<<
>>

Религиозное и светское

Анализ секуляризации не будет достаточно полным, если не дать ответа на во прос, существуют ли альтернативы религии. Решающим является вопрос, способно ли рациональное мышление, базирующееся на научных методах, выработать мировоззре ние, дающее ответы на "последние" или "конечные вопросы" о смысле человеческой жизни.

Речь идет, конечно, не о "науке" в узкоспециальном смысле слова, а об интел лектуальном багаже секулярного общества, всех видах светского сознания, его духов ном багаже, представленном в философии, этике, эстетическом восприятии, социаль ной мысли. Одна из альтернатив религии в секулярном обществе - светский гуманизм. Другая альтернатива мировым религиям - возврат к примитивным формам религии (ма гическим ритуалам, мифологии, астрологии, оккультизму и т.д.). Эти верования, свои ми корнями уходящие в дохристианскую эпоху, достаточно живучи.

В более широком плане - это также весь спектр "заменителей религии", начиная от социальных утопий и идеологических мифов и кончая коммерческим культом секса.

Бесплодность фундаментализма, слепого следования религиозной традиции в " обезбоженном" секулярном мире не должна служить помехой пониманию того, что столь же бесплодна, чревата тем же моральным хаосом и утратой смысла любая ниги-листическая попытка отбрасывания или разрушения этой традиции.

Нельзя забывать, что человеческое сознание основывается на огромном многообразии опыта, включая и опыт религиозный, что весь этот опыт и возникшее на его основе понимание жизни формулируют-

297

ся на языке философии, поэзии, эстетики, политики, но также и религии. Без ос воения и развития религиозного наследия культуры человечества, без преемственности в этой сфере нет пути в будущее. Но именно освоения и развития, а не реставрации. Анализ процесса секуляризации в своих выводах ценен в том случае, если он объекти вен - избегает как апологетического, так и нигилистического искушения, стремления любой ценой, не считаясь с фактами, обосновать сохранение религии в неизменном, привычном виде либо, напротив, просто вычеркнуть религию из жизни общества как пройденный этап, который нужно перешагнуть и забыть.

Нужны объективный анализ роли религии и оценка ее возможностей в той или иной конкретной ее форме, в том или ином конкретном обществе. Такой подход особенно актуален для оценки роли религии в посткоммунистиче-ском обществе. Крушение социализма в тех его вариантах, в которых он реально суще-ствовал, привел не только к дискредитации коммунистической идеологии, одной из ипостасей которой был "воинствующий атеизм". "Строительство социализма" пред-ставлялось как исторический эксперимент создания "общества без религии", воспита ния "нового человека", свободного от религиозных "пережитков прошлого". Однако нельзя ставить знак равенства между секуляризацией как объективно детерминирован ным социальным процессом и насильственным разрушением религии. Вместе с тем крушение социализма отразилось в общественном сознании как крушение атеизма не только в качестве неотъемлемой составной части идеологии правящей коммунистиче

ской партии, но как крушение любой нерелигиозной формы сознания. Этому выводу способствовало искушение представить атеизм в качестве главного виновника тотали-таризма.

В результате сегодня можно констатировать кризисные явления в тех современ ных светских течениях культуры, которые в исторической перспективе развития про цесса секуляризации выражали себя вне религиозной традиции или в оппозиции к гос-подствующей религиозной культуре. "Поворот к религии", "религиозное возрождение" в переходную эпоху, в обществе, расстающемся с прежними идеологическими устоями и ведущем поиск новых мировоззренческих основ, понятен. В этом поиске есть и тупи ковые варианты, соблазнительные своей простотой, будь то надежда заимствовать го товый образец извне, будь то искушение понять задачу восстановления разрушенной национальной традиции как простую реставрацию пройденного. Единственной не ту-

298

пиковой, а открывающей пути плодотворного культурного развития реакцией на такого рода фундаментализм и реставрационные утопии является не попытка отрица-ния религии в духе радикальных вариантов ее критики (Маркс, Ницше, Сартр), а при-знание преемственности и целостности процесса культуротворчества, включающего религиозную составляющую. В конце XX - начале XXI в.

эта позиция начинает завое-вывать все более прочное место в общественном сознании.

Так, анализирующий с "левых", во многом марксистских, позиций условия, в рамках которых пребывает человек сегодня, Славой Жижек в книге "Хрупкий Абсо лют, или Почему стоит бороться за христианское наследие" (М., 2003. С. 31) ставит вопрос о том, как относиться к "возвращению религиозного измерения" в эпоху по стмодернизма. Вместо традиционного для "воинствующего материализма" в прошлом яростного отрицания христианского наследия и преемственной связи с ним марксизма Славой Жижек предлагает крутой поворот: вместо того чтобы принимать защитную стойку, "нужно сказать: да, от христианства к марксизму ведет прямая линия наследо вания; да, христианство и марксизм должны быть по одну сторону баррикады, вместе сражаться с рвущимся в бой неоспиритуализмом. Подлинное христианское наследие слишком драгоценно, чтобы оставлять его на съедение фундаменталистским вырод кам".

Долговременной перспективой остается секуляризация общественной жизни, которая не равнозначна вытеснению религии или, тем более, попыткам ее насильствен ного разрушения, а выражается в изменении характера взаимодействия между религией и обществом в результате тех процессов, которые определяют главные направления современного мирового развития.

Секуляризация - сложный и еще недостаточно изученный процесс. Ее исследо вание до сих пор преимущественно велось на основе анализа общественного развития в его западном варианте. На этой основе вырабатывались методы, понятия, оценки. Ме жду тем секуляризация развивается в специфических формах в каждом конкретном обществе в зависимости от его особенностей, включая и конфессиональные.

В Турции или Японии секуляризация не является простым воспроизведением того, что происходило или происходит в западно-европейских странах. Нельзя не учи тывать значительные различия, которые существуют даже между Западной Европой и Северной Америкой, и, тем более, между этими странами и Россией.

Тем не менее уже теперь понятие секуляризации дает достаточно прочную осно ву для анализа роли религии в современном мире и ее перспективы на будущее.

Этот анализ, в принципе, ис-

ключает идеологизированный подход. Он основывается на выявлении реальных функций и возможностей религии в контексте главных тенденций мирового развития, содержание которых составляет переход к более высокому, глобальному уровню чело-веческой организации, рождение "планетарного сознания" и нового мирового сообще ства. Религия в этом контексте выступает как один из типов объединения людей в со общества наряду с национальными, местными, региональными и пр.

Анализ показывает, что религиозные сообщества - не самые сильные из числа факторов, которые могут способствовать преодолению кризисных ситуаций и решению мировых проблем. Традиционно они были источниками духовности и морали, поддер живали позитивные и осуждали негативные социальные установки, действия, ценно сти. В то же время они благословляли войны и преследования, поддерживали разруши тельные силы. Религиозные сообщества сегодня еще более разобщены, чем государст ва. Многие из них претендуют на исключительность в определении истинных путей, которыми должно идти человечество. И сегодня конкуренция, конфликты, даже войны, деструктивные формы поведения характеризуют взаимоотношения как различных групп внутри религий, так и между религиями, а также - их отношения к нерелигиоз ным, светским движениям. В современном мире они зачастую представляют устарев шие верования, мало связанные с борьбой за справедливость, мир и изобилие. Тради ционные стратегии религий ныне, по сути, бессильны разрешить мировые проблемы и являются скорее частью этих проблем, нежели их решением. Отсюда вовсе не следует, что противодействие угрожающим тенденциям мирового развития предполагает "иско ренение религии". Скорее оно диктует необходимость достаточно радикальной транс формации организованной религии. Не следует сбрасывать со счетов заключенный в ней потенциал: основу культурных ценностей, разделяемых большинством религий, составляют такие универсальные понятия, как любовь, надежда, мир, справедливость.

<< | >>
Источник: Гараджа В. И.. Социология религии. 2005

Еще по теме Религиозное и светское:

  1. Россия является светским государством.
  2. Религиозное мировоззрение и религиозный этос
  3. 4.2.9. Религиозные организации
  4. Религиозные обряды
  5. Религиозный опыт
  6. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ИДЕАЛИЗМА
  7. 3. Религиозно-культурные традиции ислама и политика.
  8. 21. РЕЛИГИОЗНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  9. Направления исследования религиозности молодежи.
  10. Общественные и религиозные организации (объединения)