<<
>>

§ 3. Развитие общества

Параметры, свидетельствующие о развитии общества, должны относиться к основным структурным уровням общества-системы,
быть необратимыми и устойчивыми. Можно выделить три основных параметра:
• появление новых элементов культуры в виде новых ценност ных моделей и коллективных представлений, в соответствии с которыми будет осуществляться легитимация норматив ного порядка и институциональных отношений в обществе- системе;
Например, как убедительно показал М.
Вебер, ценности протестантизма оказались значимыми для общества-системы не сами по себе, а потому, что оказали огромное воздействие на изменение экономических и политических отношений в западных обществах.
появление новых (исчезновение старых) институтов: создание института парламентаризма и упразднение института монар хии, появление мануфактур и сети частных банков, станов ление института государственной службы и объединение мелких предпринимателей в группу интересов и т.д. Этот вид изме нений охватывает институциональный уровень общества-си стемы и означает появление на этом уровне новых структур ных образований. Он предполагает также изменения и на ста тусно-ролевом уровне, так как создание любого нового со циального института или организации неизбежно означает появление новых статусно-ролевых взаимодействий;
трансформация функциональных зависимостей между струк турными элементами общества-системы, определяемых ее со- циетальным уровнем: расширение полномочий президента или парламента, ограничение власти монарха, появление новых норм, определяющих степень ответственности экономичес ких институтов, расширение прав высших учебных заведе ний и т.д. Иными словами, речь идет об изменениях норма тивного порядка, о переструктурировании правового про странства, задающего алгоритм институциональным отно шениям в обществе.
Таким образом, развитие — это перемены, затрагивающие структурную композицию общества, т.е. те наиболее устойчивые, относительно неизменные факторы, которые влияют на поведение людей, определяют их действия, задают логику последующим событиям.
Необходимо различать развитие стабильного общества-системы, когда оно оказывается в состоянии аутопойезиса, и развитие дезорганизованного общества-системы, когда аномические процессы не позволяют ему восстанавливать в полном объеме свою структурную композицию.
Инновационные процессы в стабильном обществе развиваются на фоне основных аутопойетических процессов, поддерживающих вос-
527
производство системы, ее целостность. Поэтому любая новация, чтобы состояться, не должна вносить диссонанс в системный механизм, иначе мощные восстановительные силы системы подавят ее или вытеснят на периферию социетального порядка. Иными словами, все создаваемые людьми новые социальные структуры должны пройти проверку на соответствие ранее сложившимся принципам системной самоорганизации.
Чтобы объяснить, как решается эта сложная задача в реальной жизни, обратимся к схеме инновационного процесса, предложенной П. Штомпкой, несколько изменив ее (см. рис. 3)*.
На стадии создания новации проявляется творчество индивида (индивидов). Происходит изобретение чего-то нового, что еще никак не проявлялось ранее в жизни общества: новая трактовка философом принципа социальной справедливости, изобретение нового орудия труда, идея политика о создании новой партии, оригинальная теоретическая концепция ученого, желание группы государственных деятелей провести конкретные реформы и т.д.
Не всякая идея человека может рассматриваться как новация.
Главным отличием новации является то, что, будучи реализованной, она в той или иной мере должна будет изменить структурную композицию общества-системы, т.е. должны появиться новая социальная организация или институт, новые нормы или ценности, измениться престижность статусных позиций и т.п.
Поэтому радикальный, на первый взгляд, лозунг «Правительство — в отставку!» не несет в себе новизны. В нем выражено лишь недовольство существующим правительством, но не более того. Реализация данного лозунга приведет только к замене персонального состава кабинета министров, но никаких изменений, например, в политической институциональной подсистеме не произойдет.
Второй этап инновационного процесса — сообщение о новации. Изменения структурной ткани общества не могут быть уделом оди-
Создание новации
¦—К Сообщение ¦—К I ] о новации I J
Отбор
(«фильтрация») новации
Прорастание» новации
РИС. 3. Стадии появления и распространения новации
* См. Штомпка П. Социология социальных изменений, с. 318. 528
Легитимация новации
ночек, в том числе гениальных. Любые социальный институт, организация, нормативный порядок или идеологическая система существуют только в процессе их воспроизводства многими людьми, поэтому первое условие вхождения этих изменений в реальную жизнь — распространение о них соответствующей информации.
Третий этап инновационного процесса — отбор («фильтрация») новаций. На этом этапе отбрасываются многие идеи, предложения, получившие достаточную информационную поддержку. Блокиро-вание нововведений осуществляется в обществе постоянно и повсеместно: в лице традиционно ориентированных коллег по работе и друзей, в лице идеологических или политических противников, которые любую идею противоположного политического лагеря априори назовут абсурдной, в лице тележурналистов, которые могут интерпретировать содержание идеи таким образом, что ее автору будет не по себе от возможных последствий ее реализации.
В любом обществе действуют три основных «фильтра», отсекающих большую часть новаций, известных достаточно широким слоям населения:
правящая элита, обладающая властными полномочиями в стране и, следовательно, наделенная правом принятия уп равленческих решений, законодательных актов, без кото рых, как правило, невозможно осуществление большей ча сти нововведений, затрагивающих социетальный порядок. Ее политические воззрения, ценностные ориентации, кор поративные интересы, симпатии и антипатии, личные ам биции — все это может сыграть роль при отборе новаций. Вот почему качество политической элиты, ее открытость, заинтересованность в изменениях — одно из важнейших ус ловий развития общества. Наивысшая степень зависимости инновационного процесса от правящей элиты отмечается в тоталитарном обществе, где государство контролирует даже распространение идей, для чего создает цензуру;
правовые нормы, ограничивающие поток новаций и суще ствующие, к примеру, в виде определенных процедур, ко торые необходимо соблюсти, чтобы принять закон — на пример, о свободной продаже земли. Правовой механизм ограничения нововведений начал складываться по мере раз рушения абсолютизма, по мере перехода к постоянной сме няемости высших государственных должностных лиц, осу ществляемой в ходе всеобщих выборов. Потребность в нем была вызвана опасениями бесконтрольности, хаотичности изменений, если на их пути будут убраны все преграды;
культурные ценностные ориентации и установки населения, доминирующие коллективные представления о социальном
529
порядке. Этот механизм фильтрации новаций является наиболее сложным, потому что обычно не связан с позицией конкретных лиц, способных запретить то или иное нововведение. Он проявляется в массовом недоверии людей ко всему необычному, не укладывающемуся в традиционные представления, ко всему, что может нарушить их привычный уклад жизни.
Воздействие на новатора может исходить от его родных и коллег, которым в силу ранее сложившихся и интериоризированных ценностей, непонятны его предложения. Ему начинают доказывать тщетность и пагубность его идей, бессмысленность его замыслов. Надо обладать большой верой, убежденностью в своей правоте, огромным упорством, чтобы преодолеть неизбежно возникающее отчуждение. В самом общем плане этот механизм можно обозначить как господствующую культуру, которая, будучи усвоенной массами, делает последних невосприимчивыми к любой попытке обновления общества.
Прохождение новации через фазу отбора означает начало материализации идеи в конкретное социальное образование: издается нормативный акт, создается новая организация, новая идеологическая система обретает своих сторонников и начинает распространяться в обществе, изменяются функции какого-либо уже существующего института и т.д. Однако осуществление замысла совсем не обязательно ведет к планируемому результату. Инновационный процесс вступает в четвертый этап — «прорастание» новации, ее внедрение в ух<е сложившиеся отношения.
Создаваемое новообразование должно занять определенную нишу в поле структурных социальных отношений, воспроизводиться в действиях людей. Далеко не всегда новообразования, прошедшие «фильтры», органично входят в существующую ткань социальных отношений. Может произойти компенсация, т.е. нововведение будет испытывать сильное воздействие со стороны ранее сложившихся институциональных связей, норм и ценностей культуры. В этом случае значение новации падает, она постепенно компенсируется.
Может произойти чрезмерная компенсация, когда сопротивление внедряемой новации или новациям оказывается столь высоким, что происходит перерождение как самой новации, так и окружающих ее структур.
Если сравнить это с живым организмом, то при чрезмерной компенсации реакция организма на имплантируемый орган оказывается настолько сильной, что в нем начинаются сложные необратимые процессы, способные привести к летальному исходу. Чрезмерную компенсацию часто называют «эффектом бумеранга». Установление во Франции республики в 1848 г. и монархический переворот Луи Бонапарта в 1852 г.; Октябрьский манифест в России в 1905 г. и наступление реакции в 1907 г.; хрущевская «отте-
пель» и последующий период борьбы с инакомыслием — все пе-речисленные события являются вехами вначале внедрения новации, а затем ее ликвидации и принятия мер, усиливающих влияние ранее существовавших политических структур.
Таким образом, на четвертом этапе инновационного процесса происходит своеобразная проверка нововведений «на прочность». Новации, которые прошли этот этап, должны легитимироваться. Легитимация новации — последний этап инновационного процесса: население окончательно принимает новацию, постепенно интери-оризирует нормы нового институционального образования, привыкает к новым финансовым институтам, новой политической партии, считает нормальным и естественным для своей страны развитие новой системы идеологических взглядов и т.д.
Легитимация новой структуры никогда не осуществляется автоматически, а требует направленных действий агентов социализации. Особенно большую роль в этом деле играют средства массовой информации.
Если в стране, в которой создается парламент, телевидение, радио и печать, будут заниматься исключительно критикой деятельности парламентариев, вряд ли институт парламентаризма легитимируется. Таким образом, возможны исключения новаций и на последнем этапе инновационного процесса. Специфика этого исключения заключается в том, что оно воспринимается уже как откат от проведенных преобразований или реформ.
Последовательное развитие инновационного процесса в том виде, в каком оно приведено на рис. 3, возможно только в стабильном обществе, в котором девиация не выходит за рамки критического для системы уровня, в котором благодаря аутопойетическим процессам постоянно воспроизводятся социальные связи и отношения. Только в этом случае работают механизмы фильтрации новации, и само обновление структур обретает постепенный, упорядоченный характер. В обществе с ярко выраженными признаками кризиса, аномических процессов инновационный процесс утрачивает последовательность, механизмы фильтрации перестают функционировать, появление, распространение и внедрение новаций носит хаотичный характер, что еще в большей степени усиливает нестабильность общества-системы. Все это является следствием неспособности общества-системы восстановить свое динамическое рав-новесие.
Ученые, исследовавшие различные виды систем, пришли к выводу, что утрата способности быстро восстанавливать равновесие ведет к неопределенности и непредсказуемости системы. В ней нарушается логика причинно-следственных связей, и любое случайное и, на первый взгляд, малозначимое событие может вызвать неожиданные последствия. Такая система переживает бифуркацию,
537
т.е. разветвление путей выбора своего нового состояния. Иными словами, нарушается постепенность хода развития общества с четко выраженной причинно-следственной зависимостью. Облик общества может измениться самым неожиданным образом, ибо обычные регуляторы воспроизводства институциональных связей не срабатывают в силу разбалансированности внутренних механизмов самовоспроизводства системы.
Особенностью такого состояния общества является хаотичность как форм предложения, так и способов внедрения новаций. Новации могут сыпаться как из рога изобилия. Каждая группа начинает предлагать свой вариант преодоления кризиса, настаивать на его реализации, и чем влиятельнее, организованнее, сплоченнее группа, тем больше у нее шансов реализовать именно свой пакет предложений по переустройству общества. В этих условиях механизмом отбора новации становится сила группы или демонстрация такой силы. И сильнее, как правило, оказывается та из конкурирующих групп, которая сможет привлечь на свою сторону массы.
Массам отводится роль ресурса поддержки данной новации. И вот здесь огромную роль могут сыграть мятежные харизматические лидеры, способные повести недовольных, обеспокоенных, возбужденных людей за собой. Для этого они должны сделать сложные политические проекты доступными для понимания непосвященных масс, облечь их в привлекательные и понятные лозунги.
Итак, общество обладает не только механизмами самовоспроизводства, но и способностью изменяться, развиваться. Изменения в стабильном обществе в определенной мере поддаются прогнозированию, так как люди, создающие новацию, ориентируются на нормативные требования, на социетальный порядок. Изменения в обществе, находящемся в состоянии системной дезорганизации, аномии, непредсказуемы. Люди, утратившие связь с социальными нормами, отчужденные от общества, могут самым кардинальным и неожиданным образом изменить политический строй, экономические институты, пересмотреть свои ценности, переструктурировать социальное пространство.
<< | >>
Источник: Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. Общая социология: Учебное пособие Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева . — М.: ИНФРА-М,2000. — 654 с. — (Серия «Высшее образование»).. 2000

Еще по теме § 3. Развитие общества:

  1. ПриложениеСоциология в России: развитие общества и развитие человека
  2. Стратификационная модель развитого общества
  3. 37. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ И РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  4. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА .
  5. 1. Реформы и революции в политическом развитии общества.
  6. 4. ДРУГИЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВ РАННЕЙ ДРЕВНОСТИ
  7. Концепция эволюционного и революционного развития общества
  8. § 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
  9. 18 СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
  10. § 2. Макросоциологические теории социально-исторического развития общества
  11. 8 ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВА НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПСИХИКИ
  12. Глава 18СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВ
  13. Социальные изменения. Теория развития общества
  14. 3. ВТОРОЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВ РАННЕЙ ДРЕВНОСТИ
  15. 5. ХОД ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВ, СЛОЖИВШИХСЯ В РАННЕЙ ДРЕВНОСТИ
  16. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества
  17. 3. РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА ПОСЛЕ СИНЬХАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
  18. Глава XXII. Общество: механизмы развития и разрушения
  19. 2. ПЕРВЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВ РАННЕЙ ДРЕВНОСТ
  20. Исторический процесс. Теории линейно-стадиального и циклического развития общества и культуры