающая связь между обществом

и содержанием культуры, обеспечивающая культурную легитимацию на определенных стадиях развития социального процесса.

" Передаваемые религиозные символы сообщают нам значения, когда мы не спрашиваем, помогают слышать, когда мы не слушаем, помогают видеть, когда мы не смотрим. Именно эта способность религиозных символов формировать значение и чув ство на относительно высоком уровне обобщения, выходящего за пределы конкретных контекстов опыта, придает им такое могущество в человеческой жизни, как личной, так и общественной" [1, с. 268].

В качестве исторически сформировавшегося вероисповедания, суммы готовых верований, сложившихся ритуалов и способов орга-

15

низации религия существует как социальный институт, как идеология и форма власти. Социология концентрируется на исследовании религии в ее социальном изме рении, ее выражении во всех сферах человеческого поведения, в типических, регулярно и периодически повторяющихся взаимодействиях между людьми, во время которых они руководствуются представлениями о правильном поведении в данной специфиче ской группе.

К числу наук, область исследований которых охватывает всю сферу человече ского поведения, относится также история.

История религии - дисциплина, которая вносит в понимание религии динамику: религия - исторический феномен; как и все на свете, она подвержена изменению, рели гиозная история является частью человеческой истории. Историческим фактом являет ся необозримое многообразие религиозных форм жизни, каждая из которых, будучи неповторимой, занимает свое место в едином процессе человеческой истории, является реальным и необходимым звеном во взаимосвязи и последовательности человеческого бытия.

Этот факт свидетельствует о несостоятельности любых притязаний на исключи тельность истины какого-либо одного вероучения.

Но историческим фактом является и то, что при всех различиях религиозная ве ра свойственна всему человечеству. Эта универсальность религии объясняется не ме тафизически, не тем, что она обладает особой достоверностью вечной, не вовлеченной в поток истории истины, а социологически, т.е. ее функцией в том или ином историче ски конкретном обществе. Исследование религии как исторического феномена откры вает возможность описать развитие человечества как историю форм его самовыраже ния к религиозных символах и утверждает социокультурную значимость всех истори ческих форм религии.

"Все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический про цесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах. Человеческое общежитие выражается в разнообразных люд ских союзах, которые могут быть названы историческими телами и которые возникают, растут и размножаются, переходят один в другой и наконец разрушаются... Возникно вение, рост и смена этих союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что мы называем историческим процессом. ...Историческое изучение строения об щества, организации людских сонное, развития и отправлений их отдельных органов... можно выде-

16

лить из общего исторического изучения под названием исторической социоло гии.

Человеческая личность, людское общество и природа страны - вот те три основ ные исторические силы, которые строят людское общежитие. Каждая из этих сил вно сит в состав общежития свой запас элементов или связей, которыми завязываются и держатся людские союзы. Элементы общежития - это либо свойства и потребности на шей природы, физической и духовной, либо стремления и цели, которые рождаются из этих свойств и потребностей при участии внешней природы и других людей, т.е. обще ства, либо, наконец, отношения, какие возникают между людьми из их целей и стрем лений. По основным свойствам и потребностям человека эти элементы можно разде лять на физиологические - пол, возраст, кровное родство, экономические - труд, капи тал, кредит, юридические и политические - власть, закон, право, обязанности, духовные - религия, наука, искусство, нравственное чувство"1.

<< | >>
Источник: Гараджа В. И.. Социология религии. 2005

Еще по теме Социология религии и религиеведение:

  1. Гараджа В. И.. Социология религии, 2005
  2. Предмет социологии религии
  3. Социология религии в России
  4. Задачи социологии религии
  5. Глава 7. Социология религии
  6. Возникновение и развитие социологии религии
  7. 68Проблема определения религии вне социологии
  8. 29Методы социологии религии
  9. ГЛАВА I.СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ КАК НАУЧНАЯДИСЦИПЛИНА
  10. Религия и конфликт: от К. Маркса - к современнымконфликтологическим теориям религии
  11. РЕЛИГИИ ВОСТОКА: РОЛЬ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН СОВРЕМЕННОГО ВОСТОКА. ИСЛАМ
  12. Значение социологии религиозности молодежи, установки социолога.
  13. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
  14. Единство теоретического и эмпирического в социологии. Схема научного исследования в социологии
  15. 10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  16. Подходы к определению предмета социологии в отечественной социологии