Религиозная мотивация социальных действий. Религии спасения.
Сконцентрировав внимание на социологическом аспекте религии, т.е. религиоз ной мотивации социальной деятельности, Вебер обратился к изучению главным обра зом "мировых религий", которыми он считал имеющие наибольшее число последовате лей и оказывающие наиболее ощутимое воздействие на ход истории.
Предпринятое Вебером исследование мировых религий беспрецедентно по сво им масштабам: он изучал христианство, буддизм, ислам, иудаизм, китайские религии, индуизм, изучал детально и целенаправленно, выявляя, какой образ деятельности зада ется тем или иным комплексом религиозных идей.
Эти идеи воплощаются в каждой религии и соответствующее мировоззрение, которое включает помимо религиозных верований философские, этические, правовые и прочие идеи.На основе сравнительного анализа мировых религий Вебер выделил три самых общих типа, каждый из которых задает специфический способ отношения к "миру". Каждому из этих трех типов свойственна своя установка, определяющая направление жизнедеятельности, вектор социального действия.
Один тип - конфуцианство и даосизм, религии Китая - это религии приспособ ления к миру, два других - религии неприятия мира:
индуизм и буддизм, религии Индии - это религии бегства от мира', иудаизм и христианство, возникшие на Ближнем Востоке и впослед-
158
ствии распространившиеся по всему миру, - это религии овладения миром.
В каждой из этих религий уживаются, образуя неповторимый сплав, противоречивые тенденции, определяя соответствующий образ и стиль жизни больших масс людей.Мировые религии - это этические религии, религии спасения. Каждая по-своему учит служить добру и отвергать зло. Каждой присущ свой тип рациональности, задаю щий общее направление дальнейшей рационализации как "картины мира", системы взглядов, культурных ценностей, так и социальной деятельности в ее разнообразных формах. С точки зрения Вебера, бессмысленно говорить о функции религии вообще, поскольку социальные последствия функционирования разных религий в разных соци альных контекстах весьма различны. Скажем, в рамках христианской традиции скла дываются существенно различающиеся способы рационализации социальной деятель ности. Католицизм - лютеранство - кальвинизм предстают в веберовской интерпрета ции как ступени углубления развивающегося процесса рационализации, как продвиже ние по пути "расколдования мира". Начало этого процесса было положено предопреде лившим все последующее первым шагом на пути рационализации, и этим шагом был переход от магии к религии. Этот сдвиг стал решающим, положив начало процессу дифференциации различных типов религиозно-этического отношения к миру.
По мере усиления напряженности между двумя мирами - "миром дольним" и " миром горним" - происходит религиозное обесценение посюстороннего мира, святое уходит из него. Хотя и не сразу, "этот мир" оказывается в распоряжении человека - как его мастерская.
Здесь, покоряя природу, реализуя свои цели, человек ощущает себя творцом. В иудео-христианской традиции Бог - это действующий Бог, Бог-творец. Человек соот ветственно этому рассматривается как орудие божественного действия, божественного промысла. Отсюда - установка на активное действие, этическая установка, побуждаю щая к действию в мире, а не бегству от него.
Существенно отличны по своей установке на отношение к миру религии Индии. В их учениях Бог имманентен миру, и поскольку божественное слито с миром, человек осознает себя не как орудие, а как сосуд, вместилище божественного начала; отсюда мистически-созерцательная установка на уклонение от мирских забот и деятельности, побуждение к пассивности.
Для Вебера изучение вклада протестантизма в капиталистическое развитие За пада - только часть анализа влияния разных ре-
лигий на экономическое развитие и социальную жизнь в целом в разных культу рах.
Анализируя восточные религии, Вебер приходит к выводу, что они явились барье ром, который помешал индустриальному развитию по западному типу таких стран, как Китай и Индия. Сложившиеся здесь общества базировались на иных ценностях по сравнению с теми, которые способствовали модернизации Западной Европы.В начале своих исследований Вебер сосредоточился на анализе связи между ре лигиозно-этическими принципами и формами экономической деятельности. Он срав-нивает различные религии, чтобы выявить, какую степень рационализации экономиче ской деятельности допускает та или иная религиозная этика. Степень рационализации обратно пропорциональна силе влияния магического элемента, в разной степени при сутствующего в каждой религии. Оппозиция "рациональное - магическое" рассматри вается в книге "Хозяйственная этика мировых религий" как один из основных инстру ментов анализа.
Еще по теме Религиозная мотивация социальных действий. Религии спасения.:
- 13. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ, ЕГО КРИТЕРИИ И МОТИВАЦИИ
- Религии и религиозно‑культурные традиции
- 21. РЕЛИГИОЗНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
- 18. СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ КАК ПЕРВИЧНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
- Формы религиозной и социальной нетерпимости
- Социальные и религиозные характеристики фундаментализма
- Социальные формы организации религии
- Социальные формы организации религии
- Религия - социальная стратификация - социальная мобильность
- Религия и социальное изменение: М. Вебер
- § 5. Социальные институты религии
- Религия и социальное неравенство.
- § 2. Особенности и социально-историческая роль религии
- Религиозное мировоззрение и религиозный этос
- Закономерности формирования религии как социального института
- Идея спасения
- Этические и социальные идеи в религиях