<<
>>

Секулярное общество

Секуляризация - одна из главных сил, которые сформировали современную культуру и общество. Она утверждала тот светский дух, который присущ современно му человеку, который сегодня живет в секулярном обществе.

Коренным образом изме нилось положение религии, веры и церкви в обществе. В понятиях "светская культура", "светское государство", "светское обществ" отражается тот факт, что отношения между людьми в обществе перестают быть религиозно обусловленными. Религия и церковь утрачивают прежнее значение как в объяснении мира, так и в решении жизненных про блем общества и личности. Религия, ее понятия все больше отдаляются от повседнев ного опыта, становятся все более чужеродными по отношению к нему. Все меньше ос тается точек соприкосновения между жизнью современного мира и церковной пропо ведью.

Вплоть до XIX в. во всех существующих обществах религия служила фундамен том формирования мировоззрения, составляющего основу той или иной культуры. На против, современное общество тяготеет к выработке мировоззрения, независимого от религиозных символов и мифов, опирающегося на науку, обретающего опору в широ ком распространении и повышении уровня образования.

Важнейшие области совре менного общества и его институты больше не нуждаются в религиозной легитимации. Это относится к современному государству с его законодательством и правом, эконо мике с ее рыночными механизмами, естествознанию и технике, социальным и гумани тарным наукам, искусству, культуре в целом. В результате длительного исторического процесса все эти области жизни общества и его институты выделились из религиозно обусловленного строя жизни общества, из его культуры, построенной на религиозной основе, как самостоятельные, обладающие собственными мерками и способами дея тельности.

Вместе с тем и сама религия превращается в одну из сфер жизни общества, тогда как прежде она была объединяющей его силой.

286

Теперь она существует в одном ряду с искусством, наукой, философией. Сейчас никому в голову не придет усмотреть в теологии "царицу наук", которая прежде власт вовала над умами и осуществляла роль верховного цензора в любой сфере человече ского познания.

Религия не изолирована, конечно, от других сфер жизни, она может включаться в политическую или экономическую деятельность как мотивация поведения верующих.

В искусстве религиозная традиция теперь - один из возможных источников, которым может вдохновляться художник в зависимости от его личных склонностей, вкусов или целей. Хотя наука не исключает религию, она в значительной степени лишает ее значе ния в качестве объяснения действительности, во многом обесценивает свойственный ей способ объяснения и ценность религиозной картины мира. Такова институциональная сторона секуляризации общества.

В общественном сознании во многом уменьшилось значение религии как "путе водителя" человека, ищущего опору для решения своих жизненных проблем. Светский принцип, секулярностъ, свобода совести воплощаются в понимании человека, в его самосознании как свободного автономного субъекта: он ничего не обязан принимать просто на веру, слепо подчиняясь силе традиции, он критически воспринимает все и оценивает; мир доступен его пониманию, и он устраивает этот мир сообразно своим целям и возможностям, он ничем никому не обязан. Все, чем он обладает, добыто им самим, а не даровано свыше. В общественном сознании ныне господствуют идеи, опре деляющие в основном "посюстороннюю, мирскую" ориентацию образованного боль шинства.

<< | >>
Источник: Гараджа В. И.. Социология религии. 2005

Еще по теме Секулярное общество:

  1. Изменения в секулярном мире: протестантская этика
  2. Изменения 6 секулярном мире: протестантская этика
  3. Религиозные и секулярные процессы в молодежной среде.
  4. 37. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЕКАБРИСТОВ (СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО
  5. 41 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЕКАБРИСТОВ (СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО)
  6. Глава 4 Исторические ступени общества 4.1. Типология обществ
  7. ОБЩЕСТВО ВОСТОКА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННОГО КАПИТАЛИЗМА И ТРАДИЦИОННОГО ВОСТОЧНОГО ОБЩЕСТВА
  8. Марксистское учение о государстве как социальной организации классово-антагонистического общества.Государство и гражданское общество.
  9. Понятие социальной структуры общества. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры общества
  10. Присоединение акционерного общества (акционерных обществ)
  11. Проверка расчетов с дочерними обществами, по совмест­ной деятельности. Проверка расчетов с дочерними обществами
  12. Происхождение общества
  13. Зависимое общество
  14. Религия в процессе модернизации европейского общества.
  15. Дочерние и зависимые общества
  16. Акционерное общество
  17. Учреждение общества.
  18. Общество с дополнительной ответственностью
  19. Хозяйственные общества
  20. Дочернее общество