<<
>>

3.2. Социализация личности


У новорожденного человека есть все биологические предпосылки, чтобы стать дееспособным участником социальной жизни. Реа-лизуются ли эти предпосылки, в какие социальные качества они воплотятся, зависит от того, с какой средой будет взаимодейство вать данный организм.
Вне социальной среды младенцы в человека не превращаются. В отличие от низших млекопитающих, обладаю щих врожденными навыками выживания, они нуждаются в заботе других людей. Чтобы правильно развиваться, малыши должны иметь стабильные, основанные на любви взаимоотношения со взрослыми, особенно в первые годы жизни. Наука накопила множество свидетельств о судьбах детей, оказавшихся по тем или иным причинам вне социальных связей или лишенных родительской заботы, которые приводят к однозначному выводу о влиянии этих обстоятельств на социальные навыки детей и их способность к обучению. Личность — это всегда общественно развитый человек.
Процесс интеграции индивида в общество посредством усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей, приобретения
знаний, умений, навыков поведения, формирования социальных качеств и свойств, требуемых для выполнения социальных ролей, называется социализацией.
Социализация играет огромную роль как в жизни общества, так и в жизни личности. От ее успешности зависит, насколько личность сумеет реализовать свои способности, задатки, комфортно и благополучно жить в социальном отношении. Для общества успех процесса социализации становится своеобразной гарантией того, что каждое новое поколение сможет занять место своих пред шественников в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения. Таким образом, социализация, во-первых, обес печивает самовозобновляемость общественной жизни и, во-вторых, облегчает взаимодействие людей друг с другом посредством выполняемых социальных ролей.
В социализации выделяют две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация — это приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функ-циям, социальным нормам, к социальным группам, институтам, организациям, выступающим в качестве сферы его жизнедеятель ности.
Интериоризация — это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.
Социализация — непрерывный процесс. Фундамент духовного развития личности, безусловно, закладывается в юные годы. Этим, в частности, объясняется особая роль семьи в формировании лич ности, где жизнь преподает индивиду первые и самые впечатляю щие уроки, где закладываются основы его духовного мира. Если в детстве и юности формируется преимущественно чувственно-эмо циональный компонент духовного мира личности, сугубо лично стные качества — совестливость, честность, смелость и т.д., — то, вступив во взрослую самостоятельную жизнь, личность активно создает систему своих ценностных ориентации, политических взглядов, пытается осознать смысл своей жизни. С возрастом меняются социальные роли, которые выполняет личность, появляются новые связи, отношения, новый опыт. Родители, друзья, тренеры, наставники, командиры, начальники — все они учат новым ролям и мотивации их исполнения. Институты и люди, способствующие социализации, называются агентами со-циализации.
В современном обществе большое влияние на процесс социа-лизации оказывают средства массовой информации, особенно телевидение, которые во многом определяют ценностные ориен тации и образцы поведения.
Для обеспечения большей надежности, гарантированности процесса социализации личности общество прибегает к целена правленным формам воздействия, прежде всего воспитанию.
Се-
годня воспитание приобрело характер обязательного элемента жизни цивилизованного общества, реализуемого в ходе деятель ности ряда социальных институтов: семьи, образования, религии, средств массовой информации.
Социализация личности — процесс очень сложный, в нем задей-ствовано множество движущих сил, факторов, условий. Чтобы на глядней рассмотреть этот процесс, обратимся к эксперименту, проведенному известным американским психологом Филиппом Зимбардо. Он уговорил нескольких студентов принять участие в лабораторном опыте, который должен был проводиться круглосуточно в течение двух недель. Студентов поместили в здание, похожее на тюрьму, и разделили поровну на две группы: «заключенных» и «надзирателей». «Надзирателям» надлежало поддерживать порядок и добиваться послушания «заключенных», а последних предупредили, что они и вправду будут наказаны, если нарушат правила.
На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить: «надзи-ратели» с каждым днем все более жестоко обращались с «заклю ченными», которые, в свою очередь, установили у себя иерархию, и стоящие на самой низкой ее ступеньке подверглись такому обращению со стороны своих же сокамерников, что это вызвало опасения за их физическое здоровье (душевное здоровье, оче видно, находилось в опасности у всех членов экспериментальной группы). Этот эксперимент позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, человек «социально отзывчив», т.е. реагирует на требования, стандарты, принятые в обществе.
Во-вторых, у человека формируется осознание своего «Я», иначе говоря, способность воспринимать себя как действующее лицо. Человек, таким образом, становится личностью в процессе социального взаимодействия с другими людьми. А сами взаи-модействия (интеракции) испытывают влияние целого ряда фак торов. Среди них можно назвать физические особенности (возраст, вес, пол) и биологические факторы (генетически обусловленные свойства человека: инстинкты, задатки, темперамент и т.п.). Окружающая среда также влияет на личность: ребенок, выросший в голоде и нищете, нередко отстает в физическом или умственном развитии. Во многом личность формируется благодаря индивидуальному опыту. Ранняя смерть одного из родителей может поселить в душе человека боязнь полюбить кого-либо вновь из-за опасения потерять близкого.
Еще один важный аспект формирования личности — это культура, прежде всего ценности и нормы, образцы поведения в различных ситуациях. И наконец, как показал, в частности, описанный выше экспе римент, способность человека осознавать свое «Я» развивается в социальной жизни посредством того, что американский социолог
и психолог Дж. Г. Мид называет «взятие на себя роли» или «при нятие отношений других к себе самому».
Классическое определение социальной роли дал американский антрополог Р.Линтон (1893 — 1953).* С его точки зрения, это ожи дание поведения, которое типично для людей данного статуса в данном обществе. Одни ожидания, например законы, являются формальными, а другие, вроде умения вести себя за столом, — неформальными.
Социальный статус — интегрированный показатель положения индивида в обществе, в системе социальных связей и отношений. Поскольку любой человек занимает несколько положений в обществе, каждое из которых предполагает осуществление оп ределенных функций, прав и обязанностей, то он может иметь несколько статусов. Например, у человека может быть статус ин женера, отца, брата и т.д.
Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в том числе и от того, соответствует ли роль потребностям и интересам личности. Тот, кто не исполняет роли в соответствии с ожиданием, вступает в конфликт с обществом. Т. Парсонс предложил классифицировать все роли, исходя из пяти основных характеристик.
Некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности, в то время как другие допускают экспрессию чувств.
Часть ролей относится к предписанным, другие считаются достигнутыми.
Одни роли строго ограничены (лимитированы, например, здоровьем — роль больного), другие более расплывчаты.
Некоторые роли предусматривают общение по формальным правилам, другие предполагают неформальные взаимоотношения (например, роль друга).
Разные виды ролей связаны и с разной мотивацией (личная выгода, общественное благо).
Один из основателей «<Я»-теории — Ч. X. Кули считал, что лич ность вырастает из множества взаимодействий с окружающим миром, в результате чего она создает свое «зеркальное "Я"», ко торое состоит из трех элементов:
того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;
того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят;
того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей.
Американский психолог Дж.Г.Мид, как и Ч.Х.Кули, считал, что «Я» — явление социальное. Чувство своего «Я», своей индиви дуальности приобретается в детском возрасте, когда ребенок на-


чинает думать о себе таким же образом, как о других, имитируя поведение взрослых и примеряя на себя в детских играх исполне ние определенной роли (врача, летчика, пожарника). Завершенное человеческое «Я» состоит из двух частей — «Я-сам» (I) и «Я-меня» (Me). Термином «Я-сам» (I) Дж. Г.Мид называл бессознательную часть человеческой личности. Это то, что человек сохраняет в себе, не превращая его в достояние общества. Это наша интуиция, скрытые даже от нас самих желания, порывы, инстинкты, непредсказуемые действия. Это в конце концов восприятие себя как субъекта деятельности, свобода — в проти вовес общественному контролю «Me». «Я-меня» (Me) — это объект самовосприятия, рефлексии, сознание индивида, т.е. соотнесен ность моего «Я» с внешним миром.
Среди современных исследователей, продолжающих развивать научное наследие Дж. Г.Мида, особое положение занимает Ирвинг Гофман, которого считают основателем драматургической социологии. В книге «Я и маски», получившей широкую извест-ность, он проводит мысль о том, что человек в высокой степени определяется ситуацией, социальной игрой, которую ведет вместе с другими людьми в данной ситуации. То «Я», которое человек видит, рассматривая самого себя, — это представленный образ роли, драматический эффект, возникающий в показываемой сцене, и все зависит от того, сочтут его достоверным или вызывающим недоверие.
Человек у И. Гофмана выступает как актер на сцене, пользуясь определенным реквизитом как частью постановки. Он ведет пред ставление вместе с коллегами или без них (иногда он сам высту пает своим коллегой) перед публикой, и важнейшее, что опреде ляет успех выступления, — одобрит или не одобрит публика пред ставление и созданный актером образ роли.
Тот факт, что один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить друг другу, нередко приводит к ролевому конфликту. Примером тому может служить часто описываемый в социологической литературе конфликт между профессиональной и семейной ролями женщины. Психоаналитическая теория развития личности австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856 — 1939) базируется на том утверждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно 3. Фрейду, биологические ин стинкты (особенно сексуальные побуждения) противоречат куль турным нормам, а социализация представляет собой систему табу, запретов этих побуждений. В силу невозможности удовлетворять инстинктивные потребности в их естественно-природной форме (этому препятствуют социальные нормативные ограничения) че ловек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

З.Фрейд выделил в структуре личности три основных компонента.
Оно (Ид) — источник энергии, стимулирующий стремление к удовольствию.
Я (Эго) — элемент, осуществляющий контроль поведения личности на основе принципа реальности.
Сверх-Я (Супер-Эго) — нравственный, оценочный элемент личности.
Выдвинутая 3. Фрейдом модель личности содержит важное пред-положение о сложности, многоплановости структуры человеческого поведения. Им сделана попытка строго логическим путем связать в человеке биологические начала и социальное, обратить внимание на энергетическую, чувственно-психологическую основу личности как социального субъекта.
Американский психолог и психоаналитик Эрик Эриксон (1902 — 1994) рассматривает социализацию как непрерывный процесс преодоления главного для каждой из выделенных им восьми стадий жизненного кризиса. Например, в юношеском возрасте молодые люди должны найти свое место в жизни, решить, куда пойти учиться или работать. Первая неудача в этих делах может в даль нейшем отрицательно повлиять на выбор подходящей работы, спутника жизни, друзей. В старости человек подводит итог жизни, он либо красиво, достойно стареет, либо горько сожалеет о про шедших годах. Если он удовлетворен жизнью, результатом стано вится чувство умиротворения, если нет — появляется отчаяние. Сторонники когнитивных теорий личности связывают социа лизацию с когнитивным развитием, т. е. процессом обучения мыш лению.
Согласно взглядам Жана Пиаже, каждая стадия когнитивного развития детей подразумевает наличие новых навыков, определя ющих пределы того, чему на данной стадии можно научить чело века. Эти стадии сменяют одна другую в определенном порядке: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (с 2 до 7 лет), стадия конкретных операций (с 7 до 11 лет), стадия формальных операций (от 12 до 15 лет).
Другой, американский, исследователь Д. Кольберг в своей теории развития личности исходит из процесса нравственного со вершенствования, включающего шесть стадий. На ранних стадиях дети поступают в соответствии с общепринятой моралью, чтобы избежать наказания или получить вознаграждение. На средних ста диях человек осознает мнение о себе других людей, ожидания об щества и «правила игры» в нем. На последних стадиях происходит становление нравственности личности, не зависящее от общепри нятых ценностей.
Таким образом, социологические теории личности показывают, что личность формируется в процессе взаимодействия людей
друг с другом. Сами взаимодействия испытывают влияние целого ряда факторов, таких, как физические и биологические особен ности индивида, окружающая среда, индивидуальный опыт и куль тура. Внешняя социальная среда, а точнее, функции и роли, вы полняемые индивидом в социальных институтах и общностях, обус ловливают важнейшие свойства личности.
Социализация имеет две цели: способствовать взаимодействию людей посредством социальных ролей и обеспечивать сохранение общества передачей новым членам соответствующих убеждений и образцов поведения. Люди рождаются с весьма слабым набором поведенческих реакций, но с большой способностью обучаться сложным навыкам. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. Незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице.
<< | >>
Источник: Демидов Н. М.. Основы социологии и политологии. 2004

Еще по теме 3.2. Социализация личности:

  1. Формирование личности в процессе социализации.Отклоняющееся поведение личности
  2. 33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
  3. 1.6. Социализация личности
  4. Социализация личности
  5. 41. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
  6. Социализация личности
  7. Социализация личности
  8. 3. Социализация личности
  9. 49. Политическая социализация личности
  10. 55. Социализация личности
  11. § 3. Социальная динамика личности: социализация и активность
  12. 10. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ
  13. 53. Мотивационные предпосылки социализации личности
  14. Глава 27 Социализация личности
  15. ЛЕКЦИЯ № 15. Человек и общество. Социализация личности
  16. Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений. Взаимоотношение личности и общества
  17. ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ