<<
>>

Психологический эволюционизм

Психологический эволюционизм представлен прежде всего трудами двух американских социологов — Л. У орда и Ф. Гиддингса.

В учении Лестера Уорда (1841—1913) центральным звеном стала концепция социальных сил1, которые он характеризует как «психические силы, действующие в коллективном состоянии человека».
Социальные силы определяют поведение человека. Раз они психологизируются, то понятно, что базой социологии у Уорда становится не биология, как, скажем, у Г. Спенсера, а психология.
Первичной социальной силой выступают желания, прежде всего голод, жажда, половые потребности, обеспечивающие продолжение рода. Это первичные социальные силы-желания. На их основе возникают более сложные, вторичные, — интеллектуальные, моральные и эстетические. Если первичные желания объясняют индивидуальное, личное поведение человека, то вторичные могут быть использованы для анализа поступательного развития общества, в основе которого они лежат. Главной среди вторичных социальных сил является интеллект. Базой удовлетворения первичных желаний выступает труд. Но он не всегда может решить эту задачу, ибо не все зависит от человека. Отношения, в которые он включен, оказываются часто «выше» его самого.
Л. Уорд внес заметный вклад в развитие социологии прежде всего стремлением доказать, что в социальной эволюции, носящей активный характер, ведущую роль играет психология человека, его воля. Говоря о значении Уорда, необходимо также отметить, что он стал одним из основателей Американской социологической ассоциации и ее первым президентом (1906—1908).
Франклин Гиддипгс (1855—1931) создал одну из первых социологических кафедр в США (Колумбийский университет, 1894). В работе «Основания социологии» он рассматривал общество как «психическое явление, обусловленное физическим процессом». Отсюда следовало, что социология «должна соединить в себе как субъективное, так и объективное объяснения»^. В этом союзе главной оказывается субъективная, психологическая сторона. Не случайно одним из центральных понятий, которым оперирует Гиддингс, является «социальный разум».
В понимании социальных процессов для американского социолога главное — не объективная характеристика, а субъективные признаки, среди которых одно из ведущих мест занимает чувство солидарности. Именно этот признак был положен Гиддингсом в основу дифференциации классов. Он выделял «социальный класс» (состоящий из людей, активно защищающих свое общество), «несоциальный класс» (люди, равнодушные к общественным делам и характеризующиеся
' См. Уорд Л Психические факторы цивилизации. М., 1897; Он же. Очерки социологии. М.,1901.
2 Гиддингс Ф. Основания социологии. М., 1898. С 14.
Глава 2. Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в. 37
индивидуализмом в поведении), «псевдосоциальный класс» (бедняки, стремящиеся жить за счет общества), «антисоциальный класс» (в основном преступники). Приведенная точка зрения дает представление о роли психологических характеристик социальных процессов, хотя понятно, что с ней можно успешно полемизировать.
<< | >>
Источник: Зборовский Г.Е.. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики,2004. - 592 с.. 2004 {original}

Еще по теме Психологический эволюционизм:

  1. Социальный эволюционизм
  2. 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПУТИ И МЕТОДЫОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМА ТА
  3. Взаимное психологическое "заражение".
  4. Климат психологический
  5. 5. Психологическая несовместимость.
  6. Этапы психологической диагностики
  7. Психологический портрет
  8. § 4. Психологическое направление в социологии
  9. Психологическая несовместимость.
  10. 6.3. Основы формирования психологического климата на предприятии
  11. Поддержание нормального психологического климата вколлективах
  12. Социально-психологические методы
  13. Этапы составления психологического профиля
  14. 20. ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  15. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
  16. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ