<<
>>

Социальная детерминация знания в творчестве К. Маннгейма

Другой немецкий социолог, «классик» социологии знания Карл Маннгейм (1893—1947), наиболее четко и последовательно провел идею связи того или иного вида социального знания с его социальными корнями. Одна из центральных проблем социологии знания Маннгейма — социальная детерминация социального знания (и познания).
Именно социального, но не естественно-научного. В основе такого подхода лежит жесткое разграничение наук о природе и наук об обществе (культуре), идущее ог неокантианства (Риккерт, Вин-дельбанд, Вебер). Все естественно-научное знание рассматривается как свободное от какой-либо социальной детерминации. И, наоборот, любое социальное знание оказывается в тесной зависимости от ряда факторов общественного или группового порядка.
К. Маннгейм считал, что знание не бывает знанием вообще, оно может быть знанием лишь с определенной позиции. На него так или иначе воздействует идеология, избавиться от влияния которой в принципе невозможно, хотя уменьшить его необходимо. Заниматься этим и должна социология знания. Наряду с идеологией, выступающей как определенное состояние сознания и знания господствующих классов, существует, по Маннгейму, и другая форма мышления и знания, характеризующая оппозицию власти, — утопия.
Возникает вопрос об объективности и научности таких форм социального знания, которые находятся в зависимости от социальных интере-
' См Шелер М Формы знания и общество // Социол журн 1996 № 1/2
Глава 5. Специфика социологического знания 123
сов групп. С другой стороны, может ли появиться знание, не имеющее прямой социальной и политической обусловленности (исключая естественно-научные теории, особенно в области физики, химии, математики)?
Понимая противоречивость подобной «познавательной» ситуации и необходимость ее разрешения, Маннгейм вводит ряд различных значений идеологии. Прежде всего он разграничивает «партикулярную концепцию идеологии» и «тотальную концепцию идеологии». Последняя — это мировоззрение классов или эпох. Тотальная концепция идеологии — это продукт коллективной жизни эпохи. Системы ее идей не являются результатом интересов, желаний, обмана или самообмана. Они обусловлены объективными социальными факторами исторического масштаба. В главном своем труде «Идеология и уто-пия» Маннгейм пишет: «С появлением понятия тотальной идеологии в его всеобщем применении то, что было только учением об идеологии, превращается в социологию знания» *. Партикулярная концепция идеологии имеет менее общий характер и используется для показа специфического способа мышления, обусловленного групповыми интересами и особыми психологическими факторами. Именно здесь и возможен явный либо замаскированный обман или самообман.
В связи с анализом социальной и политической детерминации мышления и знания Маннгейм ставит несколько задач перед социологией. Одна из них — перестройка социального мышления. Социология знания должна объединять различные точки зрения, чтобы каждая из них (социализм, марксизм, консерватизм, буржуазный либерализм и т.д.) могла взаимно дополнять другую. Как видно, уже в конце 1920-х IT. Маннгейм считал возможным своеобразный идеологический плюрализм, созданию и распространению которого должна была способствовать социология знания.
Вторая важнейшая задача социологии знания состоит, как писал исследователь, в создании всеобщей интеллектуальной истории, которая была бы тесно увязана с социальными изменениями, а не являла собой изложение филиации идей без связи с их социальной детерминацией. Что касается третьей задачи, то она заключается в перестройке теоретико-познавательных основ современной науки. Маннгейм выступил за пересмотр традиционного для того времени тезиса об абсолютном отсутствии связи между истинностью какого-либо знания и его социальным контекстом.
<< | >>
Источник: Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004

Еще по теме Социальная детерминация знания в творчестве К. Маннгейма:

  1. 3.3. Механизм социальной детерминации поведения личности в обществе
  2. СОЦИАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА
  3. Тема 11. СОЦИАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА
  4. ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  5. К. МАННГЕЙМ Идеология и утопия
  6. § 1. Природа и характер социологического знания Особенности социологического знания
  7. 59. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
  8. 57. Творчество
  9. Изобретения и творчество
  10. § 6. Социологическое творчество Э. Дюркгейма
  11. Творчество П.Я. Чаадаева.
  12. Что такое творчество и его особенности в производственных организациях
  13. Перспективы развития творчества в организациях
  14. § 16.3. КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ ПИРСОНА. КОЭФФИЦИЕНТ ДЕТЕРМИНАЦИИ
  15. 1. Графики: инструмент прогнозирования или народное творчество?