СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Общество, как мы ранее отмечали, напоминает пчелиный улей, за каждой ячейкой которого закрепляется определенная специализированная («раз-межеванная») функция. Иначе говоря, каждый человек, включаясь в систему социальных взаимодействий, должен выполнять определенные социальные функции: врач — лечить, педагог — преподавать, предприниматель — организовывать производство и управлять им и т.д.
Для выполнения конкретных функций в ходе социальных взаимодействий на человека налагаются определенные (функциональные) обязанности; вместе с тем человек наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями.
Однако человек не просто выполняет ту или иную функцию — он занимает определенную социальную позицию в рамках этой системы взаимодействий (или претендует на нее).
Социальный статус и является характеристикой социальной позиции в данной социальной системе координат.
• Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоми-национную форму.
Наличие внутренне содержательной стороны означает, что социальный статус характеризует, какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию.
460
Знание этих прав, обязанностей, привилегий, а также того, с кем человек обязан взаимодействовать, кому подчиняется, а кто находится в его подчинении, поможет нам определить диспозицию (расположение) конкретного статуса в системе координат данного социального пространства.
Наличие внешненоминационной формы означает, что социальный статус имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, уборщица, дед, дочь и т.д. Но в социологии эти номинации приобретают иное звучание, например статус сына — это номинация не просто родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от родителей.
Поэтому в социологии любое социально-позиционное название (должность, профессия, родственное положение) осмысливается в единстве с внутренне содержательными аспектами и получает диспозиционное измерение (по горизонтали или вертикали): каковы права индивида, обязанности, зависимости, привилегии, полномочия, кому он подчиняется, кто ему и в чем подчиняется и т.д.
• Как уже подчеркивалось ранее, статусы — это неизменные достаточно устойчивые позиции в рамках институализированного взаимодействия, обладающие эффектом «бессмертия» (конкретный врач может уволиться из поликлиники, но статус врача сохраняется), независимые от конкретного человека. Мы оцениваем статусы, желаем получить какие-то из них, но чаще всего не вправе изменить полномочия, права, обязанности, которые закреплены за ними.
Еще одна характеристика статуса. Американский исследователь Р. Линтон, один из авторов концепции социального статуса и социальной роли, подчеркивал, что для науки понятие «статус» неотделимо от понятия «роль» — это по сути две стороны одной медали. Соответствующая теория, описывающая социальное поведение личности, называется статусно-ролевой теорией личности. Вместе с тем имеется ощутимое, хотя и условное, различие этих понятий. Если статус есть фиксация определенной социальной позиции (его содержательного, диспозиционного, номинационного аспектов), т.е. статус статичен, то роль — это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом.
Являясь статичной характеристикой, статус в то же время порождает немало социальных проблем и личных коллизий. Люди не безразличны к своему статусу; стремясь получить определенный статус, они глубоко переживают свои неудачи на этом пути.
461
Каждый человек включен во множество соци- альных институтов, взаимодействуя с другими
людьми по различному поводу, выполняя каж
дый раз различные функции.
Это свойство любого индивида — например, первоклассник имеет статус ребенка с определенными правами и обязанностями по отношению к своим близким, статус ученика — по отношению к школьному учителю, статус товарища по классу, вратаря дворовой футбольной команды; лидера неформальной группы товарищей и т.д. Иначе говоря, кажды-й человек выполняет множество функций в системе социальных связей и, соответственно, имеет множество статусов.
Мир статусов весьма многообразен, поэтому рассмотрим лишь их типологию.
Статусы могут быть формализованными или неформализованны ми. Первые, как правило, лучше закреплены, защищены законом (статус директора завода, губернатора области и др.). Человек, зани мающий подобный статус, обладает точно оговоренными правами, привилегиями, преимуществами и обязанностями. Подобный статус возникает в рамках формальных институтов, групп и имеет ощути мые преимущества над неформализованными статусами (статус ли дера компании друзей, неформального лидера коллектива и др.), которые имеют, как правило, диффузный характер, они могут воз никнуть или не возникнуть. Права, обязанности, полномочия по добного статуса основаны не на законах, инструкциях, а на обще ственном мнении, что нередко их делает зыбкими. Поэтому люди стремятся «защититься» формализованными статусами — так уче ный стремится подтвердить свою квалификацию научной степенью, званием, что предоставляет ему законные привилегии и права.
Статусы могут быть предписанными (аскриптивными) и дос тигаемыми, что имеет особое значение для понимания социальной жизни.
Предписанный статус (вместе со всеми правами, обязанностями и привилегиями), как правило, приобретается от рождения — национальность, пол, родственное положение, возрастные характеристики и др. Могут быть и другие предписанные статусы — инвалид и т.д.
Статусы, для достижения которых необходимо приложить специальные усилия, являются приобретенными, достигаемыми (статус профессора, рабочего, депутата, учителя, офицера и т.д.).
В традиционном обществе, для социальных институтов которого характерна аскриптивность, основные статусы общества имеют ас-криптивный, наследуемый (а не достигаемый) характер.
В подобных обществах аскриптивность как исходный мотивацион-ный принцип признается всеми слоями общества как главное ос-
462
нование для социально-статусных притязаний.
И король, и пастух, и пахарь, и кузнец считают свое положение обоснованным и готовят своих детей к тому, чтобы те заняли их место, т.е. стали королями, пастухами, пахарями, кузнецами. Люди воспитываются в духе судьбы, покорности ей, воспроизводя родительский опыт, социальный статус, положение, и об ином не могут и мечтать.
По мере развития общества аскриптивные статусы вытесняются в сферу семейных отношений, отчасти сохраняясь в межнациональ-ной сфере. В современном обществе ведущее значение приобретают достигаемые статусы, овладение которыми не передается по наследству, а требует наличия образования, победы над конкурентами. Увеличение роли достигаемых статусов в организации общественной жизни — это увеличение спроса на энергичных, компетентных людей, повышение динамики социальных процессов.
Вместе с тем иногда человек добивается достигаемого статуса с помощью недостиженческих принципов; большое значение в этом случае придается не способностям, знаниям человека, а его верности, личной преданности руководителю, наличию связей — это превращенная, латентная форма предписанного овладения статусной позицией.
Распространенность подобных форм является явным признаком пережитков традиционалистски-аскриптивной мотивации. Реальные механизмы, посредством которых утверждается в современном обществе традиционалистски-аскриптивная мотивация, — это социальный иммунитет, социальная селекция традиционной культуры, в которой доминирует аскриптивная (в различных ее формах) мо-тивация. Традиционалистски-аскриптивная культура сопротивляется, заставляет мимикрировать социальную жизнь, в результате чего по форме статусы являются достигаемыми, а ведущую роль в овладении ими играют аскриптивные мотивации.
• Из множества статусов, которые занимает человек, прежде всего необходимо определить главный статус. Это является доволь-. но сложной задачей, но именно главный статус прежде всего определяет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально («кто я такой, чего я достиг?»).
Безусловно, в большинстве случаев особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение может иметь имущественное положение. Однако в условиях неформальной компании друзей эти признаки могут иметь второстепенное значение — здесь решающую роль могут играть культурный уровень, образованность, общительность.
Следовательно, следует различать основную, общую иерархию статусов личности, которая срабатывает в большенстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей.
463
I
Наличие специфической иерархии может привести к серьезным коллизиям. Не всегда статус человека, определяемый обществом как главный для данного человека, совпадает со статусом, который, ориентируясь на общепринятую иерархию, считает главным сам человек. Такое неадекватное понимание своего места в обществе может иметь драматические последствия для человека, порож-дая внутренние и внешние конфликты, противоречия.
Так, предприниматель может пребывать в уверенности, что главное в его социальной характеристике — имущественное, материальное положение, однако для высших кругов, куда он стремится попасть, решающее значение могут иметь его «родовитость», уровень образования, культуры. Специалист—представитель национальных меньшинств будет надеяться, что при решении вопроса о его продвижении по службе в первую очередь будет оценен его профессионализм, как это обычно бывает по отношению к другим специалистам, но внимание может быть обращено прежде всего на его национальность.
• Кроме главного статуса, связанного прежде всего с профессией, работой (точнее, ее престижем), допустимо говорить об обобщенном статусе, иначе называемом индексом социальной позиции, значение которого помогает произвести целостную оценку социальной позиции как своей, так и других в системе социальных координат.
Зачастую имущественное положение образованного человека, избранного на высокий политический пост, неизмеримо ниже имущественного положения тех, кто достаточно быстро сделал большие деньги, занимаясь экономическими аферами, сделками и т.д. Чей статус, социальная позиция выше? Как соотнести имущество одного, высочайшее образование и квалификацию другого, инте-ресную и дефицитную профессию третьего?
Как отметил М. Вебер, если бы общество ранжировало позиции чисто рыночно-целерационально, то материально-имущественное преимущество любого человека (в том числе ассенизатора) вызывало бы к нему огромное уважение. Но речь идет о социальных (а не экономических) законах, которые учитывают гораздо более сложный и многообразный комплекс статусных условий*.
Индекс социальной позиции в какой-то мере позволяет более многосторонне, комплексно оценивать социальную позицию. Этот индекс включает в себя три-четыре основных признака: престиж профессии, уровень дохода и уровень образования (зачастую — наличие властных полномочий, привилегий).
* См.: М.Вебер. Класс, статус и партия. В кн.: Социальная стратификация. Вып. 1. — М., 1992.
464
<< | >>
Источник: Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. Общая социология: Учебное пособие Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева . — М.: ИНФРА-М,2000. — 654 с. — (Серия «Высшее образование»).. 2000

Еще по теме СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС:

  1. § 1. Социальный статус, его понятие и видыСоциальный статус и социальная позиция
  2. 21. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КАК ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
  3. 42. ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС» И «СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ»
  4. Социальный статус и социальное взаимодействие
  5. Распределение личных доходов и эволюция социальной структуры общества. Диверсификация социального статуса
  6. Социальный статус и социальное взаимодействие
  7. Социальный статус и социальное взаимодействие
  8. Социальный статус
  9. 1.2. Социальные статусы
  10. Социальные статусы
  11. Социальные статусы
  12. 20. СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ