<<
>>

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕОСЛАБЯНОФИЛЬСТВА

Позитивистская социология второй половины XIX в. как в России, так и на Западе была по преимуществу построена на идеях плоского эволюционизма, по которому общие природные и социальные условия всегда вызывают к жизни одинаковые обычаи, нравы, формы общения, учреждения, т.
е. являются частным случаем некой общей стадии эволюции культуры у разных народов. В этом подходе обнаружились слабые и сильные стороны. В руках ряда социологов (особенно М. М. Ковалевского) он был в извест-ной степени плодотворным, так как позволял определить общее направление и закономерность основных линий эволюции общественных систем: хозяйства, семьи, власти и т. п. В то же время все позитивистские схемы носили крайне упрощающий характер, подчас игнорируя специфические особенности материала, но сами эволюционисты верили, что возникающие на этот счет сомнения будут автоматически разрешены дальнейшими, более углубленными исследованиями. Залогом считалось то, что именно принцип эволюционизма обеспечивает творческую интеграцию между передовым естествознанием (прежде всего дарвиновской биологией) и социальными науками. Но последующее развитие этнографии и антропологии, рост антипозитивистских настроений в социологии, а также резкое обострение противоречий общественного развития, внимание к которым растет в начале XX в.
в общественной науке, постепенно взорвали догмы прямолинейного эволюционизма.

Характерной особенностью русской общественной мысли было появление в ней самой ранней в истории социологии антиэволюционной модели в лице теории «культурно-исторических типов» Н. Я. Данилевского, влияние которой не случайно признается в среде буржуазных исследователей до сих пор. Его имя обычно упоминается в ряду таких современных социологов, как О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Нортроп, В. Шубарт, П. А. Сорокин, объединяемых общим критическим отношением к европоцентристской, однолинейной схеме общественного прогресса и обосновывающих идею множественности и разнокачественности человеческих культур. Данилевский действительно предвосхитил ряд идей, позднее разрабатываемых названными выше буржуазными философами и социологами.

<< | >>
Источник: Б. А. ЧАГИН. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИОЧЕРКИ ИСТОРИИ НЕМАРКСИСТСКОЙ социологии ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX— НАЧАЛА XX ВЕКА. 1978

Еще по теме СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕОСЛАБЯНОФИЛЬСТВА:

  1. Глава 7СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ НЕОСЛАБЯНОФИЛЬСТВА
  2. 75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  3. Социальная философия управления качеством
  4. 77. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
  5. ГЛАВА 24. Заключительные замечания о социальной философии, к которой может привести общая теория
  6. 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
  7. § 3. Социология и другие наукиСОЦИОЛОГИЯ И философия
  8. 4. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
  9. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  10. 7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
  11. 71. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
  12. 2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
  13. 3. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
  14. Рационалистическая философия.
  15. 6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК
  16. 2.1. Философия управления персоналом
  17. 18. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  18. § 39. Философия. Наука. Образование
  19. 9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
  20. 20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII В