<<
>>

Революция

В социологии и ПОЛИТОЛОГИИ термин «революция» означает коренную, неожиданную и, следовательно, как правило, насильственную смену правительств и связанных с ним ассоциаций и структур.
Термин используется по аналогии в таких выражениях, как «промышленная революция», где он относится к радикальным и глубинным изменениям в экономических взаимоотношениях и технологических условиях. Хотя идея революции обязана сво-им происхождением концепции Аристотеля о циклических изменениях в формах правления, в настоящее время она коренным образом отличается от всех предыдущих исторических моделей. Революция теперь предполагает вызов существующему политическому порядку и последующее установление нового порядка, радикально отличающегося от предшествующего. Так, согласно К. Фридриху, «революция... приносит новый, неслыханный язык, другую логику, переворот во всех ценностях... Политическую революцию можно определить как внезапное и насильственное свержение установленного политического порядка».

Ю. Каменка пишет: «Революция — это резкая внезапная перемена в социальном характере власти, выражающаяся в радикальной трансформации процесса управления, официальных оснований суверенитета или легитимности

11.

Социология

и концепции социального порядка. Принято считать, что подобные трансформации, как правило, не могут происходить без насилия; но, если такое и случается, они остаются все же революциями, хотя и бескровными».

Наконец, С. Хантингтон определяет революцию как «внутренние быстрые, фундаментальные и насильственные изменения в господствующих ценностях и мифах общества, его политических институтах, социальной структуре, руководстве, способах деятельности и политике правительства»1.

Великие революции европейской истории, особенно английская, французская и русская революции, повлекли за собой изменения не только государственной системы правления, но также экономической системы, социальной структуры и культурных ценностей этих обществ.

В историческом плане концепция революции рассматривалась как чрезвычайно разрушительная сила начиная с времен Древней Греции и вплоть до периода европейского средневековья. Древние греки считали, что революция возможна только после того, как придут в упадок фундаментальные моральные и религиозные догматы общества. Платон был убежден в том, что постоянный, глубоко укоренившийся свод убеждений способен предотвратить революцию. Основываясь на этом принципе, Аристотель пришел к выводу, что если базовая система ценностей какой-то культуры слаба, общество оказывается чрезвычайно восприимчивым к революции. Любая радикальная перемена в базовой системе ценностей или убеждений подготавливает почву для революционного переворота.

В средние века первоочередной задачей оставалось сохранение существующих принципов и форм правления. Много внимания уделялось поиску средств, способных противостоять революции и сдержать изменения в обществе. Религиозная власть была настолько сильной, а убежденность в необходимости сохранения установившегося порядка настолько фундаментальной, что церковь призы-вала людей принимать неправедные деяния властей как должное и не подрывать основ стабильности общества.

1 См.: Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций М., 1999. С. 46.

I

ТОЛЬКО после возникновения светской идеи гуманизма в эпоху Возрождения концепция революции как причины осквернения общества изменилась и впитала в себя более прогрессивные воззрения. Итальянский мыслитель XVI в. Никколо Макиавелли признавал важность создания государства, способного противостоять угрозе революции; однако в то же самое время его подробный анализ власти вызвал к жизни новое убеждение в том, что изменения в структуре государства в определенных случаях являются необходимыми. Это новое по тому времени принятие идеи перемен поставило Макиавелли во главе современной революционной мысли, хотя сам он никогда не использовал слово «революция» в своих сочинениях и был в основном поглощен задачей создания поистине стабильного государства.

Английский поэт Джон Мильтон, живший в XVII в., одним из первых уверовал в способность революции помочь обществу в реализации своего потенциала. Он также рассматривал революцию как право общества защищать себя от жестоких тиранов и создавать новый порядок, отражающий нужды народа.

Для Мильтона ре-волюция являлась средством достижения свободы. Позднее, в XVIII в., революции во Франции и Америке явились попытками защитить принципы свободы от давления правителей. Современные революции часто вдохновлялись утопическими идеями. Иммануил Кант, немецкий философ XVIII в., верил в революцию как в силу, ведущую к прогрессу человечества. Кант был убежден в том, что революция представляет собой «естественный» этап в реализации высших этических целей общества. Эта идея послужила основой для американской и французской революций.

Немецкий философ XIX столетия Г. Гегель сыграл роль критического катализатора в формировании революционных идей XX в. Он рассматривал революцию как исполнение человеческой судьбы, а революционных лидеров — как личностей, призванных подготавливать и проводить в жизнь необходимые обществу реформы. Теории Гегеля явились основой для трудов самого влиятельного теоретика революции — Карла Маркса. Абстракции Гегеля и Маркса, составившие фундамент теории классовой борьбы,

концентрировались на борьбе за контроль над экономическими процессами общества. Маркс верил в прогрессивные этапы развития человеческой истории, кульминацией которого должно явиться свержение рабочим классом класса, владеющего средствами производства. Для прогрессивного развития общества рабочий класс, или пролетариат, должен взять средства производства в свои руки. Маркс рассматривал эту возможность как завершающий этап борьбы человечества за свободу и бесклассовое общество, вместе с которым отпадет необходимость в дальнейших политических переменах. Коммунистические революции, возглавленные марксистами, произошли в XX в. в России, Югославии, Китае, Вьетнаме, на Кубе, а также в других странах. Современный историк Крейн Бринтон проанализировал тенденции, которые намечаются в обществе перед тем, как в нем разразится кардинальная рево-люция. По его мнению, в предреволюционном обществе существует сочетание социальных и политических противоречий, вызванных постепенным разрушением общественной системы ценностей.

Это влечет за собой раскол политической власти, поскольку общественные структуры вынуждены принимать все более и более отчаянные силовые меры для сохранения своей власти. Одновременно с этим наблюдаются реформаторские попытки, еще более подчеркивающие коррумпированность политической элиты. По мере того, как существующий политический порядок начинает утрачивать власть, набирают силу различные оппозиционные движения в обществе. По мере того, как правительство становится все более ненадежным, отдельные группы, представляющие угрозу для существующего порядка, объединяются для свержения власти.

Бринтон также выделил различные этапы кардинальной революции. После свержения правительства наступает обычно период оптимистического идеализма, когда революционеры витают в абстрактных прожектах по усовершенствованию общества. Но он продолжается недолго. Предстоит решать практические задачи управления обществом, и намечается раскол между сторонниками умеренного подхода и радикалами. Данный период завершается поражением умеренных, вспышкой экстремизма и концентрацией всей власти в руках экстремистов. Для удер-

жания власти одной фракцией почти неизбежно требуется применение силы. Революционные цели сходят на нет, и к власти приходит тоталитарный режим. Однако некоторые базовые принципы исходного революционного движения в конечном итоге оказываются вплетены в ткань нового строя. Французская и русская революции развивались именно по этому пути, как и Исламская революция в Иране, имевшая место в конце XX столетия. Строго политической революции, не зависящей от социальных трансформаций, не свойственна подобная модель предре-волюционных и постреволюционных событий. Политическая революция может заключаться в простой смене политической власти (как при многих военных переворотах) или в несколько более широком изменении структур власти (как в случае американской и мексиканской революций).

<< | >>
Источник: Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И.. Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»,2000. - 512 с.. 2000

Еще по теме Революция:

  1. Французская революция XVIII в. Складывание революционной ситуации и начало революции (5 мая 1789 г.-10 августа 1792 г.)
  2. Социальная революция
  3. Спад и итоги революции.
  4. Итоги революции.
  5. Социальная революция
  6. «Революция цен».
  7. М. Н. ПОКРОВСКИЙ О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. 1922 г.
  8. РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  9. Социальная революция
  10. Управленческие революции в России
  11. «Та самая» революция
  12. 28. ИТОГИ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
  13. Итоги Революции
  14. Историческое значение Нидерландской буржуазной революции.
  15. Естественная история революций
  16. Синьхайекая революция.
  17. КОРПОРАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ