<<
>>

Социология культуры

Социология культуры — относительно некрупное направление новой экономической социологии, однако оказываемое им влияние достаточно заметно. Одна из причин этого связана с богатством интеллектуального творчества двух основных фигур, развивающих его в экономической социологии, — Вивианы Зелизер и Пола Димаджио.
Оба они заинтересовались экономической социологией на самых ранних этапах ее развития и участвовали почти во всех важных семинарах и конференциях.

Работы Зелизер и Димаджио в области экономической социологии можно разделить на две категории: программные заявления о необходимости интегрирования культурного подхода в новую экономическую социологию и конкретные исследования. Примером первой категории работ является статья В. Зелизер «За рамками дебатов о рынке: формирование теоретической и эмпирической программы» [2.еНхег 1988]. В ней содержится жесткая критика свойственной современной экономической социологии тенденции сводить все к социальным отношениям и сетям — позиции, которую автор называет «социоструктурным абсолютизмом» [1Ък1.: 629].

Зелизер утверждает, что многие авторы, подобно Грановетгеру и Бёрту, воспринимают «культуру как пережиток опасного парсонианского прошлого» [1Ьк1.]. При этом она высказывается и против тенденции анализировать хозяйственные явления исключительно с позиций культуры, как если бы они состояли только из смыслов [теапшвк], — эту тенденцию она называет «культурным абсолютизмом». Зелизер делает вывод о том, что сбалансированный анализ должен учитывать одновременно структурные, экономические и культурные факторы. Задача состоит в том, чтобы «найти средний путь между культурным и социоструктурным абсолютизмом» [1Ыс1.].

Аналогичные рассуждения мы встречаем и в интересной трактовке понятия укорененности, предложенной Ш. Зукин и П.

Димаджио [2и1ап, 01Маёёю 1990а]. Они утверждают, что «структурная укорененность», или укорененность в сетях и социальных структурах, имеет огромное значение; однако существуют и другие виды укорененности. Например, есть «политическая укорененность» [роНИса] ет- Ъеййейпехз], вызванная тем фактом, что экономическое действие всегда встроено в конкретный контекст политической борьбы. Есть также «когнитивная укорененность» [соёпШуе ешЬесМейпехз], связанная с факторами, которые ограничивают мыслительные процессы человеческого разума. Наконец, есть и «культурная укорененность» [си1шга1 етЬес1с1ес1пе5з], или укорененность экономического действия в культуре. По мнению Зукин и Димаджио, культура влияет на хозяйство посредством «верований и идеологий, убеждений, почитаемых само собой разумеющимися, или формальных систем правил». Словом, культура «устанавливает пределы экономической рациональности» [2икт, 01Маёё10 1990а: 17].

ЧТО касается эмпирических исследований в рамках культурной традиции экономической социологии, то прежде всего здесь следует назвать трилогию В. Зелизер: «Мораль и рынки» (1979 г.), «Оценивая бесценного ребенка» (1985 г.) и «Социальное значение денег» (1994 г.) . Во всех этих работах подчеркивается процесс «социального конструирования» хозяйственных явлений: описывается социальное конструирование страхования жизни, «экономической стоимости» детей и различных видов денег. В книге «Мораль и рынки» основное внимание уделяется негативной культурной реакции на страхование жизни в XIX в. в США, когда святая ценность человеческой жизни столкнулась с секулярной тенденцией оценивать «стоимость» смерти в денежной форме. Во второй работе — «Оценивая бесценного ребенка» — Зелизер исследует практически противоположное явление: как в сознании американцев дети, имевшие в XIX в. «экономическую стоимость», в XX в. стали экономически «бесполезными», но одновременно эмоционально «бесценными». В последней части своей трилогии (в книге «Социальное значение денег») Зелизер показывает, что деньги — вовсе не нейтральная, асоциальная субстанция, напротив, они принимают самые разные формы, обусловленные культурой (автор говорит здесь о «множественных деньгах» [тиШр1е тошез]).

<< | >>
Источник: Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др.. Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; Пер. М.С. Добряковой и др. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),2004. — 680 с.. 2004

Еще по теме Социология культуры:

  1. Что такое социология культуры?Социология культуры как проблемная область социологическогознания.
  2. Социология знания и социология культуры Карла Манхейма.
  3. Социология культуры как отрасль социологического знания
  4. Культура общества как предмет социологии
  5. Социология культуры как отрасль социологического знания
  6. Влияние культуры в экономической социологии
  7. Социология культуры как отрасль социологического знания
  8. Социология как наука о культуре - Макс Вебер.
  9. ГЛАВА X СОЦИОЛОГИЯ культуры и МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  10. ЛЕКЦИЯ № 14. Культура как объект изучения социологии
  11. ТЕМА 3. КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ.
  12. Тема 1.Социология культуры в социологическом знании ХХ века
  13. Матецкая А.В.. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ . Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, — 260 с, 2005