IV. Принцип социальной дифференциации.
Люди, обладающие большими ресурсами, признаваемыми в данной системе взаимодействий дефицитными (знаниями, имуществом, силой, способностями, связями и т.п.), вызывают желание взаи-модействовать с ними у большого числа партнеров, для которых эти ресурсы представляются важными.
Взамен люди, обладающие «дефицитом», могут потребовать определенных преимуществ — как материальных, так и моральных (уважение, признание, привилегии и т.д.).Здесь важны два побочных момента:
заинтересованность многих в установлении регулярных свя зей с людьми, способными предоставить значительное число ресурсов, особенно ценных в данном обществе. Подобные люди становятся центром целой сети взаимодействий и способны не только оказывать влияние на многих, но и сохранять эту сеть как целое, как систему — это является своеобразным прообразом таких централизованных сис тем взаимодействий, как государство, организация, се мья и т.д.;
готовность этих многих людей признать за лицами, облада ющими «дефицитом», особые привилегии, права, что яв ляется элементарным проявлением социального преимуще ства, неравенства.
Связь особого социального положения с обладанием особо ценны-ми ресурсами подтверждена эмпирически.
Причем подобное положение характерно даже для общинного уклада социальной жизни. Исследование общественной жизни папуасов Кивай (Новая Гвинея), проведенное Г. Ландтманом, подтвердило, что зачатки социальной дифференциации в зависимости от способности предоставлять важные услуги наблюдаются уже в примитивном обществе. Он обнаружил, что, несмотря на видимость всеобщего равенства (все мужчины выполняли одинаковую работу, никто не имел ни слуг, ни рабов, ни у кого не было собственного дома), некоторые папуасы имели возможность принимать большее количество гостей, чем другие, поэтому занимали несколько более высокое положение и179
пользовались уважением.
Воины, гарпунеры и колдуны также имели более высокий статус. В то же время слепые, больные и другие неполноценные люди имели более низкий статус и вынуждены были в определенной степени поддерживать мнения других по общим вопросам.В исследовании «Общество на углу улицы» У. Уайта лидер шайки Док обладал такими ресурсами, как сила, сообразительность, верность данному слову. Это поставило его в положение лидера, снискало уважение: большое число участников шайки ощущали потребность в его услугах.
Кстати, что такое лидер? Часто при определении этого понятия внимание акцентируют на особенностях темперамента, стиля поведения. Не отрицая значения этих факторов, следует определять это понятие в базисном, социологическом ракурсе — это обладание способностями стратегического мышления, квалификацией, способностями генератора идей, организатора, наличие связей и т.д. Эти дефицитные ресурсы и ставят человека в положение, при котором многие участники группы начинают зависеть от него, уважать его, подчиняться ему, предоставлять определенные привилегии (право выступать от имени группы, принимать решения, обязывающие других к определенному поведению, и т.д.). Причем понятие об особо ценных, дефицитных ресурсах в научных учреждениях и, предположим, в промышленных фирмах различно. Иными словами, в разных обществах, культурах, ситуациях ценным ресурсом будут считаться различные способности, свойства и т.д. В одном случае это обусловлено спецификой деятельности (в научном коллективе, конечно, генерирование новых крупных исследовательских идей будет признано особо ценным ресурсом), в другом слу-чае — традицией, культурными нормами.
Приведем любопытный пример Д. Фрезер предложил следующее объяснение феномена кроскузенного брака (запрет прямого брака и разрешение перекрестного брака) у австралийских аборигенов: не имея возможности предоставить равноценный по значимости эквивалент за женщину-работницу, хранительницу очага (женщина была главным богатством, самым ценным ресурсом), туземец был обязан отдать в качестве компенсации свою сестру или дочь В результате у аборигенов тот из мужчин, у кого было много сестер, жен, считался богачом, к нему относились с уважением, предостав-ляли привилегии, полномочия при решении общих дел, его мнение было особенно важным.
Тот, кто не имел сестер, считался бедняком и был обречен остаться холостяком.Как видим, доступ к признаваемым в данном обществе особо ценным (как материальным, так и нематериальным) ресурсам, обладание ими становится фактором, существенно воздействующим
* См : Смелзер Н Социология — М , 1994, с. 275 180
на организацию социальных взаимодействий между социальными субъектами, одним из важных системообразующих элементов социальной реальности. Один из участников обмена получает преимущества перед другим: или большее материальное вознаграждение, или большая престижность, или большая степень уважения, а в особых случаях — прямое подчинение партнера его распоряжениям.
Обладание особо ценными ресурсами может быть достигнуто благодаря собственным усилиям (квалификация, профессионализм, моральные качества) или получено по наследству (богатство, родственные связи с высшими кругами общества). Соответственно, те или иные привилегии могут быть получены в ходе, например, завоевания должности (человек, назначенный руководителем предприятия начальником отдела, получает право распоряжаться подчиненными) или аскриптивно (престолонаследие, права отца или матери по отношению к детям).
Организация социальной жизни существенно зависит от того, доступ к какого вида привилегиям, правам в данном обществе дается от рождения (аскриптивно) или достигается.
В первом случае для обретения привилегий, особых прав человек (царь, король, владелец унаследованной личной фирмы и др.) не обязательно должен обладать необходимыми ресурсами, квали-фикацией, талантом, что так или иначе сказывается на качестве осуществления привилегий и полномочий.
В заключение сделаем одну существенную оговорку. Во всех изложенных сюжетах процесс получения привилегий людьми, обладавшими особо ценными ресурсами, рождался как бы «на наших глазах». Это сделано с целью возможно глубже понять суть подобных процессов. Между тем в более или менее развитом обществе значимая часть привилегий, прав, престижа уже закреплена за определенными профессиями, должностями, общественными позициями (ученый, президент, староста группы, начальник отдела, заведующий кафедрой и др.), что является следствием закрепления, укоренения определенных взаимодействий, правил игры, норм, в соответствии с которыми происходит взаимообмен услугами в развитом обществе. Но и в развитых обществах привилегии могут рождаться «на наших глазах». Яркое доказательство этого — образование неформальной группы, точнее, завоевание в ней места лидера человеком, проявившим наиболее ценные для задач, решаемых данной группой, способности, умения, связи и т.д.
Еще по теме IV. Принцип социальной дифференциации.:
- Принцип дифференциации.
- Социальная дифференциация
- Социальная дифференциация
- § 1. Социальная дифференциация и социальное неравенство
- ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
- Социально-экономическая дифференциация.
- СОЦИАЛЬНАЯ И ЯЗЫКОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
- Социальная дифференциация
- Дифференциация социальная
- Социальная дифференциация денег
- 2. Социальная дифференциация общества. Возникновение первых государственных образований
- II Три основных принципа процессуальных реформ по учению позитивной школы: I. Равновесие между правами индивида и социальными гарантиями. II. Действительное назначение уголовного суда вместо иллюзорного дозирования наказания соразмерно нравственной ответственности. III. Непрерывность и солидарность различных практических функций социальной защиты. — Историческое основание и примеры первого принципа. Чрезмерность принципа т АиЫо рго тео в случаях атавистической преступности. Пересмотр судебных ре
- V. Принцип равновесия в системе социальных взаимодействий.
- принципы социально-трудовых отношений
- Принципы социальной структуры
- § 2. Основные принципы функционирования системы социальных институтов
- 13.1. Социальное обеспечение: сущность и принципы
- § 3. Принципы регуляции социальных взаимодействий
- Социальные истоки хозяйственных принципов
- Глава 4. Социальная сущность и принципы управления.