<<
>>

Религиозные и секулярные процессы в молодежной среде.

Религиозная «стратификация» молодежи оказывается чрезвычайно важной для определения эволюционного контекста исторических судеб общества,—ведь смысло- полагание является одной из ведущих социальных функций религии.
И тут дело не только в том, какой конкретно символ веры,или смысл эволюционной само-организации, должен одержать верх, но прежде всего в том, что именно молодежь, хотя и на разных фазах по-коленческих циклов, оказывается так или иначе и субстанциональным источником, и конечным реализатором смыслового самоопределения общества. Разумеется, молодежь в качестве ярко выраженного субъекта смыслополагания (как светского, так и религиозного) проявляет себя именно в эпохи динамического состояния истории, когда действительно можно говорить о торжестве ювентократии (власти юных) в отличие от перио-дов относительной стабильности или застоя, когда функция смы-
слоопределения монополизируется более зрелыми возрастными группами и
20
просто геронтократией.
В классической социологии религии, к сожалению, не обращалось специального внимания характеристике религиозных и секулярных процессов в молодежной среде. Это в большей степени присуще исследователям конца XX в., когда исход борьбы за молодежь властвующих и идеологически контролирующих структур и последствия борьбы самой молодежи за свободу самоопределе-ния приобретают особое значение для судеб XXI в. Поэтому, наверно, мы не находим в «Социологии религии» Макса Вебера акцентов на роли молодежи в религии, даже когда он анализирует социальную природу тех слоев, которые
являются в первую очередь носителями интеллектуализма, от направления раз-
21
вития которого и зависит в значительной степени судьба религии. Питирим Сорокин также при анализе возрастных расслоений и религиозных группировок не останавливает своего внимания на их функционально-корреляционной
22
связи. Нет интересующего нас материала о взаимовлиянии молодежи и религии и в его работе о социальной стратификации и мобильности, хотя в ней и есть подраздел о роли церкви как тестирующего, селекционирующего и дистрибутивного средства, где, казалось бы, должна была быть поставлена эта про-
23
блема.
Только в работах историков мы видим ее отсветы. Так, Жак Ле Гофф, французский историк, ведущий представитель исторической «Школы Анналов», анализируя социальную стратификацию христианского общества Средневековья, выделяет специфические общности, в той или иной степени характерные для всех классов и находящиеся под особым покровительством Церкви. Таковы были братства—конфрерии, имевшие религиозную основу. Характеризуя устойчивость социальных групп в религиозном отношении Жак Ле Гофф выделяет молодежь:
«Среди всех возрастных групп населения несомненной реальностью своего существования выделялась одна—класс молодежи, соответствующий в
24
примитивных обществах юношам, подвергавшимся инициации». Вообще в Средневековье все молодые люди проходили инициацию (посвящение, осуществляемое в форме обряда и символизирующее переход молодого человека из
25
одного статуса в другой).
Но в данном случае церковь, покровительствовавшая братствам, придавала особый характер этому процессу возрастной стратификации, особенно у воинов и крестьян. Тут же историк подмечает: «Но класс стариков, "старейшин" традиционных обществ, похоже не играл особо важной роли в христианском мире, в обществе, где люди умирали молодыми, где воины и крестьяне ценились лишь в пору своего физического расцвета и где даже духовенство управлялось зачастую довольно молодыми епископами и папами... Средневековое общество не знало геронтократии».26
Воспитание и образование в Средние века несло на себе отпечаток рели-
27
гиозных ценностей, так же, как и в более ранние и исторические времена, на молодежь влияли ритуальные обряды, символика которых прочно оседала в бессознательных глубинах молодежных субкультур.28
Речь идет, по сути дела, о исторически раннем формировании архетипов коллективного бессознательного при весьма активном участии в этом процессе
29
религиозных и дорелигиозных (магических) ритуальных воздействий. Разве не взрывом этих глубин коллективного бессознательного, пропитанного рели-гиозными символами, можно объяснить пассионарный «протуберанец» Кресто-
30
вого похода детей в 1212 г. (по счету—4-й Крестовый поход)?
Однако нельзя с уверенностью полагать, что сознание является олицетворением Добра, а бессознательное источает лишь темные, злые силы, и индивид должен поэтому обуздать свое бессознательное начало. Это далеко не так. Бессознательное как природное явление, отмечает К. Г. Юнг,—нейтрально. «Бес- сознательное,—пишет он,—содержит все аспекты человеческой природы—свет
31
и тьму, красоту и безобразие, добро и зло, мудрость и глупость». Это относится и к природе религиозных верований и переживаний, особенно в той их части, кото-оая уходит в сферу бессознательного. Нельзя под знаком всеобщей се-куляризации и десакрализации или с призывом к «депро-граммированию» воз-действия тоталитарных сект ставить крест на бессознательных явлениях молодежной религиозности,—с водой, как говорится, можно выплеснуть и ребенка.
Похоже, что на Западе эту истину давно уже поняли организаторы про-поведнической деятельности и религиозной политики среди молодежи, находя для разумного контроля и регулирования необходимые правовые и нравственно-психологические нормы и установки. В сектах (культах—в западной терми- нологии)—носителях внерелигиозного или квазирелигиозного авангардизма имеет место, наоборот, злоупотребление социальной и духовно-нравственной незрелостью современной молодежи ради собственных проповеднических или чьих-то па-трональных (коммерческих или даже политических)интересов. Особенно это испытывает на себе российская молодежь, застигнутая врасплох «великим переселением» на землю российскую западного и восточного многоцветья религиозных и внерели-гиозных пастырей, миссионеров и всяких вероиспо- ведальных «культмассовиков».
Эта проблема приобрела в России настолько острый характер, что стала предметом обсуждения специальных парламентских слушаний в Совете Федерации России 14 февраля 1995 г., когда было обращено внимание на неконтро-лируемый со стороны Министерства юстиции Российской Федерации наплыв христианских миссий, особенно из США (сейчас в России действует около 400 миссий, в основном Евангельских Христиан-Баптистов, а также Свидетелей Иеговы); говорилось и о резко отрицательных последствиях деятельности ква-зирелигиозных (или псевдорелигиозных) объединений «Великое Белое Братство», «Богородичный Центр» и «АУМ Синрикё», вовлекающих в сферу своего воздействия несовершеннолетнюю молодежь; было обращено также внимание на появление в России антикультовых организаций с сомнительной репутацией и одержимых идеей «депрограммирования», рожденной создателями так называемого «Фонда гражданской свободы» (США), за которым просматривается явно криминальный шлейф.
Молодежь, испытывающая «религиозное обаяние» западных и восточных религиозных объединений, узнает об их природе, направленности и ценностях от самих миссионеров и «учителей». Только в последнее время стали появляться публикации о характере новых религий, вероучений и культов, наиболее квалифицированно и корректно подготовленные представителями Евангельских Христиан.33
Сейчас в развитии религиозной пропаганды, просвещения и информирования молодежи все большую роль играют международные молодежные религиозные организации: Всемирное Братство Православных Молодежных Организаций («Син-десмос»—по-греч. союз), нацеленное на развитие сотрудничества православных церквей по вопросам обновления церкви, миссионерства, богословского образования и др.; Всемирный Альянс Ассоциаций Молодых Христиан (И М К А), протестантская международная организация, ведущая ра-боту с молодежью, осуществляющая издательскую деятельность, организую-щая благотворительные кампании, молодежные лагеря, курсы, походы и т.п.; Всемирная Федерация Студентов-Христиан (В Ф С X), пацифистская протес-тантская молодежная организация, приобщающая молодежь к миссионерской деятельности, стремящаяся укрепить влияние церкви на образование, готовящая служителей церкви. Большую работу с молодежью проводит также ЕвроАзиатская Федерация Союзов Евангельских Христиан-Баптистов (ЕАФСЕХБ), которая ведет обширную издательскую работу, организует заочные библейские курсы, активно участвует в делах Фонда мира, Детского фонда, Фонда мило-сердия. Много молодежных религиозных организаций у католиков — Всемирная Федерация католической молодежи, Международная католическая организация учащейся молодежи, Международное движение католической интелли-генции и др. Существует также Всемирное объединение христианских союзов молодых людей, Христианская организация рабочей молодежи и т. д. Одним из основных направлений деятельности Всемирного Совета Церквей является развитие образования и просвещения, здесь создано Агентство по развитию христианской литературы, Комиссия по всемирной миссии и евангели-зации, осу-ществляется специальная программа «Образование и обновление».34
Может ли наше российское общество похвастаться обилием молодежных нерелигиозных организаций, занимающихся вопросами просвещения и образо-вания в области религиоведения и проблем религиозности молодежи? Нет. Ведется большая работа такого рода журналом «Наука и религия», чьи взвешенные публикации создали журналу прочную репутацию объективно- беспристрастного, очень корректного и оперативного просветителя. Разверты-вается соответствующая работа на радио и телевидении, хотя и не без ошибок: критерии объективной оценки происходящего в области религии и молодежи не всегда адекватны. Создан Комитет Государственной Думы по делам общест-венных объединений и религиозных организаций, действует экспортно- консультативный совет по вопросам свободы совести при этом Комитете. Но ничего не слышно о деятельности самостоятельных молодежных организаций, занимающихся проблемами секуляризации, религиозных организаций, различных объединений и сект, вопросами свободы совести, проблемами образования и просвещения молодежи в секулярном обществе, проблемами демократиче-ского диалога государства и церкви, вопросами веротерпимости различных конфессий и т.п. Между тем организации верующих в России активизируют свою деятельность.
<< | >>
Источник: Под ред. проф. В.Т.Лисовского. Социология молодежи: Учебник Под ред. проф. В.Т.Лисовского .—СПб: Изд-во C. –Петербургского университета,1996. 460 с.. 1996
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Религиозные и секулярные процессы в молодежной среде.:

  1. § 2. Экстремизм в молодежной среде
  2. Секулярное общество
  3. Изменения в секулярном мире: протестантская этика
  4. Изменения 6 секулярном мире: протестантская этика
  5. Религиозное мировоззрение и религиозный этос
  6. Молодежная субкультура
  7. Формирование молодежной политики.
  8. Функции молодежного жаргона.
  9. Цель и задачи молодежной политики.
  10. Принципы государственной молодежной политики.
  11. Мотивы этнического негативизма в молоджной среде.
  12. Понятие молодежного жаргона.
  13. Особенности молодежной субкультуры.