§ 2. Социальная реальность — «парадоксальная» реальность
Но социальная реальность не только по своей плоти (или онтологически), но и с точки зрения логики (физических явлений) — парадоксальный мир.
В нем своя логика, свое понимание высоты, протяженности, свои, если так можно выразиться, секунды, часы, метры, километры, своя логика неодолимых тенденций. В социальном пространстве словосочетание «близко друг к другу» означает близость не пространственную, а близость социальных позиций, образования, материальных возможностей и т.д. «Высоко» означает не физическую высоту, а лишь социально-символическую — например, особая значимость действий руководителя объясняется не тем, что он обладает недюжинной физической силой, а тем, что ему позволено навязывать свои решения другим, которые обязаны ему подчиниться.129
5 Общая соцнолотя
Эта парадоксальная логика создает свое, если так можно выразиться, «физическое пространство».
Последнее наделяется социально символическими измерениями, социальными критериями, которые объективируются в физическом пространстве.«Так, например, пространство Парижа представляет собой распре-деление жилья между центральными кварталами, периферийными кварталами и пригородом; еще и очень заметную оппозицию «правого берега» «левому берегу», соответствующую основополагающему делению поля власти, главным образом между искусством и бизнесом»*. То же можно сказать о любом городе, в котором есть «престижный» центр и «спальные» районы. Еще более простой пример—любой вуз. В нем есть главный этаж, где находятся кабинеты администрации, ректора. Получить помещение на том же этаже — это признак престижа.
Парадоксальность логических связей социальной реальности свидетельствует о наличии собственных законов, тенденций, неодолимость, повторяемость которых объясняется иными, чем в физическом мире, причинами.
Эта парадоксальность обусловлена самой природой социально-сти, в частности тем, что:
ведущий способ реализации социальности — символически-культурная коммуникация.
Это мысленная связь, соответственно логика развития данных явлений может и не быть логикой физических явлений и объектов;в отличие от законов развития психики единичного индивида логика развития социального — это логика развития кооперации, коллективности. Это логика согласования, обеспечения регулярности взаимодействий, престижа, подчинения, изменения коллективных субъектов, а не просто индивидов как биологических существ и т.д.
В данном случае речь идет об источниках лишь парадоксальности социального мира, того специфического, неповторимого, что есть в социальной реальности. Но есть и нечто общее для социальной и физической реальности. Так, реализация биологической программы самосохранения обусловливает тот момент, что Актор, входя во взаимодействие с другими, оценивает необходимость возобновления, укоренения этого взаимодействия с точки зрения личностной целесообразности.
Иными словами, логика развития социальных явлений — это логика интеграции живых людей на основе социально-символической коммуникации. Поэтому логику развития социальной реальности нельзя сводить лишь к специфическим, парадоксальным моментам. Хотя их значение в организации социальной жизни по мере
* Бурдье П. Социология политики. — М., 1993, с. 36—37. 730
усовершенствования системы взаимодействий, форм коллективности, кооперации все более усиливается, но никогда не сможет стать абсолютным.
Итак, социальная реальность образует некую оболочку, которая в существенной степени изолирована, автономна, независима от внешних условий, хотя постоянно в них погружена, «отягощена» материально. Это (и здесь мы согласны с Э. Дюркгеймом) особая реальность, которая и своей символической первоматерией (онтологически), и своей логикой качественно отлична от физической, биологической, индивидуально-психической реальности.
Законы социальной жизни — это особые законы (а) интеграции (б) живых индивидов на основе (в) символической культурной коммуникации. Это законы координации и кооперации людей, обеспечения порядка (предсказуемости и самовозобновляемости приемлемого поведения людей) и изменения сетей социальных взаимодействий.
Уясняя внутреннюю логику социальной жизни, мы прежде всего стремимся постигнуть тенденции развития от случайных вза-имодействий между Акторами к систематическим, регулярным взаимодействиям, от ситуативных ориентации к устойчивым ценностям. Эти законы впрямую не выводятся из материальных условий и предпосылок социальных взаимодействий, их логика не есть продолжение логики материально-физических объектов. Это может быть главное, но и самое сложное в понимании социальной реальности, что, в свою очередь, порождает ощутимую сложность социологического анализа, который и направлен на изучение этих невидимых, развивающихся по своей особой логике сцеплений. Социолог все время должен оперировать не самими осязаемыми объектами, имеющими привычную логику отношений, а аналитически вычленяемыми связями, зависимостями, отношениями, которым присуща своя, во многом не имеющая аналогов логика.
Еще по теме § 2. Социальная реальность — «парадоксальная» реальность:
- Социальная реальность
- § 4. Уровни социальной реальности
- § 1. Что такое социальная реальность?
- § 3. Что и в какой степени обусловливает социальные явления? Взаимодействие социальной реальности и внесоциальных условий, сил
- Глава V. Социальная реальность
- Смысловое значение: конструирование реальности.
- Индивидуальный разум и моральная реальность
- Сконструированная реальность
- 3. XX век: вслед за ускользающей реальностью
- 20в. уход от реальности
- Глава 1. Реклама и реальность
- Оценка реальности операций
- Отсутствие доказательств реальности экспортных операций
- Проверка реальности долговых обязательств и операций с ценными бумагами
- § 3. «Экономикс» и реальности выхода из кризиса
- Схема Патинкина и экономическая реальность.
- Реставрация: идея или реальность?
- Глава 2. ЯЗЫК ПОЛИТОЛОГИИ И УСКОЛЬЗАЮЩАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
- 1. Правовой статус государственных служащих: сущность, регламентация и реальность
- Информационная поддержка бизнеса. Интернет - виртуальная реальность сегодня