<<
>>

Социальное взаимодействие в обществе

Один из подходов к анализу общества рассматривает его как совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность. Люди являются главным элементом строения общества, а источником их объединения и последующего формирования общности выступает социальное

взаимодействие.

«Что же такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей», — пишет К. Маркс1. «...Общество существует не «вне» и независимо от индивидов... а только как система взаимодействующих единиц, без которых, вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без составляющих его элементов», — считает П. Л. Сорокин2.

Последовательная реализация этого подхода заключена в двух выводах. Первый: прекращается взаимодействие — умирает общество. Второй: общество не реально, оно только способ нашего рассмотрения «соединения отдельных людей».

В научных текстах нет жесткой констатации, что «общество — это система человеческих связей и отношений». Однако социологи довольно часто приходят к этому выводу, изучая различные общественные явления и соци-альные процессы.

Например, П. Сорокин, среди важнейших причин формирования коллективного единства называет «разнородность социальных функций, выполняемых различными индивидами... Каждый индивид своими силами может удовлетворить только часть потребностей. Для удовлетворения остальных он вынужден обращаться к другим ин-дивидам и вступать с ними во взаимодействие. Иными, словами, социальная разнородность индивидов — вот одна из существенных причин, гонящих одних лиц к другими заставляющих их «связываться» друг» с «другом»3.

Чтобы общество взаимодействующих индивидов постоянно не «рассыпалось», взаимодействие должно базироваться на необходимых, объективных связях и социальных отношениях. Сорокин изящно решает эту проблему в теории, считая, что когда между индивидами «существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют...»4.

1 Маркс К.

Письмо к П. Б. Анненкову 28.12.1846 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 27. С. 402.

1 Сорокин П. А Система социологии. М., 1993. Т. 1. С 57.

3 Там же. С. 346.

4 Там же. С. 102.

К. Маркс, считает, что «определенной ступени развития... производительных сил» (взаимодействующих посредством техники индивидов) соответствует «экономическая структура общества, реальный базис» производственных отношений, определяющих «анатомию гражданского общества» с его идеологическими надстройками1. И в том, и в другом случае общество скрепляет в единое целое некая зависимость, связь. Такой подход предполагает общество, которое предстает как система отношений или объективно обусловленных (в значительной степени — вынужденных) и потому постоянно воспроизводящихся контактов между людьми.

< Складывающиеся в процессе совместной жизни людей,

1 привычки контактировать определенным, типическим обра-; зом, а в ряде случаев и собственно организации, поддерживающие их воспроизводство (государство, право, образование, церковь, семья), исследователи системы общественных отношений определяют понятием «институты».

«Институты — это словесный символ для лучшего обозначения группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный образ мысли, который стал привычным для группы или превратился для народа в 1 обычай... Институты устанавливают границы и формы 1 человеческой деятельности. Мир обычаев и привычек, к которому мы приспосабливаем нашу жизнь, представляет собой сплетение и неразрывную ткань институтов»2. Поскольку речь идет о закреплении определенного характера общественных связей, которые формируют парамет-$% ры деятельности, можно сделать предположение о прин-1 ципиальной сочетаемости подходов к социальной *1 организации в первой и второй концепциях общества. Щ Действительно, это имеет место в теории. Например, в ис-' следованиях Т. Парсонса, Г. Ленски само существование социальных институтов объясняется функциональными

1 Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Эн гельс Ф. Соч Т. 13. С. 6—7.

2 Hamilton W. Institution. Encyclopedia of the Social Sciences, N. Y., 1932. V. 8. P. 84.

потребностями поддержки гомеостаза общественной си-стемы.

Структура общественных отношений, таким образом, создается на макроуровне социальных взаимодействий в процессе институционализации (самовоспроизводства) общества и закрепляется на «микроуровне» межличностных контактов, в которых люди предстают друг перед другом в социальных масках, облегчающих им процедуру идентификации (определения, узнавания) и общения. Чем более массовым и организованным становится общество, тем более распространяются «представительные» социальные контакты, и тем чаще человек выступает либо носителем определенных функций (в силу институциональных предписаний), либо посланцем определенных статусных групп.

<< | >>
Источник: Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И.. Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»,2000. - 512 с.. 2000

Еще по теме Социальное взаимодействие в обществе:

  1. Понятия общества и системы, социальных связей, социального взаимодействия, социальных отношений.Системный анализ общественной жизни
  2. Концепция общества в индивидуализме.Индивидуалистические теории социального взаимодействия.
  3. 9. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
  4. Глава VIII. Социальные взаимодействия: средства обмена, всеобщие виды и формы взаимодействий
  5. ОБЩЕСТВО ВОСТОКА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННОГО КАПИТАЛИЗМА И ТРАДИЦИОННОГО ВОСТОЧНОГО ОБЩЕСТВА
  6. § 1. Взаимодействие природы и общества
  7. § 3. Что и в какой степени обусловливает социальные явления? Взаимодействие социальной реальности и внесоциальных условий, сил
  8. Понятие социальной структуры общества. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры общества
  9. Взаимодействие человека, общества и государства.
  10. 2 ЭКОНОМИКА КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА С ПРИРОДОЙ
  11. § 6. Социальное взаимодействие и социальные отношения