<<
>>

РУССКИЕ АНАРХИСТЫ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЕГО ЭВОЛЮЦИИ

С конца 60-х годов XIX в. в России получили большое развитие анархические идеи. Анархическое направление в русской социологии сочетало в себе волюнтаризм и субъективизм как методологическую основу анализа общества и как идею безвластия.
Оба положения неразрывно переплетаются и взаимно до-

Нолняю'ГСя. Направление отражало СоЦиальНо-пСизсолоГичесКуЮ природу мелкой буржуазии, которая под давлением крупной собственности легко впадала в словесную и крайне абстрактную революционность. «Неустойчивость такой революционности, — писал В. И. Ленин, — бесплодность ее, свойство быстро превращаться в покорность, апатию, фантастику, даже в „бешеное" увлечение тем или иным буржуазным „модным" течением, — все это общеизвестно» .

Несмотря на отрицание буржуазного общества, «миросозерцание анархистов, — отмечал В. И. Ленин, — есть вывороченное наизнанку буржуазное миросозерцание». Такая характеристика объясняется тем, что и экономическая ориентация анархистов на разрозненные мелкие хозяйства, и отрицание всех средств политической борьбы масс, и непризнание социалистического государства в деле уничтожения капитализма — все это не выводило и не могло вывести анархистов за пределы буржуазного общества.

Зарождение анархизма в России связано с именем М. А. Бакунина. Бакунизм — явление крайне сложное, поскольку оно выступало и как влиятельное течение среди народничества, последователи которого призывали к немедленному крестьянскому бунту, и как разновидность сектантства в международном рабочем движении. В истории революционного движения бакунизм играл двойственную роль — крайне реакционную на Западе и относительно прогрессивную в России. В России политические теории Бакунина были, по словам В. И. Ленина, «революционной программой», рассчитанной на то; чтобы поднять русское крестьянство на социалистическую революцию. Ленин называл Бакунина одним из представителей «непролетарского, домарксистского социализма».

Характерная особенность бакунизма заключается в попытке сделать широкие политические и социологические обобщения, преломленные через призму крестьянских восстаний, под углом зрения социально-политических и исторических особенностей России. Стремление бакунизма уничтожить царскую империю превратилось в отрицание любого государства, историческая неподготовленность крестьянства к широкой политической организации приняла вид отрицания политической борьбы, в том числе и для рабочих Запада.31

Значительную роль в развитии социологии с позиции анархизма сыграли теоретические идеи «Земли и воли». Во второй половине 70-х годов теория социального прогресса получила конкретизацию в разработке отдельных вопросов, связанных с проблемой социальной революции.

Анархическое направление в социологии народничества поставило ряд проблем. Из них главной была проблема уничтожения государства.

Касаясь деятельности Бакунина в международном рабочем движении, необходимо отметить, что Маркс и Энгельс боролись с раскольнической деятельностью бакунизма в I Интернационале. Они подвергли глубокой критике политические и социологические воззрения Бакунина, вскрыв их теоретическую несостоятельность и политический вред. Маркс и Энгельс хорошо знали также «русскую сторону» деятельности Бакунина. В их совместной работе «Альянс социалистической демократии и международное товарищество рабочих» содержится подробный разбор бакунизма в России. Они осудили беспринципное метание Бакунина от готовности присоединиться к Александру II до призыва к разбойникам делать революцию; они порицали бакунинскую проповедь «культа невежества», в которой революционной молодежи предлагалось бросить университеты и школы и идти звать народ к немедленному бунту. «Казарменным коммунизмом» окрестили Маркс и Энгельс представления бакунистов об устройстве будущего общества, в котором все должно быть строго регламентировано. На примере деятельности испанских анархистов во время восстания 1873 г. Энгельс показал безжизненность и практический вред бакунинской программы.

Бакунизм, резюмировал Энгельс, не способен руководить восстанием масс.

В. И. Ленин, верный методу проверки социальных теорий революционной практикой, глубоко вскрыл причины резкого ослабления влияния анархизма в России в 70-х годах XIX в. Он указал на то, что анархизм, развившийся необычайно пышно на русской почве в 70-е годы, проявил свою полнейшую несостоятельность в эпоху подъема русского освободительного движения.

Анархизм, писал Ленин, обнаружил «до конца свою неверность, свою непригодность как руководящей теории для революционного класса».

В. И. Ленин указывал на три главных порока, свойственных всей концепции анархистов и сказавшихся на содержании их социологических взглядов. Во-первых, непонимание причин эксплуатации. Для анархистов оставалось совершенно неясным то, что в основе угнетения личности при капитализме лежит частная собственность на средства производства, что лишь ее переход в ведение общества способен принести личности социальное освобождение. Во-вторых, неумение постичь пути общественного развития, роль крупного капиталистического производства, создавшего материальные предпосылки социализма. В-третьих, у анархистов отсутствовало осознание классовой борьбы как творческой силы осуществления социализма. Отсюда проистекало их отрицание политики, отрицание необходимости организации и воспитания масс.

<< | >>
Источник: Б. А. ЧАГИН. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИОЧЕРКИ ИСТОРИИ НЕМАРКСИСТСКОЙ социологии ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX— НАЧАЛА XX ВЕКА. 1978

Еще по теме РУССКИЕ АНАРХИСТЫ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЕГО ЭВОЛЮЦИИ:

  1. РУССКАЯ НЕМАРКСИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА.ГЛАВНЫЕ ФАЗЫ ЕЕ ЭВОЛЮЦИИ
  2. Дифференциация и эволюция общества
  3. 1. Понятие и историческая эволюция гражданского общества
  4. 13. Основные этапы эволюции идеи гражданского общества
  5. Эволюция денег в денежной системе индустриального общества
  6. 64. ЭВОЛЮЦИЯ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДОВ ЕГО РАБОТЫ
  7. 37.1. Эволюция ЕСХН и его общая характеристика
  8. 23.1. Эволюция налога на прибыль и его значение
  9. 1.1. Экономическое содержание налогов, его эволюци
  10. Традиционное восточное общество и его потенции
  11. Распределение личных доходов и эволюция социальной структуры общества. Диверсификация социального статуса
  12. ДВИЖЕНИЕ ЛИТОВСКОГО КНЯЖЕСТВА НА ВОСТОК И ВЛИЯНИЕ ЕГО НА СУДЬБУ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ, КАЗАЧЬИ ПОСЕЛЕНИЯ И ИСТОРИЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
  13. 1. Понятие «общество» и его трактовки
  14. Практикум 3 Статусный портрет общества и его изменение
  15. 21. ОБЩЕСТВО И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СФЕРЫ
  16. 23. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН, ЕГО ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
  17. К. ПОППЕРОткрытое общество и его враги