<<
>>

Происхождение общества

Ш. Эйзенштадт считает, что культура и ее символические коды, влияя на основополагающие нормы социального взаимодействия, формируют макросоциальный порядок. Именно в построении макросоциального порядка фактически наиболее полно происходит сплетение символических и организационных аспектов социальной жизни.
Символическое выражение макросоциального порядка институционально локализуется в том, что Э. Шилз назвал «центрами общества».

Центральная зона как таковая не является феноменом пространственной локализации. У нее едва ли есть более или менее определенное расположение на той ограниченной территории, которую занимает общество. Ее центральность, однако, не имеет никакого отношения к гео-метрии и очень небольшое — к географии.

1 Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. С. 33.

Центр, или центральная зона, является феноменом мира ценностей и верований. Это центр системы символов, ценностей и верований, которые правят обществом. Это — центр вследствие своего решающего значения и неустранимости и он воспринимается в качестве такового многими, кто не может явственно выразить его неустранимость.

Центральная зона обладает сакральной природой. В этом смысле каждое общество имеет «официальную» религию, даже тогда, когда это общество или его представители и интерпретаторы трактуют его — более или менее корректно — как секулярное, плюралистическое и толерантное общество.

Построение центров означает на макросоциальном уровне создание фокуса институционализации в символических и организационных аспектах социальной жизни. Эти функции упорядочивания и осмысления сосредото-чиваются в структуре центров благодаря внесению в организационную деятельность, связанную с поддержанием макросоциальной системы, основополагающих норм социального взаимодействия и их институциональных производных.

Другими словами, именно в социетальных центрах придается окончательная форма базовым институциональным системам — будь то юридические и политические или ритуальные и коммуникативные, в которых сохраняются основополагающие нормы социального взаимодействия.

Таким образом, первым следствием формирования центров является институционализация некоторых точек, ареалов или символов общества, наиболее соответствующих тому, чтобы привести в систему стремления к социальному и культурному порядку и какому-либо участию в этом порядке. Это осуществляется главным образом через концепции происхождения общества, особенно через представления последнего о своем происхождении и своем прошлом, а также о своих коллективных границах по отношению к другим коллективам или разновидностям культурного порядка (как внутри, так и вне своего геополитического местонахождения). Кроме того, важно здесь определение общей социетальной и культурной идентичности, основанием для чего служат общие качества или

общее участие в событиях, имеющих символическое значение и выражающих эту общую идентичность, а также выделение тех, кто имеет право на получение надлежащей доли в справедливом распределении между членами общества.

Именно при создании макросоциальных центров находит свое наиболее полное социетальное выражение символический и организационный упор на различные харизматические ориентации в отношении природы космического, культурного (включая религиозные, идеологические или научные разновидности культуры), социального и политического порядков и их взаимоотношений. Действительно, выделение какого-либо образования или организации как средоточия космического или социетального порядка и указателя его границ составляет один из основных признаков макросоциального порядка.

С созданием центров тесно связано определение основ легитимности макросоциального порядка. Другой важнейший элемент центров — это разнообразные способы, благодаря которым отправление власти соединяется с ориен-тациями в окружающем социальном и культурном порядке и благодаря которым осуществляется регулирование власти.

Наконец, в таких ориентациях происходит, с одной стороны, регулирование межгрупповых и внутри-групповых отношений, а с другой — внутренних либо внешних силовых (или властных) отношений.

Формирование этих присущих центрам общества характеристик опирается на образование особых институци-ональных производных, представляющих отличительные институциональные аспекты соответствующего центра. Все эти характеристики включают известную комбинацию контроля над ресурсами и социального статуса, а заодно и символические аспекты социального взаимодействия вместе с установлением различий между центрами и пе-риферией общества.

Символические коды и основополагающие нормы в каждой группе и обществе очерчивают ряд сущностных признаков подобия и границы коллективов по отношению к социетальному центру или центрам; указывают парамет-

ры макросоциального порядка или порядков; определяют степень важности ориентации на центр в рамках порядка. Другими словами, различные коды устанавливают относительное значение в рамках каждого данного центра составляющих его компонентов; относительную однородность центров общества; отношения между центрами и коллективами; степень отличия центров от периферии; относительное проникновение центров в периферию, посягательство периферии на центры и относительную автономность доступа различных групп в центры; самооценку центров в категориях социетальных целей; типы макрополитики, осуществляемой центрами. Аналогичным образом коды и основополагающие нормы воздействуют на определение границ макросоциального порядка и их относительную открытость и обусловливают его отношение к различным социальным, религиозным и культурным порядкам. Они устанавливают, кроме того, пределы груп-пировки различных типов коллективов, которые входят в макросоциальный порядок; характер отношений между ними и степень, в какой некоторые из этих коллективов распространяются за пределы данного макросоциального порядка.

Итак, символические коды можно рассматривать как составляющие скрытой, или глубинной, структуры социальной системы.

Они устанавливают ее границы, влияют на организационные проблемы и потребности общества. Утверждение кодов обусловливает складывание совокупности конкретных потребностей общества, и они намечают границы окружения для составляющих общество групп и пределы возможных реакций на давление среды. В то же самое время, обосновывая способы осуществления некоторых из основных функций общества (например, распределение и интегрирование), они обеспечивают постоянство этих границ и определяют возмржные направления изменений. Программирование кодов влияет также на способщ, которыми в каждой отдельной области осуществляются общие функции, необходимые для деятельности социальных, систем, а кроме того, на контуры потен-циальных конфликтов из-за существования системы,

10. Социология

типовые условия, при которых могут разразиться конфликты, угрожающие стабильности режима; и способы, которыми режим улаживает причины конфликта. В частности, коды воздействуют на интенсивность конфликтов и восприятие их остроты; гибкость или жесткость реакции на конфликты и соотношение в политике улаживания их элементов послабления и нажима.

<< | >>
Источник: Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И.. Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»,2000. - 512 с.. 2000

Еще по теме Происхождение общества:

  1. 17.3.2. Подтверждение страны происхождения товаров. Декларация и сертификат о происхождении товара
  2. 17.3. Страна происхождения товаров. Подтверждение страны происхождения товаров 17.3.1. Определение страны происхождения товаров
  3. Группы по происхождению
  4. Наименование места происхождения товара
  5. 32. Происхождение и сущность государства
  6. 1.1. Происхождение, сущность и виды денег
  7. Глава 9. Использование наименования места происхождения товара
  8. 1. Происхождение и сущность денег
  9. Происхождение человека (антропогенез).
  10. Социальное происхождение прав.