<<
>>

Системный функционализм: теория религии Т. Парсонса


Функциональный анализ религии получил дальнейшее развитие в социологиче ской школе "системного функционализма", связанной в первую очередь с именем Т. Парсонса. Он исходит из того, что основной проблемой социологии как теоретической дисциплины является проблема интеграции социальных систем: социология занимается лишь одним, преимущественно функциональным аспектом социальных систем, а именно изучает структуры и процессы, имеющие отношение к интеграции этих систем, включая, конечно, и случаи неудавшейся интеграции, равно как и силы, благоприятст вующие интеграции или же препятствующие ей. Общество представляет собой норма тивную систему, организующую совместную жизнь его членов. Как совокупная соци альная система общество включает подсистемы. Иными словами, существуют социаль ные системы разных уровней, разной степени общности - от отдельных личностей до целых цивилизаций. Каждая система вне зависимости от своего уровня осуществляет себя в системе дей-
ствия, т.е. она должна действовать, иначе она умирает. Каждая социальная сис тема обладает набором из четырех основных функций: адаптация, целедостижение, интеграция и "удержание образца" (сохранение и совершенствование культурных принципов как образцов поведения).
Условия существования любой социальной системы вне зависимости от ее уров ня и масштаба обеспечиваются решением как внутренних задач системы, так и взаимо действия с другими системами. Все социальные системы должны быть совместимыми с другими системами и получать от них поддержку. Таким образом, требуется интегра ция как внутри каждой системы, так и между системой и ее внешней средой в качестве условия сохранения системы.
Интеграция и стабильность. Под интеграцией Парсонс подразумевает такие структуры и процессы, посредством которых отношения между частями социальной системы -людьми, играющими те или иные роли, коллективами и компонентами нор мативных стандартов - либо упорядочиваются способом, обеспечивающим гармонич ное их функционирование в соответственных связях друг с другом " системе, либо, на оборот, не упорядочиваются, причем тоже каким-нибудь определенным и объяснимым способом.
Таким образом, понятие интеграции у Парсонса связано с понятием стабильно сти системы, проблема "порядка" ("гармоничного функционирования") - с проблемой "изменения", в том числе радикального. Речь идет не просто о противоположности ме жду социальным порядком и изменением, но и о путях сохранения идентичности дан ной социальной системы: если общество претерпевает непрерывные изменения, то ка ким образом оно может сохраняться в этих изменениях, не превращаясь во что-то каче ственно иное? Парсонс полагает, что общество остается идентичным с самим собой при условии, если главные функции, которые должна осуществлять любая действую щая система, а тем самым - и всякое общество, в различные моменты времени осущест вляются сходными механизмами и в силу этого соответствующие субъективные цели действий носителей функций, исполнителей социальных ролей оказываются аналогич ными. Таким образом, стабильное общество обладает способностью изменяться и при спосабливаться, не будучи при этом вынужденным претерпевать кардинальные изме нения в системе, означавшими бы прекращение ее существования.
Каковы место и роль религии в интеграции общества и обеспечении его ста бильности, т.е. такого состояния, когда даже дос-
таточно радикальные преобразования осуществляются контролируемым и "ра зумным" образом? 155 Общество как социальную систему Парсонс отделяет, с одной стороны, от лич ностей участников, а с другой - от культурной системы, структурируемой вокруг сим-волически значимых компонентов и их взаимоотношений, включая сюда коды, в кате-гориях которых символизируются культурные смыслы. В очерченном таким образом социальном пространстве социология в отличие от других социальных наук избирает главным предметом социологического анализа институциональный аспект социального действия, занимается лишь одним, преимущественно функциональным аспектом соци-альных систем - изучает структуры и процессы, имеющие отношение к интеграции этих систем. Это та область, в которой выявляются действующие в социальных систе мах нормативные экспектации, коренящиеся в культуре и определяющие, что именно надлежит делать при тех или иных обстоятельствах людям в различных статусах и ро лях одного или нескольких различных значений. Эти экспектации интегрируются с мо
тивами деятельности в ролях, т.е. с тем, что они " испытывают побуждение" сделать или "хотят" сделать в соответствующих ситуациях. Они также должны получить аналити-ческую определенность в связи с их индивидуальным аспектом в отличие от процессов взаимодействия и структур, образуемых взаимоотношениями между исполняющими свои роли людей в разных ситуациях и обстоятельствах. Когда говорится о мотивации, то в центре внимания находятся типы мотивов, их сравнительная распространенность и обусловленное ими поведение, а не "индивидуальные случаи.
<< | >>
Источник: Гараджа В. И.. Социология религии. 2005

Еще по теме Системный функционализм: теория религии Т. Парсонса:

  1. Конфликтология и функционализм о религии
  2. Конфликтология и функционализм, о религии
  3. Неоэволюционизм: Т. Парсонс и Р. БеллаТ. Парсонс: религиозные корни системы современных обществ.
  4. Арапов А.А.. Теория организации и системный анализ - М. - 74 с., 2003
  5. 4.4. Модели системной динамики4.4.1. Общие сведения о системной динамике
  6. Критика функционализма: Р. Мертон
  7. Функционализм
  8. Религия и конфликт: от К. Маркса - к современнымконфликтологическим теориям религии
  9. Функционализм
  10. Толкотт Парсонс
  11. Функционализм.
  12. Т. Парсонс об основных элементах культуры.
  13. Толкотт Парсонс (1902—1979) и Нил Смелсер (1930).
  14. 1.2. Зарубежная социология во второй половине XX века А. Макросоциологические теории Структурный функционализм
  15. § 4. Типовые переменные Т. Парсонса:к универсалистски-достиженческому обществу
  16. Т. ПАРСОНС О понятии «политическая власть»
  17. Функционализм
  18. Функционализм.
  19. Толкотт Парсонс, Нил Смелсер ХОЗЯЙСТВО И ОБЩЕСТВО. Выводы
  20. Общество с позиций социального детерминизма и функционализма