Социокультурные суперсистемы.
161 Глава III. Культура
личные аспекты человеческой культуры — искусство, об-разование, этику, законодательство, военное дело — П.
Сорокин предложил разделить ее на два противоположных, взаимно несовместимых типа.«Каждый тип культуры имеет свою собственную мен-тальность; собственную систему знаний, философию и мировоззрение; свою религию и стандарты «святости»; собственные представления о том, что правильно и неправильно; форму искусства и литературы; собственные мораль, законы, нормы поведения; доминирующие формы социальных отношений; собственную экономическую и политическую организацию, и, наконец, свой собственный тип человеческой личности с особым менталитетом и поведением».
Два противоположных культурных типа — «умозри-тельный» и «чувственный». Это идеальные типы, которых не найти в чистом виде ни в одну эпоху. Промежуточная форма между первым и вторым обозначается как «идеалистическая».
Умозрительная культура характеризуется следующими признаками: 1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (например, Бог, нирвана, дао, Брахма); она вечна и неизменна; 2) потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности); 3) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот.
Отсюда вытекают, по меньшей мере, два вывода: истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), и потому она абсолютна и вечна; идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, Град Господень, слияние с Брахмой).Посылки второго типа (чувственной культуры) прямо противоположны: 1) реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется: «Становление, процесс, изменение, поток, эволюция, прогресс, трансформация»; 2) потребности и цели людей чисто плотские, или чувственные (голод и
б Социология
Социология
162
I
жажда, секс, убежище, комфорт); 3) для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение. Отсюда также вытекают два вывода: истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, и потому она имеет временный и относительный характер.
Добро коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье, полезность), и потому моральные принципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.Промежуточная, идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность и материальна и сверхъестественна, потребности и цели людей и телесны и духовны; удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения. Короче, «признавая идеальный мир высшим, она не объявляет чувственный мир простой иллюзией или негативной ценностью; напротив, поскольку чувства находятся в гармонии с идеальным, они обладают позитивной ценностью».
На основе этой типологии Сорокин осуществляет периодизацию исторического процесса. Принципом периодизации является смена доминирующих типов культур-ного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.
Греция, VIII—VI вв. до н. э. — умозрительная;
Греция, V в. до н. э. — идеалистическая;
Рим, IV в. до н. э. — IV в. н. э. — чувственная;
Европа, IV—VI вв. н. э. — идеалистическая;
Европа, VI—XII вв. н. э. — умозрительная;
Европа, XII—XIV вв. н. э. — идеалистическая;
Европа, XIV в. н. э. — по настоящее время — чувственная.
Еще по теме Социокультурные суперсистемы.:
- 36. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СУПЕРСИСТЕМЫ
- Социокультурные факторы.
- Социокультурный процесс
- Инновация как социокультурный процесс
- Социокультурные аспекты сексуальности.
- 23. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН, ЕГО ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
- Религия в социокультурном контексте
- Динамика социокультурных изменений
- Индустриализация и ее социокультурные последствия
- Социокультурные стандарты и ориентиры
- Секуляризация как социокультурный феномен
- Глава XVIII. Социокультурный процесс
- § 1. Социокультурная типология любвиИ СЕКСУАЛЬНОСТИ