<<
>>

Религия и конфликт: от К. Маркса - к современнымконфликтологическим теориям религии

Одна из трудностей, с которыми сталкивается функционализм, интерпретируя религию как фактор интеграции общества, заключается в том неудобном для интегра- тивных теорий и все же очевидном факте, что религия может вызывать конфликты и спо-

185

собствовать дезинтеграции общества на разных уровнях, включая макросоцио- логический.

Религия - "опиум" или "протест"? Конфликтологические теории религии имеют своим истоком учение Маркса.

Существование религии он связывал с разделением об щества на враждебные классы и видел в ней инструмент классовой борьбы. В классо вом обществе религию питает социальный антагонизм - производная от частной собст венности на средства производства. Классовая борьба между господствующим мень шинством и эксплуатируемым бесправным большинством пронизывает все сферы жиз ни таких обществ. Для поддержания системы, построенной на неравенстве и эксплуа тации человека человеком, помимо принуждения необходима идеологическая опора, необходимо, чтобы идеи господствующего класса становились господствующими идеями и представляли частный, эгоистический интерес господствующих классов в качестве всеобщего интереса.
Выполняя эту функцию, религия в классовом обществе является идеологией, оправдывающей существующий строй, т. е. служит инструментом в руках господствующих классов: затушевывает классовые противоречия, примиряет обездоленных с их участью. За послушание и смирение в "этом" мире религия обещает

награду в потустороннем мире к является, таким образом, "опиумом народа". "Соци-альные принципы христианства оправдывали античное рабство, превозносили средне-вековое крепостничество... проповедуют необходимость существования классов - гос-подствующего и угнетенного... объявляют все гнусности, чинимые угнетателями по отношению к угнетенным, либо справедливым наказанием за первородный и другие грехи, либо испытанием, которое господь в своей бесконечной мудрости ниспосылает людям во искупление их грехов"[15, с.

204]. Вплоть до отмены крепостного права в России в 1861 г. православная церковь учила рабов смирению и повиновению госпо дам. После 1917 г. в Советской России антирелигиозная пропаганда долгое время строилась на обличении церкви и духовенства как классового врага трудящихся.

С точки зрения Маркса, религия играет негативную роль как (in 1 и силу того, что она служит фактором социально-классовой интеграции и помогает господствую щим классам поддерживать стабильность общества, существующий порядок вещей, тогда как историческая необходимость и справедливость заключаются в революцион ном преобразовании общества посредством классовой борьбы. Вместо того чтобы про буждать классовое сознание и под-

186

нимать угнетенных на борьбу, развивать критическое отношение к действитель ности, религия культивирует социальный конформизм: всякая власть - от Бога. Соглас но христианскому учению о воздаянии "плачущие" утешатся, страждущие и смиренные будут вознаграждены, их ждет "Царство небесное".

Аналогична роль индуистского учения о карме и новых рождениях. Оно служит поддержанию кастового строя индийского общества: главное требование (и условие повышения или хотя бы сохранения достигнутого жизненного статуса) - соблюдение кастовых предписаний как дхармы, священного закона.

Наряду с этим оппозиция феодализму в средневековом обществе выражалась в многочисленных ересях, т.е. религиозно мотивируемых массовых движениях социаль ного протеста. Западноевропейская реформация XVI в. была движением за социальные преобразования. Сопротивление "антихристовой" власти - дело богоугодное.

Наиболее ярким примером поддержки религией социального протеста может служить тот факт, что идейным вдохновителем польской "Солидарности", возглавив шей борьбу против социалистического режима в Польше 80-х гг. XX в., был папа рим ский Иоанн Павел II.

А.С. Пушкин отмечал важный для понимания русской истории и петровских ре форм факт: "Народ считал Петра I "антихристом". В подготовительных материалах к " Истории Петра" он приводит также следующую выписку относительно царевича Алексея:

" Суеверные мамы и приставники ожесточили его против отца, а духовные особы при обучении его православию вкореняли в нем ненависть к нововведениям"1.

Русское православие на протяжении своей тысячелетней истории строило отно шения между церковью и государством на основе принципа "симфонии", гармониче ского согласия и взаимоподдержки. Однако в "Основах социальной концепции РПЦ", принятой в 2000 г., этот принцип пересматривается. Выше лояльности государству церковь ставит свою миссию "спасения людей в любых условиях и при любых обстоя тельствах". Поэтому, "если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать Государству в повиновении"2. До сих пор на практике "лояльность" отождест влялась с "подчинением".

<< | >>
Источник: Гараджа В. И.. Социология религии. 2005

Еще по теме Религия и конфликт: от К. Маркса - к современнымконфликтологическим теориям религии:

  1. Подходы к религии: К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер
  2. РЕЛИГИИ ВОСТОКА: РОЛЬ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН СОВРЕМЕННОГО ВОСТОКА. ИСЛАМ
  3. Конфликтология и функционализм о религии
  4. Конфликтология и функционализм, о религии
  5. § 3. Институт религии
  6. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ РЕЛИГИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕРКВИ .
  7. 6.4. Религия
  8. Социология религии и религиеведение
  9. Гараджа В. И.. Социология религии, 2005
  10. Религия и экономика