Социальные изменения

Поскольку главными, узловыми понятиями, характеризующими «динамический» (назовем его так) подход, являются «социальное изменение» и
«социальный процесс», дадим их социологическую трактовку. В любой науке те или иные понятия определяются через другие и в связи с ними.
Иного пути нет. В нашем случае социальные изменения более всего связаны с социальными процессами. Поэтому под социальным изменением будем понимать процесс возникновения новых явлений, структур, характеристик в различных социалгмых системах и подсистемах в ходе их взаимодействия.
В приведенном определении подчеркивается несколько положений. Во-первых, социальное изменение — это всегда появление чего-то нового (хотя подчас оно может быть «хорошо забытым старым»). Во-вторых, говоря о социальном изменении, мы имеем в виду появление не просто любой новации, а только такой, которая имеет существенный характер, поэтому она рассматривается на уровне социальных систем и подсистем. В-третьих, изменение является социальным постольку, поскольку оно возникает в процессе взаимодействия нескольких социальных систем и подсистем, затрагивая тем самым различные стороны жизнедеятельности каждой из них.
Яркие примеры таких социальных изменений в России начала 1990-х гг. — внедрение рыночных отношений и осуществление реального процесса демократизации, которые привели и продолжают приводить к глубочайшим переменам в жизни практически всех социальных систем и подсистем, социальных общностей и институтов, социальных организа-ций и структур. Разумеется, не все социальные изменения, затрагивая основы общественной жизни, столь фундаментальны. Многие из них касаются отдельных сторон экономики, культуры, языка, морали и т.д.
Ряд социологических теорий создан как раз на базе анализа тех или иных социальных изменений. Так, американский социолог У. Огборн в книге «Социальное изменение»1 формулирует положения теории культурного отставания (иногда ее называют теорией культурного лага), основанной на идее разиоскоростных социальных изменений в различных социальных системах, связанных определенным образом между собой, прежде всего в системах культуры. Он выделяет материальную и нематериальную (адаптивную) культуры, которые изменяются и развиваются неравномерно и несоразмерно. Материальная культура, включающая в себя материальные предметы, технологические новшества и изобретения, развивается быстрее адаптивной (нематериальной), представленной многими социальными институтами (школа, семья, церковь), различными системами ценностей (законы, обычаи, нравы) и политическими институтами (правительства, политические партии и клубы и т.д.). Технологические изменения оказываются для общества более значимыми, в силу этого структуры адаптивной культуры не успевают приспособиться к нуждам
1 См ¦ Ogbum WT. Social Change. N Y, 1950.
людей и развиваться соответственно изменениям в материальной культуре. Кроме того, технологические перемены встречают сопротивление со стороны привычек, традиций, консерватизма в поведении людей. Следует отметить, что теория культурного отставания Огборна была подвергнута критике рядом американских социологов за некоторое упрощенчество в анализе социальных изменений, поведения людей и их адаптивной культуры, а также за неправомерность противопоставления двух систем культуры — материальной и нематериальной.
Социальные изменения, включающие самый широкий спектр перемен, имеют направленный характер. Однако определение этой направленности (скажем, прогресс или регресс) связано с оценками ее людьми. Оценки же эти субъективны и выражают мнение определенной группы членов общества. Как, к примеру, оценить такое социальное изменение, как рост больших городов? Прогресс это или регресс? Поскольку ответы на подобные вопросы обычно оказываются диаметрально противоположными, социологи часто предпочитают уходить от оценочных характеристик и использовать вместо «прогресса», «развития», «регресса» и т.д. нейтральный термин «социальное изменение».
В этом отношении представляет интерес еще одна теория социальных изменений — теория векторов американского социолога У. Мура, изложенная им в работе «Социальное изменение»1. В соответствии с этой теорией каждая страна "изменяется и развивается по своему особому вектору. Создается, следовательно, большое количество векторов, соответствующее общему числу стран. Эти векторы «располагаются» как бы вокруг центральной оси, означающей некую идеальную линию развития мира. Поскольку все они направлены в ту же сторону, что и ось, мы ничего не можем сказать о преимуществах тех или иных векторов, или, по-другому, моделей развития тех или иных стран. Попытки же каким-то образом выявить критерии общественного прогресса обречены на неудачу. Единственно достоверное, что мы можем сказать (по Муру), так это то, что каждая страна изменяется в той мере, в какой она сама стремится к этому.
<< | >>
Источник: Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004

Еще по теме Социальные изменения:

  1. Подходы к изучению социальных изменений. Концепции социального прогресса
  2. Подходы к изучению социальных изменений. Концепции социального прогресса
  3. Социальные изменения. Социальные революции и реформы
  4. Социальные изменения. Социальные революции и реформы
  5. Социальные изменения. Социальные революции и реформы
  6. Раздел пятый СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
  7. § 4. Социальные изменения и социальная стабильность
  8. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
  9. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
  10. Социальное изменение
  11. § 1. Социальные изменения и социальные процессы
  12. 68. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РЕФОРМЫ И РЕВОЛЮЦИИ
  13. Социальные изменения
  14. § 3. Факторы социальных изменений
  15. Теория социальных изменений.
  16. Что такое социальные изменения?
  17. Социальные факторы изменений
  18. Социальные факторы изменений
  19. Социальные изменения в России
  20. § 1. Понятие социальных изменений