<<
>>

Смена исторических типов семьи.

Социально-экономический кризис, охвативший в последние годы российское общество, резко отрицательно ска-зывается и на семье. Безработица стала серьезнейшей проблемой. В особенно трудных условиях оказываются женщины с высшим образованием.
Не случай-но в последние годы появилось выражение: «У безработицы—женское лицо». Неуверенность в настоящем и будущем, рост преступности, пьянства, наркомании, духовная и нравственная деградация огромных масс людей, безудержная пропаганда культа жестокости и насилия, распад социокультурной среды обитания приводят к распаду семей, росту числа разводов. В числе важных причин разводов социологи обоснованно называют и смену исторических типов семьи.

Наиболее архаичный тип—патриархальный. Здесь ведущие отношения— кровнородственные, при жесткой зависимости жены от мужа, а детей от родителей. Эти отношения закрепились в результате ниспровержения материнского права.

Начиная с 20-х годов в крупных городах европейской части страны формируется новый тип семьи—детоцент ристский, для которого характерно возвышение роли частной жизни, чувственной стороны брака и интимности.

Дето- центристский тип семьи, несомненно, существенный шаг в трансформации мо-ногамии. В последние несколько десятилетий наблюдается формирование еще одного типа моногамии, как правило в крупных городах, который назван «супружеским».

Супружество—это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое прежде всего ценностями (адаптационный синдром, интимность, автономия).

К внебрачным семьям социологи относят семьи, не зиждящи-еся на акту-альном браке — неполны еиматеринские ($тд1е рагеп(). Источниками формирования неполных семей являются овдовение и разводы. Но материнскую семью нельзя смешивать с неполной, так как здесь практически не было супруга.

К альтернативным семейным моделям относят единобрачные союзы, для которых характерно стилевое своеобразие.

Это повторные и фактические браки.

Под альтернативным браком понимается длительный союз мужчины и женщины, не намеревающихся юридически закрепить этот брак. Это предпола-гает верность партнеров, совместную заботу о потомстве, возможность материального содержания одного члена союза другим.

Как видим, реальная картина не только мозаична, но и всеизвестна. Социологами вскрыто многообразие реальных моделей, существующих в границах того или иного типа семьи. Важно помнить: трансформация семьи сопровождается сменой паритетов.10

Россию некоторые иностранцы называют «страной побежденных мужчин», так как в большинстве семей царит матриархат. Когда-то безоговорочной главой семьи был муж. Сейчас же многие семейные заботы и проблемы решают жены: занимаются бюджетом, определяют обязанности всех членов семьи, оце-нивают их поведение, дают указания. И устают, очень устают. Страдают от этого все в семье. В результате жены часто раздражаются, муж в такой семье чувствует себя ненужным, лишним и ищет возможности для «самоутверждения» на стороне.

Но до секса ли издерганной, измотанной на работе и в очередях женщине, отбывшей «вторую смену» у кухонной плиты? Глубоко прав драматург Э. С. Радзинский, когда пишет, что современная женщина «разговор о позах в сексе может воспринимать лишь как издевательство, это сейчас злая насмешка над ее сегодняшней жизнью. У нашей женщины нынче может быть только одна "сексуальная поза" —с сумкой в руках. Или взять все эти советы уважаемых сексологов об интиме в спальне, о нежной музыке. Какая музыка! Какой интим, когда множество супружеских пар у нас в стране засыпают отнюдь не одни, потому что в комнате находятся маленькие дети или родственники! Так что это страшный секс, урывками, воровской ... ».11

С. И. Голод в книге «Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты» критикует широко распространившуюся в последнее время точку зрения некоторых сексопатологов, которые считают сексуальную дис-гармонию главной причиной конфликтов и разводов супругов С.

И. Голод обратил внимание на то, что данные, полученные сексопатологами в результате клинических наблюдений, нельзя экстраполировать на всю совокупность семей. Исследования, проведенные автором, убедительно показали, что ведущей адаптационной осью брака является поиск супружеских ценностей и потребностей, т. е. духовное единение. Сексуальность, анализируемая изолированно от других адаптационных линий, не может служить критерием супружеской на-пряженности. Вот почему иллюзорной является уверенность иных педагогов и психиатров в том, что у них якобы появился богатый набор «инструментов», который (если научиться им пользоваться) может делать семейные отношения бесконфликтными. С. И. Голод замечает: «Непротиворечивость эмоционального настроя, совпадение темпераментов и характерологических свойств мужа и жены еще не гарантирует, например, культурную и информативную совмести-мость. Столь же односторонними выглядят попытки утвердить особое место сексуальной адаптации в брачном благополучии».12

Устойчивость брачно-семейных отношений в определенной степени зависит от степени готовности молодых людей к семейной жизни. Готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества.

В последнее время как в нашей стране, так и за рубежом все чаще и чаще можно слышать сетования на то, что семья якобы не справляется со своими обязанностями и что наступил полный «кризис современной семьи». Подобная позиция является принципиально неверной, так как термин «кризис» означает не распад, а серьезные изменения, происходящие в институте семьи и брака. Эти изменения обусловлены рядом объективных социально-экономических факторов.

Семья, отмечал К. Маркс, «должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество, точно так же это было и в прошлом».13

<< | >>
Источник: Под ред. проф. В.Т.Лисовского. Социология молодежи: Учебник Под ред. проф. В.Т.Лисовского .—СПб: Изд-во C. –Петербургского университета,1996. 460 с.. 1996

Еще по теме Смена исторических типов семьи.:

  1. Теория культурно-исторических типов
  2. Теории культурно-исторических типов
  3. Историческое развитие семьи
  4. Объекты и методы культурно-исторического познания. Общественные мифы и социально-историческая мифология (окончание).
  5. Объекты и методы культурно-исторического познания. Знак и семиотика культуры. Общественные мифы и социально-историческая мифология
  6. 4.6.2. Неоднократная смена инспекции
  7. Лекция третьяОбъекты и методы культурно-исторического познания. Знак и семиотика культуры. Общественные мифы и социально-историческая мифология
  8. Лекция четвертаяОбъекты и методы культурно-исторического познания. Общественные мифы и социально-историческая мифология (окончание).Текст, его интерпретация и ее пределы
  9. Смена образа ЖИЗНИ
  10. 1.3.12. Смена собственника. Увольнение работников
  11. Смена парадигм.
  12. 3. Политическая смена государственногостроя России
  13. Кадровый менеджмент: смена парадигм
  14. 3. Современный этап развития Лаоса. Смена ориенти­ров.
  15. Смена объекта налогообложения путем преобразования
  16. 7.3. Выборы 1955 и 1959 гг. и смена премьер-министров