<<
>>

§ 3. Социальная динамика личности: социализация и активность


Личностная динамика рассматривается в социологии двоя ким образом: с одной стороны, как внешне обусловленная и детерминированная деятельность человека, осуществляемая им
в процессе социализации, а с другой — как его собственная активность, выраженная в индивидуальном стиле жизни и жизненных стратегиях.
Что такое социализация? Понятие социализации.
Процессы взаимодействия личности и общества подразделяются на структурные (развитие внешней и внутренней отнесенности) и динамические (соединение «привнесенное™» и «привноси мости»), Если структурные процессы, определяющие взаимо положение субъектов, характеризуют развитие социальной структуры личности, то процесс социализации формирует ее в качестве полноценного субъекта деятельности.
Человек формируется как личность и субъект деятельности в ходе социализации. Под социализацией понимается процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и «чужой» (влияние родителей, обучение и пр.).
В научной литературе существует, по крайней мере, еще не-сколько терминов, используемых для характеристики процессов освоения личностью социокультурного опыта того или иного об щества. Это — «инкультурация», «аккультурация» и «интернали- зация» («интериоризация»). Первый из них указывает на «про цесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит» . Второй — на процесс взаимообогащения двух и более культур, в результате которого происходит изменение (трансформация) базовой культуры. Третий термин означает пе ренос «внешних» форм опыта во «внутренний» план личности.
Введение этих и других понятий в научный оборот объясня ется недостаточностью или неполнотой смыслового содержа ния исходного понятия «социализация». Последнее не охваты-вало, например, когнитивные моменты культуры (знания, ве рования, ценности и пр.). Не случайно поэтому американские культурные антропологи (Херсковиц, Клакхон и др.) предпо читали употреблять вместо него термины «инкультурация», «культурализация» и пр.
Основные тенденции и формы социализации. Содержание и направленность процесса социализации определяется двумя основными тенденциями — типизацией и индивидуализацией.

Типизация определяется, с одной стороны, как способ ус воения личностью проявляющихся в реальном мире «объек тивных мыслительных форм» культуры (ценностей, норм, идей их преобразования в субъективно-идеальный мир) и, с другой — как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт ее поведения.
Индивидуализация характеризуется в свою очередь преобра зованием индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформацией субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего социального мира.
Процесс социализации осуществляется в разных формах, каждая из которых характеризуется особым сочетанием инди видуализирующих и типизирующих факторов.
По времени осуществления социализация подразделяется на «первичную», продолжающуюся от рождения ребенка вплоть до формирования зрелой личности, и «вторичную», происходящую уже на стадии социальной зрелости личности.
В зависимости от возраста личности социализация делится на раннюю, проявляю щуюся в детстве, социализацию взрослых людей, или ресоциализа- цию, связанную с освоением новых ценностей и норм, недоста точно усвоенных в детстве или устаревших, и социализацию по жилых людей, содержание которой составляют процессы адаптации, в основном приспособления к старости и к мысли о приближающейся смерти. Безусловно, первичная и ранняя со циализация в большей степени содержат элементы типизации, чем вторичная социализация, включая ресоииализацию и соци ализацию пожилых людей. Наряду с понятием «ресоциализа- ция» в научной литературе встречается также понятие «десоциа- лизация», обозначающее процесс развития личности в раннем или зрелом возрасте, связанный с отклоняющимся поведением, с ее участием в группах, ведущих антисоциальный образ жизни (преступники, пьяницы, наркоманы и пр.).
Структура процесса социализации личности включает в себя такие стороны, как этапы (стадии), субъекты (агенты), условия и механизмы.
Стадии, или этапы, социализации. В науке сложились и про должают существовать несколько концепций развиїия личнос-ти в процессе социализации. Большинство из них берут за ос нову развития какой-либо один фактор, имеющий биологи-
ческое, психическое или социальное происхождение. Разделим их условно на универсальные, охватывающий весь жизненный цикл личности, и частные, охватывающие первичную социа лизацию личности.
Большинство концепций, в которых определяются основ ные этапы социализации, ограничиваются рассмотрением пер вичной социализации.
Так, по мнению Дж. Мила, этот процесс включает в себя не сколько стадий, связанных с формированием Я: стадию имита ции (копирование поведения взрослых людей или прсдстави ге лей реферативной группы); игровую стадию (проигрывание ро лей); стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого»)
В концепции 3 Фрейда индивид находится все время в состо янии конфликта с обществом. При этом он руководствуется биологическими побуждениямиями и прежде всего сексуальны ми влечениями Поэтому в основе социального конфликта ле жит противоречие между стремлением индивида к получению удовльствий и ограничениями, которые устанавливаются роди телями и другими людьми, а также собственным суперэго В сво ем же сексуальном развитии личность проходит, по Фрейду, четыре стадии, каждая из которых связана с определенной эро генной зоной: оральная (ребенок получает удовлетворение от жизни через рот — от приема пищи и пр.), анальная (ребенок учится ходить на горшок); фаллическая (осознание ребенком своей половой принадлежности и связанных с ней возможнос тей или ограничений); гениталы/ая (на этой стадии дети актив но выражают озабоченность проблемами половой близости).
Известный французский ученый Ж. Пиаже исследует пер вичную социализацию как процесс обучения мышлению. Спо собности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохож дения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными осо бенностями.
До 2 лет — сепсомоторная стадия (формирование способ ности к сохраннению в памяти образов предметов окружающе го мира);
2—7 лет — предоперациональная стадия (возникновение спо собностей к различению предметов и символов или их значе ний);

7—11 лет — стадия конкретных операций (овладение навы ками мысленного манипулирования предметами);
12—15 лет — стадия формальных операций (формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни).
К числу универсальных следует отнести концепции Э. Эриксона и Л. Колберга.
Идеи 3. Фрейда были пересмотрены и дополнены Э. Эрик- соном. Он предложил ввести критерии психическою развития Я, связанного с формированием основных ориентиров по от ношению к себе и своему окружению. Становление личности нс заканчивается, по его мнению, в подростковом периоде, а продолжается весь жизненный цикл. В соответствии с критери ями психического развития выделяются восемь стадий челове ческого развития, которые стали сегодня общепризнанными:
Доверие — недоверие — грудной возраст,
Автономия — сомнение — возраст 1—2 лет;
Инициатива — чувство вины — возраст 3—5 лет.
Трудолюбие — неполноценность — младший школьный
возраст (6—11 лет);
Идентификация — диффузия — юность (12—18 лет);
Интимность — одиночество — начало взрослого
периода;
Творческая активность — застой — средний возраст;
Умиротворение — отчаяние — старость.
В основу выделения стадий социализации американский ученый Л. Колберг положил критерии нравственного развития детей, в том числе формирование способности к сопережива нию (эмпатии). Однако эти стадии не связаны с определенны ми возрастными периодами. Две первые стадии направлены на освоение детьми механизмов наказания и поощрения. Третья стадия позволяет различать понятия о хорошем и плохом пове дении. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и принимают правила поведения, господствующие в нем. На пятой стадии у человека формируются нравственные убежде ния Он начинает осознавать противоречия между различными нравственными позициями. Шестая стадия нравственного со вершенствования определяется способностями к осознанному нравственному выбору, утверждением универсальных ценнос тей и принципов жизни, в том числе служение обществу, за-
бота о ближних и т. д. Эту стадию достигают далеко не все люди, а лишь немногие из них.
В отечественной литературе известны попытки выделения основных стадий социализации в зависимости от возраста и отношения к труду. Г. М. Андреева вслед за друїими учеными предлагает различать дотрудовую стадию, включающую в свою очередь раннюю социализацию и этап обучения, трудовую и послструдовую стадии.
Агенты и условия социализации. Агентами социализации на зываются отдельные люди, группы и институты, которые уча ствуют в процессе формирования личности. К ним относят, как правило, семью и родственников; группы сверстников и знакомых; школу (вуз); средства массовой информации и пр. Мы не ставим своей целью описание всех этих агентов.
На разных стадиях социализации активную роль играют те или иные агенты и институты. На дотрудовой стадии главными являются семья, учебные учреждения и сверстники. На трудо вой стадии значительную роль играют коллектив, профессио нальное сообщество, дружеская компания, средства массовой информации. На послетрудовой стадии круг агентов социали зации существенно сужается.
Вместе с тем социализация осуществляется под влиянием совокупности условий — социально-контролируемых и на правленно-организуемых, стихийных и спонтанных (непро извольно возникающих). Это — экономические, социально- политические, духовно-идеологические условия и факторы, необходимые или достаточные для обеспечения развития личности.
Механизмы социализации. В научной литературе выделяют прежде всего психологические механизмы социализации.
Одним из первых это попытался сделать 3. Фрейд. Он выде лил механизмы подтверждения — исключения, имитации, запрещения, замещение (подстановка), имитация и иденти фикация.
В концепции ролевого поведения Дж. Мида механизмы со циализации раскрываются через восприятие ролей. Осознание «обобщенного другого» происходит, по его мнению, через процессы принятия и исполнения роли. Принятие роли — это процесс присвоения роли в другой, непривычной ситуации взаимодействия, а исполнение роли — фактические действия
или акты ролевого поведения. К этим процессам необходимо добавить еще обучение ролям.
Перейдем теперь к изложению основных моментов, харак теризующих содержание концепций социализации:
социализация определяется обычно как процесс освоения личностью ценностей, норм и ролей, господствующих в дан ном обществе и определяющих степень ее включенности в сис тему социальных отношений;
социализацию необходимо рассматривать как двусторон ний процесс с одной стороны, как типизацию, принятие пра вил поведения, типичных для данной общности (типизация); с другой — как активное воздействие личности на свое соци альное окружение, создание новых, индивидуально окрашен ных форм жизни и опыта (индивидуализация);
процесс социализации осуществляется в разных формах в зависимости от возраста и социальных условий (первичная и вторичная социализация, социализация взрослых и пожилых людей, ресоциализация и десоциализация);
процесс социализации подразделяется на разные стадии или этапы (например, дотрудовая, трудовая и послетрудовая стадии и т. д.);
агентами социализации могут быть как целые институты и группы, так и отдельные лица, оказывающие влияние на развитие личности на той или иной стадии;
в качестве механизмов социализации можно рассматривать способы освоения ролей (принятие, исполнение и обучение).
Активность и стратегия жизни личности. Социаіьная дина мика личности имеет также «внутренне» детерминированную сторону, которая выражается в ее активности и направленнос ти на сознательное конструирование своей жизни. Высшей формой активности личности в современном обществе высту пает ее гражданская активность.
Активность и жизненная позиция личности. Активность — дея-тельное познавательное и практическое отношение личности к условиям жизнедеятельности, делам общества, проявляющееся как в форме общественно полезной, созидательной и творческой деятельности, так и в форме антиобщественной деятельности, отклоняющегося (девиантного) поведения. Характеризуется вы сокой степенью интенсивности осуществления, динамичностью и способностью производить изменения (преобразования).

В отечественной социологии и психологии проблема актив ности личности разработана недостаточно
Одной из наиболее распространенных форм активности личности выступает ее социальная активность Это — способ существования и развития личности как субъекта обществен ной жизни, основанный на се сознательном или бессознатель ном стремлении к изменению социальных условии и формиро ванию собственных качеств (способностей, установок, ценно-стных ориентации) Предпосылкой сознательной социальной активности выступает осознанный выбор личностью возмож ностей своею участия в общественной жизни Каждая личность вначале определяет характер своего участия в общественной жизни, меру (степень) интенсивности своей деятельности, а уже затем занимает ту или иную социальную позицию Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причина ми как объективного, так и субъективного характера Иногда она вынуждена вести себя активно, чтобы сохранить равнове сие с окружающей средой
Социальная активность не является единственной формой развития личности как общественного субъекта Ей противо стоит, как известно, социальная пассивность и апатия, по рождаемые кризисными явлениями в обществе, ростом отчуж дения, экзистенциальным вакуумом
В качестве одной из важных характеристик активности лич ности выступает активная жизненная позиция, наличие кото рой свидетельствует об изменении всего образа жизни личнос ти, а не его отдельных сторон

Активная жизненная позиция — устойчивая позиция личнос ти, направленная на изменение и преобразование обществен ных условий жизни в соответствии с ее убеждениями, взгляда ми и совестью С точки зрения общественной значимости жиз ненная позиция личности может быть как позитивной, конструктивной, адекватной общественным 'нормам и идеа лам, так и негативной, деструктивной, ориентированной на подрыв существующих в обществе устоев, традиции и правил общежития Однако критерии правильности (истинности) жизненной позиции лежит не только в общественном призна нии и одобрении, порождающем иногда настроение конфор мизма и апатии Гораздо более важным для понимания актив ной жизи^нной позиции является требование соблюдения ав-тономии, автономных прав и гражданских свобод личности Активная жизненная позиция становится в гражданском обще стве неотъемлемой чертой жизнедеятельности автономных субъектов Она выражает их стремление к расширению и ук реплению своего жизненного пространства, рассматриваемого в контексте самореализации и свободного творчества
Активность и жизненная стратегия личности Понятие «стратегия жизни» относится к сознательным проявлениям че ловека, выступающего в качестве субъекта активности, пове дения и деятельности С этим связана необходимость предвари тельного уточнения понятий «человек», «индивидуальность», «индивид» и «личность» применительно к контексту планиро вания будущего Стратегии жизни являются непосредственно деягельностным состоянием личности
Жизненные стратегии не являются единственным способом организации жизни личности Наряду с ними в развитии лич-ности «принимают участие» способы ведения жизни (форма, уклад и стиль жизни), способы определения жизненных ситуа ций (жизненная позиция и линия), способы описания жизни (жизненная история, биография) и способы символического конструирования жизни (жизненные планы и сценарии)
Жизненные стратегии выступают объектом целого комп лекса наук о человеке и обществе — социологии, психологии и культурной антропологии Каждая из них изучает свои аспект (сторону) жизненного мира личности Психология рассматри вает его психическую сторону, а также преимущественно лич ностный, субъективно-значимый аспект и уровень организа-
ции социального. Культурная антропология делает предметом своего исследования культурный аспект социального измере ния жизненных стратегий, а также взаимоотношения личност ного и культурного аспектов (исследовательское направление «культура-и-личность»). Социология выделяет в качестве пред- мета своего изучения институциональный аспект (институцио нальные связи и закономерности) формирования и развития этих стратегий.
Жизненные стратегии выступают элементом и уровнем иерархически сложного комплекса активности человека. Они являются в широком плане элементом деятельности (как со знательно регулируемой и адаптивно-адаптирующей активнос ти человека) и непосредственно компонентом одной из под систем деятельности — системы ориентирования личности.
В системе ориентирования жизненные стратегии тожде ственны перспективному уровню деятельности человека. Они включают, с одной стороны, перцептивные (образные), смыс- ложизненные, ценностные, нормативные, целевые ориента ции и соответствующие им способности, а с другой — разно образные технологии и механизмы стратегического поведения. В качестве сферы приложения стратегий выступают конкрет ные жизненные события и ситуации.
Приведем определение жизненных стратегий, наиболее полно выражающее их социологическую специфику. Это — ди намическая система перспективного ориентирования личнос ти, направленная на сознательное изменение своей будущей жизни в данном социокультурном контексте. Она направляет и реіулирует ее поведение в течение длительного времени.
Жизненные стратегии личности различаются между собой по характеру ведущей ориентации или доминирующей форме активности. Они подразделяются нами на несколько типов: ин-дивидуалистические, коллективистские и персоналистические стратегии, стратегии благополучия, успеха и самореализации. При этом каждому из указанных типов стратегического ориен тирования личности соответствует та или иная модель жизнен ного поведения. Всего можно выделить три таких модели — жизнеобеспечение, жизнестроительство и жизнетворчество.
Анализ указанных типов стратегий и моделей их реализации на поведенческом уровне позволяет установить определенные
связи зависимости и сформулировать на этой основе рабочие гипотезы. На разных стадиях формирования жизненных страте гий доминирующее значение приобретает тот или иной аспект их социального содержания: на стадии выбора и построения — социально-личностный и социально-культурный, а на стадии презентации — социально-организационный.
Гражданская активность личности. На современном этапе развития российского общества важное значение приобретает гражданская активность — форма самореализации и самодея тельности личности как полноценного члена и субъекта граж данского общества, выражающаяся в ее осознанном и целенап равленном участии в общественных преобразованиях; в защите и расширении экономических, политических, социальных и иных нрав (свобод); в поддержании целостности общества и его институтов.
Гражданская активность относится к особому типу социаль ной активности личности. Это понятие характеризует также исторически определенное качество социальной активности, а именно — степень интенсивности осуществления родовой дея тельности или меру реализации родовых сил человека, а также соответствующую ей форму самодеятельности.
Гражданская активность личности противостоит формаль ной (декларированной) активности, характерной для тех типов обществ, в которых господствует авторитарный или тоталитар ный режим. Ее критерием является не внешняя лояльность ре жиму, как это имеет место в авторитарно-бюрократических сис-темах, а сознательное, заинтересованное и рационально-крити- ческос отношение субъектов (индивидов, групп) к делам общества и государства; стремление оказывать влияние на вы работку и реализацию решений, затрагивающих как их соб ственные (особенные), так и общественные интересы.
В цивилизованном обществе гражданская активность личности не выходит за рамки, устанавливаемые законом (если последний не противоречит основополагающим правам граждан) и другими способами общественной регламентации (нравственными норма ми, правилами, соглашениями и т. д.). При этом наблюдается следующая тенденция: чем более развито общество в экономи ческом, политическом и культурном отношении, тем шире и разнообразнее гражданская активность его членов.

Гражданская активность личности проявляется во всех сфе рах жизни современного общества. В экономической области она реализуется в форме защиты и поддержания права соб-ственности и свободы предпринимательства; в разрешении трудовых конфликтов; в заключении взаимовыгодных сделок и развитии партнерских отношений; в ограничении государ ственной монополии на производство и распределение това ров и пр. В политической сфере она выступает в форме учас тия граждан в государственном управлении посредством ме ханизмов непосредственной и представительной демократии (выборов, референдумов и пр.), в деятельности добровольных общественно-политических объединений и ассоциаций, в развитии местного самоуправления и т. д. В духовно-идеологи ческой области гражданская активность осуществляется в аль тернативных формах образовательной, научной, религиозной и художественной деятельности людей. В сфере социального воспроизводства она представлена в форме разнообразных организаций и движений, выступающих за здоровый образ жизни, охрану природы и окружающей среды, права мате ринства и детства, развитие семьи, поддержку пожилых лю дей, сохранение этнических меньшинств и пр.
В каждой сфере общественной жизни личность вырабатыва ет и реализует ту или иную стратегию гражданского участия.
В научной литературе какой-либо общепринятой типологии форм гражданской активности не существует. Однако чаще всего выделяют такие институциональные типы или формы, как, например, гражданские акции, гражданские инициативы и гражданские движения.
Гражданская активность выражается в гражданственности личности. Понятие «гражданственность» соединяет в себе черты всеобщей (общечеловеческой) и особенной (национальной) родовой культуры. Гражданственность — это прежде всего орга нический сплав «высших» (а не просто общевидовых или инди видуально-личностных) родовых свойств человека, взятых в их идеальном воплощении и реальном бытии.
Принимая во внимание данный критерий, попробуем сформулировать основные черты гражданской личности, свой-ства ее іражданственности. В качестве классификационного требования, позволяющего детализировать и обосновать ука-
занный критерий, рассмотрим единство интегративных харак теристик сторон социального бытия человека (социокультур ных модальностей) — деятельности, общения и сознания.
Любая из приведенных черт, которая не может быть выра жена при помощи данных характеристик, считается недоста точной и не соответствующей принципу целостности. С этой точки зрения гражданственность как способ бытия личности в современном гражданском обществе можно охарактеризовать определенными чертами, представленными в таблице 5.5.
Таблица 5.5 Основные черты граж-данственно-сти личности Базовые модальности гражданской активности личности и особенности их проявления в современном мире деятельность общение сознание 1 2 3 4 Конструк-тивная творческая активность Конструктивная, созидающая деятельность, постоянное ини-циирование новых лел, предложений Заинтересованное, творческое общение, ориен тированное на позитивное содержание Активная жизнен-ная позиция, творческий динамизм, склонность к инициативе Сознатель-ность и целена-правлен-ность Рефлексивная и самопрограм-мируемая актив-ность Избирательное и целсориентиро- ванное общеиие Осознанное отношение к жизни,
целеустремле н ность Свобода и ответствен-ность Свободная реали-зация творческих сил, добровольное участие в общест-венных делах, от-ветственное ис-полнение избран ной деятельности Свободное обще ние с другими людьми, добросо вестное выполне ние обязательств перед другими Стремление чело-века быть самим собой и реализо-ваться во всей полноте жизни, ответственное от-ношение к обще-ственным делам и другим людям Солидар-ность Практическое решение совмест ных проблем, уча стие в коллекти в- ных проектах и программах Реальное сотруд-ничество и парт-нерство с другими ради достижения общих (родовых) целей Готовность к
коллективным
действиям и
сотрудничеству,
солидарная
ответственность Гуманность Бескорыстное слу-жение людям, ре-альная забота о них Добровольное и безвозмездное оказание помощи другим людям Гуманизм и чело-вечность, мило-сердие и сопере-живание

Окончание таблицы 5.5
1 2 3 4 Духовность В широком смысле, деятельность, на-правленная на по стижение и созда ние духовных, трансцендентных ценностей, в узком смысле: сознатель-ный выход в экзи-стенциальное изме-рение жизни (само анализ и пр) Духовное обще ние, основанное на общих верова ниях или пережи вании трансцен дентною и экзи стенциального- опыта, воспитание себя и других путем обращения к высшим ценно стям бытия Осознание чело-веком своего предназначения и творческой мис сии в мире, «созерцание жиз ни» или экзистен циальное самоуг лубление, ориен тация на поиск «высших» смы слов бытия «Сверхнор-мативность» Установление внутренних преде-лов собственной активности, вне- нормативная са- мореіулиция Общение, в кото ром соединяются требовательность к себе с разумной требовательностью к другим Способность к самоограничению во имя разделяе мых идеалов и ценностей, само-дисциплина Данный перечень «высших» родовых свойств человека не являет ся исчерпывающим или законченным. На сегодняшний день их единство (ансамбль) можно рассматривать лишь в идеально-типи ческом плане. Идеальная гражданственность как исключительно ис кусственный феномен, сформированный в процессе культурной эволюции, выступает желаемой или предельно возможной верши ной культурного разви гия человека. Реальная же іражданственность в большинстве стран мира далеко не всегда и не в полном виде де монстрирует нам данную модель. Однако ее относительность не оз начает принципиальной недостижимости или, напротив, абсолю тизации, универсализации тех или иных свойств человека.
Подведем теперь краткий итог изучения социальной дина мики личности:
социальная динамика личности имеет два ракурса социо логического изучения: с одной стороны, она проявляется в процессах и механизмах социализации, а с другой — в той или иной форме активности, направленной на созидание и конст руирование собственной жизни;
активность личности понимается не только в широком смысле (как способ взаимодействия с миром, в том числе с обществом), но и в узком смысле (как сознательная и созида тельная деятельность личности как члена общества);

непосредственной предпосылкой и условием активности выступает активная жизненная позиция личности;
личность как носитель активной жизненной позиции ока зывается способной к сознательному конструированию соб ственной жизни; она становится субъектом жизненных страте гий — компонента обшей системы ориентирования личности, «отвечающего» за формирование ее желательного будущего в соответствии с идеалами и ценностями общества;
наиболее высокой формой социальной активности является гражданская активность — способ участия в делах гражданского общества; ей соответствует стратегия гражданского участия;
в процессе выражения гражданской активности и самоде ятельности личности формируются ее особые качества, полу-чившие название гражданственности.
<< | >>
Источник: Г. В. Осипов. Социология. Основы общей теории. 2003

Еще по теме § 3. Социальная динамика личности: социализация и активность:

  1. Формирование личности в процессе социализации.Отклоняющееся поведение личности
  2. 33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
  3. 1.6. Социализация личности
  4. Социализация личности
  5. 41. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
  6. Социализация личности
  7. 3. Социализация личности
  8. Социализация личности
  9. 49. Политическая социализация личности
  10. 3.2. Социализация личности
  11. 10. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ
  12. 55. Социализация личности
  13. 53. Мотивационные предпосылки социализации личности
  14. Глава 27 Социализация личности
  15. ЛЕКЦИЯ № 15. Человек и общество. Социализация личности
  16. 9. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ КАК МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
  17. ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  18. § 1. Личность в социологии: социальный робот или автономный субъект социальной жизни. Постановка проблемы