<<
>>

СОЦИАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА КУЛЬТУРЫ

Любая социальная связь Актора с другими Акто-

рами может осуществляться лишь в том случае,

если они имеют символических посредников в

виде норм, правил игры, представлений о при-личиях.

Без этих символических элементов невозможны социальная связь, социальное взаимодействие. Но общественная «погруженность» культуры, ее функция интеграции социальных систем придают культурным феноменам ряд особенностей. Как уже говорилось, для того, чтобы действия партнеров были взаимоожидаемы-

339

ми, взаимопредсказуемыми, партнеры должны руководствоваться правилами, критериями, выработанными в этом обществе, стандартами, нормами, традициями, которые разделяемы в данной среде, т.е. культурой.

Из этого следует ряд новых характеристик культурных явлений.

Культура — это символы, знаки, идеи, которые разделяет не один человек, а которые понятны и приняты всеми — это всегда детище коллективности, не бывает культуры одиночек. Чтобы стать элементом культуры, личная выдумка, фантазия должна быть кол лективно понята и воспринята.

Культура — это всегда социальный феномен (по крайней мере для социологов), обеспечивающий взаи модействие людей. Культурные привычки, по утверждению Дж. Мердока, социальны; иначе говоря, они разделяются людьми, живущими в организованных коллективах или обществах, и сохра няют относительное единообразие под воздействием социальных фак торов, т.е. это групповые привычки. «Привычки, общие для членов социальной группы, образуют культуру этой группы... Отрицать это означает... отречься оттого существеннейшего взгляда, который был внесен в антропологию социологией»*. Очевидное для социологов утверждение поддерживают и другие антропологи (Р. Линтон, Б. Ма линовский, К. Уисслер и др.). Хотя следует отметить, что подобная точка зрения не разделяется Л.
Уайтом, К. Лоуком** и др.

Социальная (а не индивидуальная) природа культуры обу словливает и еще один существенный момент. Культура — это все гда стандарт, образец, принятый в группе, коллективе, обществе, благодаря которому создается возможность предсказуемости соци ального поведения Актора.

Систематические, самовозобновляемые (институализирован-ные) взаимодействия в отличие от случайных, одноразовых, экспериментальных действий предполагают возобновляемость, стандартность (институализированность) культурных символов, идей, мотивов Акторов. Это, возможно, вызовет протест: ведь культура — это прежде всего синоним возвышенного, творческого начала в человеке. Однако надо снять идиллический налет с понятия «культура» — да, это творчество, но творчество не единиц, а об-щности.

• Напомним, что культура находит свое проявление и вопло щение в деятельности, в устойчивых, повторяющихся образцах (стандартах) деятельности. Нередко утверждают еще более кате-

* Мердок Дж. Фундаментальные характеристики культуры, с 50, 51

** См.р Уайт Л. Понятие культуры. В кн. Антология исследований культуры

Т. I. —M., 1997, с. 37—39, 50.

340

горично: культура — это образцы поведения, деятельности, естественно, основанные на устойчивых стандартных мотивах, предпочтениях.

Этот аспект проблемы имеет особое значение для социологического анализа культуры как явления. Спорадические, случайные действия к культуре относить не следует. Если тот или иной элемент жизнедеятельности начинает превращаться из спорадического, нерегулярного в достаточно устойчивое, повторяющееся, значит, произошли определенные изменения в культуре данной группы людей, общества.

Следовательно, из круга явлений, описываемых понятием «культура», при социологическом рассмотрении выпадают не только инстинктивные действия людей, но и те моменты, аспекты, которые носят сугубо индивидуальный, а потому случайный, неустойчивый характер, т.е. не ставшие образцом деятельности.

Образцы деятельности обнаруживают себя в производственной сфере, быту, науке, отдыхе и т.д. Они проявляются как в смысловом содержательном отношении, так и в технологии действий, стиле, манере действий. У всех народов храмы служат сходным целям, но готический храм отличается от православного или мечети. Или вспомним о различной манере выполнения одного и того же пейзажа европейским и японским художниками.

Способ строгания дерева рубанком (представители многих народов это делают движением к себе, а не от себя), организация выборов, проведение заседаний парламента, манера пения, порядок подачи блюд и т.д. — эти образцы деятельности есть воплощение культуры, реально осуществляемая культура.

Итак, анализ социальной природы культуры делает акцент на несколько «неожиданных» ее свойствах, лишает ее некоего идиллического налета. Культура предстает как важнейший механизм социальной машины повседневности, выполняющий важнейшие социальные функции.

<< | >>
Источник: Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. Общая социология: Учебное пособие Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева . — М.: ИНФРА-М,2000. — 654 с. — (Серия «Высшее образование»).. 2000

Еще по теме СОЦИАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА КУЛЬТУРЫ:

  1. § 3. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры
  2. 44. СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
  3. 2.3. Социальные свойства
  4. Социально значимые свойства и качества
  5. Взаимодействие культуры и экономики.Социальные функции культуры
  6. 8.1. Основные свойства и закономерности функционирования социальной организации
  7. 19. Значение механических и физических свойств при эксплуатации изделий Свойства, как показатели качества материала
  8. Социальные функции культуры
  9. Культура и социальное неравенство
  10. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
  11. Проблема соотношения культуры и социальной структуры
  12. Культура как объект социального познания
  13. 34. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
  14. Культура и социальные институты
  15. Социальные формы трансляции культуры
  16. Культура как препятствие для социальных изменений
  17. ТЕМА 5. КУЛЬТУРА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
  18. Основные структурные элементы культуры. Социально-исторические системы представлений о мире: миф — религия — идеология
  19. § 1. Понятие культуры. Культура как базис обществаО разных ПОНЯТИЯХ культуры
  20. Глава XVII. Основные структурные элементы культуры. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения в современном обществе