<<
>>

§ 5. Социальные институты религии

Одной из повелительных потребностей людей является потреб ность в осознании происходящего, объяснении его и выстраива нии своей жизни в соответствии с представлением о сути вещей, картине мира, о смысле самой жизни, природе человека и его предназначении.

Веками религиозное сознание отвечало на эту потребность, предлагая человеку, как конечному существу, вы ход за пределы ею земного существования. Эта особенность рели гии, ее трансцендентность (выход за пределы наличного бытия) позволяет включить мир и человека в контекст вечности, придавая тем самым смысл устройству мира и бытию людей в нем.

Религия представляет собой систему верований, разделяемых группами людей, исполняющих определенные ритуалы, верований,

воплощающих представление о священном, сверхъестественном, определяющем судьбу человека. Элементами религии являются' наличие группы верующих; представление о священном, сверхъестественном; особая система верований (вероисповеда ние); особые ритуалы (система действий по отношению к тому, что считается священным); представление об особом об разе жизни, соответствующем постулатам веры.

Понятие священного.

Религиозные представления присущи человечеству с самых древних времен. Исторически религия на-чинается с того момента, когда человек оказался в состоянии представить себе существование сверхъестественного существа, и таким воображаемым сверхъестественным существом был дух. Предки современного человека не были в состоянии объяснить очевидную противоречивость двойственного феномена, связан ного со сновидениями, когда сам человек спит, он недвижим, а его двойник свободно перемещается в пространстве. Этот «дру гой Я», этот двойник и есть мой дух. И смерть есть не что иное, как разделение двух существ: одного телесного, конечного, смертного и другого бестелесного, бесконечного, бессмертного, т.
е. духа (души). Воображение первобытного человека наделяло весь мир вокруг него бесконечным количеством могуществен ных духов — загадочных и невидимых.

Религия представляет собой общемировой социальный ин ститут, включающий в себя многие тысячи видов и форм ре-лигиозных верований. Тем не менее одна принципиальная черта характерна для всех них: это выделение и различение того, что свято (высшая сила, совершенная, неприкосновенная, несомнен ная, превыше всего), и того, что несовершенно, обыденно, по вседневно. То, что свято, внушает ужас, почтение, глубокое уважение. Оно обладает необычными, сверхъестественными и подчас опасными качествами и с ним можно общаться толь ко в рамках особого ритуала (молитвы, заклинания, ритуаль ного очищения). К числу священных объектов может быть от несено что угодно — Бог, король, солнце, луна, скала, дере во или такой символ, как крест. Противоположно святому то, что ординарно, не принадлежит к миру сверхъестественного. Однако нечто становится святым или остается ординарным только в случае, если как таковое оно получает то или иное социальное определение, которым подобный объект наделя ется сообществом верующих.

Таким образом, религия как социальный институт может быть определена как система общественно признанных верований и соответствующей практики, которые ориентированы на сферу священного, сверхъестественного Как показал еще Э Дюркгейм, о наличии определенной религии можно говорить в случае, ког-да вера в священное сочетается с соответствующей практикой сообщества верующих (совершение действий, вытекающих из такой веры, — участие в деятельности религиозного сообще ства, выполнение ритуалов, соблюдение запретов и т д )

С социологической точки зрения могут быть выделены сле дующие виды религий простая вера в сверхъестественное, ани мизм, теизм, абстрактный идеал Первый тип религии характе рен для примитивных, доиндустриальных обществ, не включа ет в себя веру в богов или духов, но признает наличие сверхъестественных сил, оказывающих положительное или от рицательное влияние на жизнь людей Анимистический тип ре лигии признает активную деятельность духов в мире Эти духи могут существовать в людях, но также и в природных объектах (реках, горах, ветрах), они персонифицированы, наделены человеческими качествами (мотивами, волей, эмоциями) Эти духи не боги, им не поклоняются Общение с ними достигает ся через магические ритуалы Они могут быть добрыми или злыми или безразличными к людским делам

В основе теистических религий лежит вера в богов Бог мої у- щсствен, он заинтересован в людских делах и заслуживает по клонения Наиболее распространенной формой теизма являет ся политеизм, вера во многих богов Среди них выделяется «высший бог», или «отец богов» Другой формой теизма являет ся монотеизм — вера в единого Бога Эта вера лежит в основе мировых религии — иудаизма, христианства и магометанства Религии, в основе которых лежат абстрактные идеалы, не пре дусматривают почитание богов, но сосредоточены на достиже нии идеалов в мышлении и поведении Целью является достижение возвышенного состояния бытия и сознания, что позволяет, как полаїают их сторонники, полностью реализовать потенциал че ловека Цель буддизма — достичь единства с Вселенной через годы медитаций, т с психологического отключения человеком себя от окружающего мира, «освобождения» от него, погруже ния во внутренний мир с помощью заклинании, для достиже ния особого (возвышенного) состояния сознания

Общей чертой религий является наличие теодицеи — эмо ционально удовлетворяющего объяснения самых существенных проблем человеческого существования: появления человека, его страданий и смерти.

Универсальная последовательность рожде ния, коротких лет жизни, страданий и смерти выглядит бес-смысленной, но теодицея придает этому смысл, объясняя или оправдывая наличие зла и несчастий в этом мире.

Социальная функция религии. Важнейшей социальной функ цией религии в истории человечества было поддержание целос тности данной социальной системы. Изучая простейшие формы религии на примере тотемизма австралийских аборигенов, Э. Дюркгейм констатировал, что тотем — это любой ординар-ный предмет, или растение, или животное, или представляю щий их символ, становящийся священным. Каждый клан органи зован вокруг своего тотема и носит его имя. Тотем не только свя щенен, но это и символ самого клана как общества. Отсюда вывод: когда люди поклоняются чему-то священному, они, по сути, поклоняются не чему иному, как своему обществу. Божественное есть не что иное, как трансформированное и символически осознан ное общество. В эпоху феодализма земная структура — иерархия феодального общества и государства — проецируется на иерар хию небесную, создает ее по земному образцу и подобию, при этом «земные силы приобретают форму неземных» (К. Маркс), а затем, но уже с ореолом святости и непогрешимости, эта струк тура переносится назад, на землю, тем самым узаконивая и освя щая авторитет земной власти авторитетом власти небесной.

Совместное участие в богослужении создает эмоциональное ощущение вдохновения, экстаза, не испытываемого в одиночку Разделяемые религиозные верования вырастают из общества и содействуют его сплоченности. Ритуалы объединяют людей и способствуют передаче от поколения к поколению ценностей, норм, запретов (табу), нарушение которых ведет к покаянию и очищению. Ритуалы поддерживают и утешают людей в горе, особенно в связи со смертью. Каждое общество, заключает Дюркгейм, нуждается в религии или в системе верований, ко торые бы обеспечивали те же социальные функции.

К. Маркс выводил функции религии из теории социального (классового) конфликта, рассматривая религию как форму отчуж дения, как орудие поддержки господствующего общественного порядка.

Религия может быть элементом социального конфликта,

как, например, в периоды религиозных войн. В соответствии с те зисом М. Вебера о протестантской этике как духовной основе со временного капитализма его развитию содействовали нормы такой этики, в рамках которой богатство рассматривалось как знак из бранности Богом, и бережливость, а не расточительство, умноже ние капитала, а не его растрата — как основная религиозная, со циальная ценность и добродетель. Здесь религия выполняет функ цию содействия промышленному, социальному развитию.

Принципиальной чертой современного периода обществен ного развития в России является возрождение и распростране ние религиозного сознания. Конституцией Российской Федера ции гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедывать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедывать никакой; свобод но выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Сам факт существования веры после многих десятилетий ее подавления «воинствующим атеизмом», насаждавшимся с ис-пользованием методов государственного насилия, свидетель ствует о наличии существенной социальной функции, реализу емой вероисповеданием. Сама по себе практика государственно го атеизма, превратившегося по сути в квазирелигиозную догму, где не Богу, а человеку приписывалась роль устроителя «рая на земле», парадоксальным образом, но свидетельствует о постоянной необходимости для общества, для индивидуального сознания иметь нечто, выходящее за пределы обыденного, на сущного, необходимости веры в наличие чего-то высшего, ори ентирующего сознание и поведение.

Принципиально важно, конечно, в чем заключается суть подобной веры. Особое значение в условиях России, где рели гиозные верования воплощены в различных конфессиях, при обретают те черты подобных верований, в которых терпи мость, уважение к чужой вере занимают подобающее место. Только при таком условии религиозная вера выполнит функ цию духовно-созидательного начала в общественном развитии России как многоконфессиональной страны. Религиозное воз рождение в России осуществит созидательную функцию в случае, когда взаимное доверие, нравственность, трудолюбие, надежда, основанные на вере, войдут в социальную практику, станут мо ральным стержнем общественного развития.

Принципиальное значение при этом имеют, по меньшей мерс, два измерения соответствующих социальных взаимодей ствий: а) отношение религии и государства и б) религиозных конфессий между собой. Конституция РФ определяет Российс кую Федерацию как светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обяза тельной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В двух случаях созидательная, конструктивная, интегриру ющая функция религии не может быть реализована. Во-пер вых, путем подчинения религии государству, превращения рели гии в зависимый придаток государства, так как потеря ею фун кции независимого носителя высших нравственных принципов, высшего морального авторитета ведет к потере религией сак- ральности, своего священного, независящего от земных струк тур характера. Во-вторых, путем поглощения религией государ ства, обретения религией официального государственного ста туса в качестве единой и обязательной формы верования, так как потеря теократическим государством своего светского ха рактера, утрата им функции гаранта свободы вероисповеда ния ведет к дискриминации и подавлению иных верований.

Свобода совести, равенство вероисповеданий, независимость от государства могут быть реально обеспечены только при нали чии демократического государственного и общественного устрой ства. Только в этих условиях обеспечивается свобода личности (свобода совести — ее важнейший ингредиент); гарантируется веротерпимость, равенство и свобода вероисповеданий; сохра няется светский характер государства; создастся морально- нравственный, духовный базис общественного развития. Пра вовые нормы обеспечивают структурирование социальной жизни, регулирование социальных взаимодействий в целях придания им формального порядка и определенности. Но содер жание подобного порядка, определение того, что считать пра вильным и справедливым, а что несправедливым, преступ ным, что существенно, жизненно важно, а что нет, т. е. свою сущностную, ценностную природу право может обрести толь ко извне. Таким источником могут служить также и нравствен но-этические принципы религии.

<< | >>
Источник: Г. В. Осипов. Социология. Основы общей теории. 2003

Еще по теме § 5. Социальные институты религии:

  1. Закономерности формирования религии как социального института
  2. Глава 1 Сущность и функционирование социальных институтов 1.1. Что такое социальные институты
  3. § 3. Институт религии
  4. Функции института религии
  5. Уровневый подход к изучению института религии
  6. § 3. Институт государстваПонятие государства как социального института
  7. Религия - социальная стратификация - социальная мобильность
  8. § 2. Структура и функции социального институтаСтруктура социального института
  9. Социальные формы организации религии
  10. Социальные формы организации религии
  11. Религия и социальное изменение: М. Вебер
  12. § 3. Социально-исторические типы социальных институтов
  13. Признаки социального института
  14. Религия и социальное неравенство.
  15. Глава IX. Социальные институты: сущностьи социальные эффекты (последствия)