<<
>>

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Как и обычай, мода является преимуще-

ственно аффективно-малоосмысленной формой регуляции; как и обычай, мода регулируется

слабыми санкциями, так как не распространяется (как и обычай) на важные сферы современной общественной жизни, а затрагивает лишь чисто стилистические особенности социальных порядков, стандартов поведения.

' См : Оля Б. Боги тропической Африки. — М., 1986, с. 119—122.

357

Но есть и существенное различие между обычаем и модой: обычай делает акцент на устойчивости, преемственности, а мода — на новизне, изменчивости.

Конечно, мода тоже является стандартом поведения (одежды, быта, архитектурного стиля, стиля поведения и т.д.), но это относительно подвижный, периодически изменяю-щийся стандарт поведения.

Социология моды — одно из увлекательных направлений нашей науки. Г. Спенсер еще на первых этапах развития социологической науки на основе анализа большого этнографического и культурно-исторического материала выделил два вида подражательных действий:

мотивированные желанием выразить уважение лицам с бо лее высоким статусом;

стимулируемые стремлением подчеркнуть свое равенство с ними.

Данные мотивы и являются основой возникновения моды. Мода — это прежде всего новые образцы поведения, применяемые престижными слоями для того, чтобы выделиться из общества, и перенимаемые другими членами общества с тем, чтобы выглядеть как представители преуспевающих, престижных слоев.

Пока существуют социальные сословия, не может быть и единой моды. На это обратил внимание Г. Зиммель, внесший особо заметный вклад в социологическое осмысление феномена моды. Подчеркивая роль престижных слоев в формировании моды, он вместе с тем углубил понимание механизма развития моды. Мода, согласно его взглядам, удовлетворяет двойственную потребность человека: отличаться от других и быть похожим на других. Развитие ее происходит следующим образом: высшие классы стремятся посредством внешних хорошо различимых признаков продемонстрировать свое отличие от низших; последние же, стремясь к более высокому статусу, овладевают этими признаками, после чего высшие классы вынуждены вводить новые отличительные знаки (новые моды), которые вновь заимствуются и т.д.

В продолжение и развитие этих идей Г. Блумер называет две фазы развития моды: инновация и отбор. При этом он в какой-то мере заглушает стратификационный аспект анализа моды (престижные слои — низшие слои, которые стремятся быть похожими на престижные слои). Видимо, сказывается ощутимый рост среднего класса в структуре индустриально развитых стран, что в определенной степени изменило стратификационный аспект инноваций в моде, выдвинуло на первый план эгалитарные факторы. Согласно взглядам Г. Блумера, на первой фазе (инновация) происходит предложение соперничающих между собой культурных образцов; на второй фазе все социальные группы осуществляют отбор, в результате которого одобренный образец становится об-

358

щепринятой нормой. Благодаря этому мода, во-первых, создает определенную меру единообразия, необходимую для нормально-ю функционирования общества; во-вторых, облегчает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготовку к ближайшему бу-лущему; в-третьих, воспитывает и формирует общность, стандарт восприятия и вкуса.

Социологический анализ моды позволяет по-новому увидеть этот будничный, постоянно напоминающий нам о себе регулятор социальной жизни*.

Прежде всего, говоря о моде, мы подчеркиваем изменчивость, динамичность внешних и стилистических аспектов социального поведения. Изменение глубинных аспектов не относится к области моды. Поэтому, когда говорится «сейчас это модно», — подчеркивается, что это не затрагивает глубинные аспекты, а лишь внешнюю сторону.

Обобщая научно-социологический анализ и практику моды, можно выделить следующие аспекты понимания, исследования моды.

• Мода как свидетельство социального престижа. Приобрете ние модной вещи, следование модному стилю поведения, обще ния осуществляется не столько ради утилитарно-практической, сколько ради социально-престижной задачи (в некоторых случаях обе задачи могут совпадать). Следуя моде, одни слои стремятся под держать свой престиж, другие — угнаться за престижными слоями путем приобретения присущей последним одежды, домов, стиля поведения.

• ' Мода как стремление подчеркнуть свою социально-страти фикационную принадлежность, создать дополнительные механиз мы, способствующие идентификации с определенными слоями.

• Мода как способ приобретения индивидуальной специфики, самобытности. И в этом еще одно ее важное отличие от обычая. Мода как социальный регулятор более гуманистична, она удиви тельным образом сочетает в себе способ престижной идентифика ции и способ выражения индивидуальной неповторимости, дает достаточный простор индивидуальности, который расширяется по мере развития духовного мира личности.

Итак, мода является:

своеобразным регулятором стилистики социального пове дения;

интегратором посредством механизма идентификации;

* Несколько работ отечественных ученых посвящено социологии моды: Толстых В.И. Мода как социальный феномен. В кн ¦ Мода: за и против. — М , 1973; Гофман А Б Мода и люди. — М., 1994.

359

средством поддержания социального престижа;

средством достижения социального престижа;

средством проявления индивидуальности.

Мода существует не только на одежду, но и на стиль поведения, социальные предпочтения, манеры и т.д. Изменение моды отнюдь не всегда является изменением в нужном направлении.

Например, сегодня зачастую российские мужчины придерживаются направления моды, которое подчеркивает грубую силу, атлетизм и предпочитают темную цветовую гамму. А ведь это стиль, которого придерживаются мафиозные круги Не является ли подобная мода своеобразным свидетельством того, кто сегодня в нашей стране пользуется наибольшим престижем?

<< | >>
Источник: Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. Общая социология: Учебное пособие Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева . — М.: ИНФРА-М,2000. — 654 с. — (Серия «Высшее образование»).. 2000

Еще по теме СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ:

  1. § 1.3. УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ
  2. § 1.3. УРОВНИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ
  3. Основные подходы к социологическому анализу.
  4. Принципы историко-социологического анализа образования.
  5. КУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  6. Социологический подход к анализу культуры
  7. § 1. Основные характеристики экономического поведения: социологический анализ
  8. Культура как явление: социологический анализ
  9. 2.3.3. Методологические принципы социологического анализа
  10. ПриложениеСоциология в России: наукометрический анализ структуры социологического знания
  11. 4. Понятие «социальноеОсновные подходы к социологическому анализу
  12. Раздел VI.КУЛЬТУРА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  13. Лекция 19. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ИДЕОЛОГИЙ
  14. 4.3. Социологический анализ устойчивых видов девиантного поведения
  15. Глава 3. Обработка и анализ результатов социологического исследования
  16. § 4. Особенности становления институтов российского общества (наброски социологического анализа)
  17. Глава XIV. Культура как явление: социологический анализ
  18. ГЛАВА 9. МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ9.1. Виды социологического исследования
  19. Социология организаций и организация как предмет социологического анализа
  20. Глава XXV. Социология организаций и организация как предмет социологического анализа