<<
>>

Секуляризация и новые идеологии

Потребность в культурной адаптации, породившая такое многообразие модификаций религии, проясняется не только во взаимном влиянии религиозных традиций. На религию всегда оказывают воздействие и перемены в окружающей ее светской культуре.
Наиболее существенные

изменения произошли в XIX—XX вв. на Западе, где раз-витие научных знаний и рост секулярных идеологий существенно подорвали авторитет религиозных традиций. В традиционных обществах религия остается интегральной функционирующей частью культуры, в то время как в странах Запада в наши дни она вытеснена на социальную периферию, превратившись в один из аспектов человеческого существования. Все более отдаляясь от других сторон жизни, религия становится делом свободного выбора личности, сферой индивидуального внутреннего опыта.

Причины секуляризации различны. Одной из них послужило становление индустриального общества, которое вступило в диссонанс с ритмами и социальными ритуалами устаревшего синтеза, достигнутого средневековой церковью в эпоху аграрного хозяйства и ручного труда.

Развитие промышленности тесно связано с ростом новых научных и технологических знаний, которые очень часто вступали в противоречие с религиозными представлениями. К примеру, буквальное понимание библейского текста о сотворении человека не согласовывалось с находками палеонтологов или с эволюционной теорией происхождения видов. Растущий контроль общества над стихийными силами природы обеспечил возможность справляться с такими старыми проблемами, как болезни и голод. Некоторые современные изобретения повлекли за собой перемены в этических представлениях, например контрацепция.

Следующая причина кроется в социальных последствиях промышленного переворота. Рабочий класс в борьбе за политическую власть и экономическое господство часто подвергал нападкам и религиозную традицию, ассоциируя ее с интересами привилегированных классов.

Отсюда ставшие привычными для секулярного сознания обвинения религии в консерватизме, антинаучности, иррационализме. В ней видели собрание предрассудков, препятствие на пути к созданию современного, «рационального» общества. Среди либеральное интеллигенции Европы и Америки все большую популярность и вес приобретало секу-лярное мировоззрение — так называемый «научный гуманизм». Эта альтернативная по отношению к религии идеология утверждает, во-первых, приоритет научного знания и его абсолютный характер, а во-вторых, абсолют-

ность онтологического статуса человека и человеческого разума в мире.

Другую разновидность альтернативной по отношению к религии идеологии составляет национализм, в наши дни превратившийся в «секулярную религию». Для многих людей традиционная вера ценна прежде всего тем, что она способствует росту борьбы за национальную независимость или развитию национального самосознания. К примеру, национальная самоидентификация русского народа в значительной мере связана с его православной религиозной традицией, а католицизм выступает как мощная составляющая современного польского и ирландского национализма. Синтоизм служил государственной идеологией Японии во время второй мировой войны. Новая индуистская идеология вдохновляла национальную борьбу индусов, а ислам стал идеологическим основанием возникновения государства Пакистан. В Иране национализм принял форму исламского фундаментализма. Современный иудаизм является государственной идеологией Израиля, хотя еврейский национализм содержит в себе также сильный секулярный и гуманистический элемент. Христианство как мощный двигатель модернизации сыграло важную роль в антиколониалистских движениях африканских стран. Однако часто бывает и так, что религия вступает в борьбу с националистическими тенденциями, а последние приобретают антицерковную направленность. Так, итальянское национально-освободительное движение XIX в. характеризовалось антиклерикализмом. В нацистской Германии, где власть стремилась к полному господству и контролю над сознанием населения, церковь также подверглась преследованиям.

Третьей альтернативной идеологией является соци-ализм.

Модифицированные формы социализма восприняты некоторыми западными странами (например, Швецией) в соединении с демократическим политическим устройством. Ортодоксальный марксистско-ленинский социализм, ныне ставший историей в большинстве прошедших через него стран, опирающийся на парадигму мышления второй половины XIX в. с его сциентизмом и линейным прогрессизмом в понимании истории, находился в непримиримом конфликте с традиционным рели-

гиозным мировоззрением. Воспринимая религию как пережиток общества, основанного на эксплуатации человека человеком, марксистский социализм претендовал на ее окончательное преодоление и уничтожение. Несмотря на такое враждебное отношение к религии и церкви, социалистическая идеология сама по себе является одной из форм квазирелигиозного мировоззрения: не признавая Абсолюта, она имеет все же догматический характер, создает свой исторический миф, свой символизм, свою этику, содержащую элементы аскетизма и самоотречения, присущие религии.

<< | >>
Источник: Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И.. Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»,2000. - 512 с.. 2000

Еще по теме Секуляризация и новые идеологии:

  1. Теории секуляризации
  2. Секуляризация и "религиозное возрождение"
  3. Секуляризация как социокультурный феномен
  4. Глава VII. Секуляризация
  5. "Новые кочевники” и новые идентичности.
  6. Культурные аспекты модернизации.Секуляризация, рационализация, культурная дифференциация
  7. § 3. Идеология
  8. Идеология
  9. Идеология
  10. Идеология
  11. Идеология
  12. § 1. Идеология и политика
  13. Конец идеологии?
  14. 15.5. Национальные идеологии
  15. К. МАННГЕЙМ Идеология и утопия
  16. § 5. Радикальные и национальные идеологии
  17. 2. Современные политические идеологии
  18. 15.1. Понятие, функции и структура политической идеологии
  19. Понятие идеологии.
  20. Правовая идеология