<<
>>

Секуляризация как социокультурный феномен

Секуляризация была связана в европейской истории с возвышением буржуазии, служила основой для характеристики процесса, который неизменно привлекал внима- ние социологов, начиная с Дюркгейма и Вебера, и представлялся основополагающим в становлении современного мира.

На протяжении Нового времени начиная с XV-XVI вв.

отчетливо выражена тен денция уменьшения влияния религии - и в жизни общества, и в жизни отдельного чело века. Секуляризация -процесс освобождения различных сфер общественной жизни от контроля духовенства как социальной группы и церкви как института или моральной силы; уменьшение религиозного влияния и усиления светского начала ведут, по выра жению М. Вебера, к "расколдованию мира", "обмирщению" социума.

Впервые слово "секуляризация" в этом контексте было произнесено в 1646 г. на переговорах, предшествовавших заключению Вестфальского мира после Тридцатилет ней войны.

Речь шла об удовлетворении материальных претензий победивших держав за счет конфискации монастырских владений - секуляризации церковного имущества в пользу победителей.

Отчуждение в пользу светского государства земель и другой цер ковной собственности довольно широко практиковалось европейскими монархами в XVII- XVIII вв. (в России - Петром I и Екатериной II), но наиболее радикальным было принятое по предложению Талейрана Национальным собранием Франции 2 ноября 1789 г. решение: "Все церковное имущество находится в распоряжении нации". Это означало конфискацию церковного имущества, закрытие монастырей. Легитимность действий, ущемлявших всевластие церкви, обосновывалась идеей народного суверени тета: народ самовластен, своей волей он устанавливает политические и гражданские порядки и свободы, а не получает их из рук церкви или от имени Бога.

Впоследствии понятие секуляризации приобретает более широкое значение - она воспринимается как фактор, формирующий современную культуру и современное общество в качестве светской культуры и светского общества.

События, произошедшие в Венецианской республике в начале XVII в., могут служить наглядным примером се куляризации, установления светского контроля в делах, которые ранее считались пре рогативой церкви.

Венецианские власти сочли полезным для республики ограничить размеры до пустимых церковных вкладов граждан; поставили под конт

281

роль светской власти строительство церковных зданий; ввели порядок, согласно которому лица духовного звания, обвинявшиеся в уголовных преступлениях, должны были привлекаться к ответственности обычными судами, как и миряне; духовенство и клерикально настроенные члены знатных семейств были выведены из состава прави тельственных советов. Венеция упорно отказывалась участвовать в крестовых походах против "неверных", стремилась сохранить дипломатические и торговые отношения с некатолическим и даже нехристианским миром. Для папства Венеция являла собой опасный пример утверждения принципа ав-тономии светского начала, разграничения "божественного" и "человеческого". Церковь, полагали венецианцы, должна заботиться о спасении и вечной жизни, а в жизни обыч ной люди могут и должны действовать, сообразуясь со здравым смыслом и своими эко-номическими, политическими и культурными интересами. В центре конфликта - во прос, вправе ли человек заниматься мирскими делами по своему усмотрению, не отчи тываясь за свои действия перед церковью и без ее санкции, или же и мирская деятель ность должна контролироваться церковными властями и служить высшим духовным целям. Венецианцы были благочестивыми христианами, но в своих мирских делах они не признавали над собой власти папы. В глазах Рима притязания Венеции на самостоя тельность в делах, не касающихся веры, означали мятеж против богоустановленного порядка и угрозу традиционному представлению об обществе как структурном целом

под властью единоличного главы и как функциональном единстве, в котором вся дея тельность должна быть подчинена служению высшим, т.е. религиозным, целям.

На самом деле секуляризация не ставила под вопрос существование религиозной веры.

Правители Венеции были преданны христианской вере. Но их вариант христиан ства, их понимание христианского благочестия отличался от церковной ортодоксии. Он основывался на глубокой убежденности в том, что вечные истины недоступны челове ческому интеллекту, что только ограниченные знания, представляемые опытом в этом мире, имеют значение для земной человеческой деятельности. Человек принадлежит двум раздельным мирам - земному и небесному, они несовместимы, поэтому, не отвер гая веры в Бога, отдавая "Богу богово", человек в то же время должен воздавать "кеса рю - кесарево", т.е. относить вопросы политического характера к компетенции прави тельства и понимать, что единственный порядок в мирской жизни, в практических де лах, который имеет значение, - это

282

вполне мирской порядок венецианской республики, граждане которой вовсе не исключали при этом необходимость проявления христианских добродетелей в жизни. Этот тип благочестия получил в XVI-XVII вв. развитие как среди протестантов, так и католиков, а позже - в пиетизме. Попытки папства заставить светскую власть склонить ся перед волей церкви в жестокой словесной войне, сопровождавшейся отлучением, на этот раз оказались тщетными. Папство потерпело поражение и никогда больше не пы талось бросать вызов светским порядкам в такой открытой форме. Было признано, что интересы веры следует отличать от государственных интересов.

В России автономия мирской сферы утверждалась не посредством секуляриза ции, а на основе идеи цезарепапизма - признания первенства светской власти именно как порядка, согласного установлению Божьему. Иван Грозный писал Андрею Курб скому:

"Нигде ты не найдешь, чтобы не разорилось царство, руководимое попами. Тебе чего захотелось - того, что случилось с греками (Византией. - В. Г.), погубившими цар ство и предавшимися туркам?" "Царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания, иначе зачем же самодержцем называется, если сам не управляет ?"

"Вспомни, когда бог избавил евреев от рабства, разве он поставил над ними свя щенника или многих управителей ?Нет, он поставил над ними единого царя - Моисея, священствовать же приказал не ему, а брату его Аарону, но зато запретил (Аарону.

- В.Г.) заниматься мирскими делами; когда же Аарон занялся мирскими делами, то отвел людей от бога". И еще: "Одно дело человек, даже в царскую порфиру облеченный, и другое дело - бог"1. Речь идет не о признании автономии светского начала как таково го: "кто противится власти - тот противится Богу", поскольку власть христианского государя знаменует торжество "пресветлого православия". Но все же это власть госуда ря - светского владыки, а не церковного.

Попытка патриарха Никона в XVII в. освободить патриаршую власть из-под влияния светской и установить первенство власти духовной (он ссылался на то, что "священство выше царства: не от царей священство приемлется, но от священства на царство помазуются") в конечном счете закончилась подчинением церкви государству. Когда правительством царя Алексея был воспрещен дальнейший переход земель в соб-ственность духовенства, а суд над

' Первое послание Грозного // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М" 1979. С. 130-131, 123.

духовенством по всем гражданским делам был передан в руки созданного для этой цели Монастырского приказа - правительственного учреждения, Никон констати ровал, что "Божий суд и Божие достояние переписаны на царское имя".

Решающий импульс развитию процесса секуляризации в России был дан Петром I в связи с предпринятой им попыткой модернизации России.

Он осуществил секуляризацию церковного устройства, заменив Святейшего Патриарха "Святейшим синодом" - правительственным учреждением, в составе общей государственной администрации осуществлявшим внешнее управление церковью. Высшее церковное учреждение было превращено таким образом в государственное и управление церковью при его посредстве было передано в руки государственной вла сти. Обер-прокурор Синода, со временем ставший членом Государственного совета и Комитета министров, в решении самых важных церковных дел пользовался неограни ченной властью, какой не было никогда и у патриарха. В 1764 г. была осуществлена полная секуляризация духовных имуществ: "семь восьмых всех доходов с церковных имений были конфискованы и обращены на государственные надобности" [11,с.173].

"Светское житие", секуляризация быта сначала затронула лишь привилегиро ванные слои российского общества. Однако изменения в культуре быта были лишь од ним из симптомов трансформации всего российского культурного универсума - посте пенного перехода от древнерусской культуры к культуре Нового времени, русской классической культуре XIX в. Главным содержанием этого перехода была секуляриза ция культуры, ее "обмирщение". Результатом процесса секуляризации было разделение единой до того русской культуры на светскую, секулярную, которая укоренилась в цен тре культурной и общественной жизни, и религиозную ("духовную"), ушедшую на пе риферию национально-исторического развития.

В Западной Европе практическое осуществление секуляризации началось не с XVII в., а значительно раньше, с замены клириков мирянами в правительственных уч реждениях, передачи юридической власти, ранее принадлежавшей церкви, светским судам, секуляризации церковных земель и имущества.

Уже в XVI в. управление госпиталями во Франции и филантропическая деятель ность в Англии в значительной степени перешли из рук духовенства к светской адми нистрации. Это мотивировалось тем, что подобные дела относятся к светскому порядку на земле, а не к спасению души в "мире ином" и что нужно отличать интересы веры от интересов государства и его граждан.

284

Главной движущей силой процесса секуляризации была экономика, те ее облас ти, которые возникали под влиянием развития капитализма и индустриализации: "со временное индустриальное общество породило занимающий центральное место "сек тор ", который в отношении религии является своего рода "освобожденной территори ей". Из этого сектора секуляризация начала распространяться "вовне "на другие соци альные сферы" [3, с. 3]. Так обстояло дело в странах, которые, подобно Англии, успеш но продвигались по пути превращения в современные индустриальные общества. В странах, отстававших в индустриальном развитии, секуляризации способствовали по литические силы - так было в XVIII в. во Франции и в России, так обстоит дело во мно гих слаборазвитых странах сегодня.

"Движущие силы этого процесса не содержат в себе ничего таинственного. Они коренятся в процессе рационализации, запущенном модернизацией (то есть установле-нием сначала капиталистического, а затем индустриального социально-экономического строя) в обществе в целом и в политических институтах в частности. Вышеупомянутая "освобожденная территория " секуляризованных сфер общества занимает настолько "ключевое место " внутри и вокруг капиталистически-индустриального общества, что

всякая попытка их "отвоевания" под знаменем религиозно-политического традициона-лизма ставит под вопрос дальнейшее функционирование экономики... угрожает подор вать рациональные основания современного общества" [3, с. 5].

Секуляризация в области культуры выразилась прежде всего в отрицании за тео логией права контроля над другими науками.. Галилей ссылался на то, что религия учит, как попасть на небо, а не тому, как оно устроено. Принцип разделенности свет ского и духовного начала и, следовательно, независимости начала светского наглядно проявился во взглядах на человека и общество: в политической мысли (Макиавелли), в этике, которую начинают рассматривать как светскую науку на том основании, что че ловеческое поведение не может служить доказательством "вечной мудрости" (Шар- рон). Французские вольнодумцы на этой же основе разрабатывали гедонистическую концепцию искусства. Идея и практика меркантилизма вели к отрицанию универсаль ного добра и защите частной выгоды. Признание автономии светской сферы было цен тром секуляризационного процесса.

Европейское Просвещение углубило процесс секуляризации, способствовало упрочению автономии светского начала. Оно и в теории, и на практике подрывало влияние религии, утверждая са-

285

мостоятельность мира: человек не нуждается в опеке со стороны религии и церкви. В понятии секуляризации выражается с этих пор главным образом именно идея самостоятельности мира, освобождения человеческого разума от порабощающих его теологических догм и запретов, освобождения человеческой совести от насилия в вы боре мировоззрения, убеждений.

<< | >>
Источник: Гараджа В. И.. Социология религии. 2005

Еще по теме Секуляризация как социокультурный феномен:

  1. 23. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН, ЕГО ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
  2. Инновация как социокультурный процесс
  3. 2. Инфляция как денежный феномен
  4. Организация как феномен
  5. Глава I. ДЕМОКРАТИЯ КАК МЕЖФОРМАЦИОННЫЙ ФЕНОМЕН
  6. 17.1. Лидерство как политический феномен
  7. 35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
  8. 2. Тоталитаризм как политический феномен ХХ века.
  9. Лекция 6. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯФУНКЦИЯ И ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
  10. Теории секуляризации
  11. Секуляризация и "религиозное возрождение"
  12. § 3. Социальная общность как феномен. Разновидности общностей
  13. Секуляризация и новые идеологии
  14. Глава VII. Секуляризация
  15. 36. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СУПЕРСИСТЕМЫ