<<
>>

Ритуал и миф.

Во многих религиях центральное место занимает не верование, а ритуальное поведение. Так, в иудаизме, например, от верующего требуется в первую очередь не знание догматов, а определенное, строго регламентированное поведение, соблюдение множества предписаний, обрядов.

В самом широком смысле слова ритуал представляет собой совокупность повто-ряющихся, регулярно совершаемых действий в установленном порядке.

Ритуальное действие является формой социально санкционированного символического поведения и в отличие от обычая лишено утилитарно-практических целей. Его назначение другое - он выполняет коммуникативную роль, символизирует определенные значения и уста новки в отношениях как повседневной, так и официальной жизни, играет существен ную роль в социальном воспитании, контроле, осуществлении власти и т.д. Ритуал в отличие от этикета связан с убеждением в его глубинном ценностном смысле.

Религиозные ритуалы вместе с соответствующими верованиями направлены на "священные вещи". Магический ритуал - это, собственно, колдовское действие, заго вор, заклинание, техника воздействия на явления окружающего мира. Исполнителем этого действия является индивид, а не коллектив. Магический ритуал ориентирован прагматически - в большей степени на "материальный" результат, чем на ценности зна кового порядка. Смысл магического действия не в "служении" высшей силе, а в обслу живании человеческих потребностей.

В религиозно-богословских работах этот момент отражается в виде противопос тавления архаических верований с нарастающей на них "уродливой корой магии" - "благоговению перед Высшим". А. Мень характеризует магию как "механический спо соб заслужить расположение таинственных сил, заставить их работать на себя" по принципу: "Я дал Тебе - Ты дай мне". "Люди были убеждены, что определенные ритуа лы с естественной необходимостью должны доставлять желаемое"1.

Люди не были бы людьми, если бы не придавали смысл тому, что их окружает и что они сами делают.

Суть культуры в настоятельном для людей требовании, чтобы в конкретной, окружающей нас реальности был установлен какой-либо смысл. Глубо чайшими корнями своими признание смысла, наделение смыслом ухо-

1. Мень А. Таинство, слово, образ. Л., 1991. С. 9.

97

дит в недра культа. Культовый ритуал - священнодействие, таинство, а не мифы и не догматы вероучений, и тем более не правила поведения, составляет ядро религии. В античной религии вера в определенные комплексы мифов не была обязательной в качестве характеристики истинной религии. И не мораль составляет сущность религии. Ритуалы значат для общества больше, чем слова и мысли, благодаря ритуалам религия становится в древних обществах частью социального порядка, укореняясь и в общей системе ценностей, в том числе и в этических ценностях сообщества, которые с ее по мощью становились общей для всех системой образцов поведения. Одни религии могут быть более этическими, чем другие, но если религия становится моралью, она переста ет быть религией.

В основе магического действия лежит представление о том, что все со всем свя зано, " логика партиципации", по выражению Л. Леви-Брюля. Она и реализуется в маги ческих действиях. На этом уровне магическое действие еще не имеет своей основой определенную космологию. Только с ее появлением (миф о творении) магическое дей ствие трансформируется в религиозный ритуал - образ творения. В религиях стратеги ческой целью мышления и действия становится сохранение сакрального порядка миро здания, космоса в борьбе с угрозой хаоса.

Человеческое общество в первобытных представлениях само выступает как часть космоса: все входит в состав космоса, который образует высшую ценность. Для такого сознания существенно, подлинно, реально лишь то, что сакрализовано (сакраль но отмечено), а сакрализовано лишь то, что составляет часть космоса, выводимо из не го, причастно к нему. В сакрализованном мире, по утверждению В.Н. Топорова, и толь ко в таком мире, складываются правила организации, ибо вне этого мира - хаос, царст

во случайностей, отсутствие жизни.

Религиозный ритуал связан, следовательно, с ми-фологическим сознанием как основным способом понимания мира и разрешения про-тиворечий.

Человек этого периода видел именно в ритуале смысл жизни и ее цель. Это уже религиозный, а не магический ритуал. Он ориентирован на ценности знакового поряд ка. Он является тем действием, которое обеспечивает спасение "своего" космоса и управление им. Воспроизведение акта творения в ритуале актуализирует структуру бытия, придавая ей подчеркнутую символичность, и служит гарантией безопасности и процветания коллектива. Космологический миф - руководство жизни для человека той эпохи.

Только в ритуале достигается высший уровень сакральности, и одновременно в нем человек обретает чувство наибольшей полноты жизни.

В жизни архаичных сообществ ритуалы занимали главное место. Мифология служила своего рода его пояснением, комментарием к нему. На это обстоятельство об ратил внимание Дюркгейм. Анализируя описания ритуала в религиозной жизни австра лийских аборигенов, он выделил феномен возбуждения (экспрессивной символизации, по терминологии Парсонса). Суть этого феномена состоит в том, что участники ритуа ла - коллективного, т.е. уже религиозного, а не магического действия, - находятся в состоянии сильного эмоционального волнения, экзальтации, которая, согласно Дюрк- гейму, является психологически подлинной и в то же время - социально упорядочен ной. "Сценарий" действия и образцы поведения, взаимодействия между участниками ритуала, детально разработаны и предписывают, кто и что должен делать в тот или иной момент времени. Таким образом, хотя возбуждение является подлинным в психо логическом смысле, его нельзя считать спонтанной реакцией на непосредственные стимулы. Этот упорядочение организованный характер ритуала определяется тем, что ритуальные действия пропитаны символическими значениями, которые соотносятся со структурой и ситуацией социальной системы. Ритуалы, по Дюркгейму, не только под крепляют, но и порождают то, что он называет "верой".

Соотнесенность мифа с социальной системой основывается на том, что мифоло гические символы не просто указывают на что-то или отсылают к какому-то другому.

Они в своем чувственном качестве, скорее, сами воспринимаются как это "другое", яв ляются этим "другим"1. Согласно Лосеву, полное отождествление в примитивных культурах человека с мифическим тотемом составляет характерное свойство мифоло гической символизации: животное-тотем и клан отождествляются в сознании австра лийского аборигена. Участники ритуала действительно ощущают себя мифическими символическими существами, действия которых они воспроизводят в ритуале. Это отождествление обеспечивает возможность одновременно быть самим собой и чем-то другим. Отождествление в символе вещи и идеи в ранних культурах приводит к тому, что со "священной вещью" обращаются так, как будто она сама и есть то, что она сим волизирует (подобно этому в православном

1. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Миф, число, сущность. М., 1994.

сознании икона представляет собой не просто изображение лика Божьего, но сам лик Божий). В современных светских системах символизации политического или како го-либо иного рода никто никогда уже не отождествляет символ с тем, что он собой символизирует.

Еще один уровень соотнесенности религии с социальностью заключается в том, что первичная функция религиозного ритуала состоит в формировании и укреплении

солидарности, в основе которой лежит общий код ритуального символизма. Ни один предмет в ритуале не является самим собой, он всегда выступает как символ чего-то другого; все операции с предметами в ритуале есть операции с символами, совершаю щиеся по установленным правилам и имеющие значение для тех реальных предметов, символами которых они являются.

Так, жертвоприношение коня в ведическом ритуале моделирует практически весь космос, так как каждой части жертвенного животного соответствует какой-то оп ределенный мировой феномен (голова жертвенной лошади суть заря, глаз - солнце, ды хание - ветер, ухо - луна, ноги - части света...). Весь космос возникает вновь ежегодно из этого приносимого в жертву коня, мир творится заново в ходе обряда.

Э. Лич, изучавший символическую систему, включающую ритуал, миф, религи озную этику и мировоззрение, пришел к заключению, что ритуал представляет собой своего рода "хранилище" знаний: в соответствующие ритуалы может быть заложена информация, касающаяся, например, хозяйственной деятельности, в виде символов, имеющих власть над людьми, определяющих их поведение. Они передаются от поко ления к поколению, влияя на мировоззрение и связанный с ним этос, влияя в значи тельной степени через ритуал, богослужение.

Христианская церковь, исповедуя религию "духа и истины", не упразднила хра мовое богослужение, ритуалы, культ в качестве внешнего символа духовного служе ния. Современные богословы, осуждая "обрядоверие", напоминают, что основатель христианства упрекал иудейское духовенство и законников в том, что они свели выс ший религиозный долг к обрядам и уставам; он хотел другого:

"Милосердия хочу, а не жертвы". Для Бога важнее всесожжении и жертв "очи щение сердца", справедливость, вера, нравственный подвиг. Однако религиозная вера живет в символике ритуала, и, по убеждению православного священника, недостаточно носить Бога и в сердце и стремиться исполнять Его волю в повседневной "киши. Евха ристия (благодарение), которую называют "бескров-

100

ной жертвой" и которая является сакральной трапезой, является основопола гающей мистерией христианской церкви, центральным моментом богослужения, сим волизирующим подлинное пребывание Богочеловека в Его Церкви: знаком присутст вия Христа в Церкви являются мистерии-таинства, через которые вновь и вновь совер шается единение человека с Богом.

Итак, ритуал относится к области религиозной практики, ортопраксии, в то вре мя как миф - к когнитивному компоненту религии, ортодоксии. Они связаны таким об разом, что миф определяет границы понимания ритуала и дает ему обоснование, хотя это не обязательно на осознанном уровне.

Преимущество символа перед понятием в том, что он не требует предваритель ной "работы ума", "школы мышления", логической дисциплины. Символы восприни маются гораздо легче и проще интеллектуальных дефиниций, схватываются "налету" на основе не требующих и не поддающихся сколько-нибудь строгому определению эмоций, переживаний, верований.

Поскольку ритуальные действия ориентируются на религиозные символы, ми фы, которые определяют их смысл, они рассматриваются как совершенно отличные от внешне схожих действий человека в "обычной" жизни: в христианском таинстве при чащения человек "вкушает тело и кровь Христову" не для того, чтобы утолить голод и жажду. Ритуал обретает свое значение, становится ритуалом только в контексте соот ветствующего мифологического верования.

Только в контексте евангельского рассказа о последней трапезе Иисуса и его учеников ("Тайной вечере") имеет смысл сам ритуал христианской евхаристии - при-

чащения хлебом и вином. Только в контексте мифа о первородном грехе имеет смысл ритуальное очищение от греха, таинство исповеди.

Миф - не объяснение ритуала, а его обоснование, укоренение преходящего в вечном. Ритуал - драматизация мифа, воплощение символов в живую действитель ность. Ритуал может выразить, однако, и то, что не высказывается на языке мифа, не вербализуемо. Он говорит на языке жеста, танца, "языке тела". В мифологическом соз нании все, что есть движение тела, есть одновременно движение души. Леви-Строс видел задачу не в том, чтобы понять, как люди "думают в мифах", с помощью мифов, а в том, чтобы показать, как "мифы живут в нас".

Миф обретает зримые черты в ритуале, хотя ритуал может совершаться без яс-ного осознания заложенного в мифе значения. Вера получает видимое каждому вопло-щение. Ритуал, богослужение -

101

пера в действии, в поведении, отношениях верующего. С помощью ритуала ве рующие соприкасаются со "священным временем", становятся современниками собы тий "священной истории", обретают "жизнь вечную". Больше того, в ритуале "священ ное время" как бы создается, поскольку время имеет смысл в том случае, когда в нем что-то происходит.

Социальное значение ритуала - установление связи между людьми, усвоение ве рований, религиозных установок и ценностей и т.д. Каждый ритуал - это действие, на правленное на установление и поддержание порядка; он есть обряд. Боги умирают без совершения ритуалов, смерть человека обязательно сопровождается ими. Обряд знаме нует собой власть общества над индивидом. В ритуале индивид устанавливает связь с группой, обществом;

II веровании - с космическим порядком. Ритуальный страх - страх нарушения божественного порядка. Потребность в обряде как "торжественном восполнении" по-вседневной рутины человек ощущает и каждый переломный момент своей жизни. Ри-туальное воплощение веры - дань телесной природе человека, которая должна быть признана во всей своей жизненной силе и по возможности одухотворена. Христианский крест - символ не только распятия, смерти и страданий Бога, но и отражения идеала.

<< | >>
Источник: Гараджа В. И.. Социология религии. 2005

Еще по теме Ритуал и миф.:

  1. Ритуал
  2. На этом ритуал завершен.
  3. Поздняя Империя:«логос» как «миф» и «миф» как «логос»
  4. После чтения этого настроя ритуал завершен.
  5. Миф и легенда
  6. Миф и культура
  7. Общественно-исторический миф
  8. Доктрина и миф.
  9. § 2.3. КУЛЬТУРА И МИФ
  10. § 2.3. КУЛЬТУРА И МИФ
  11. МИФ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ