<<
>>

ПриложениеСоциология в России: социологическое мышление и социальное мифотворчество

Каждое общество ставит перед собой определенные соци альные задачи и социальные цели. Решение этих задач и дости-жение поставленных социальных целей зависит прежде всего от того, какие идеи (научные, обыденные, доі матическис, мифотворческие, религиозные и т.

д.) закладываются в основу конструирования и построения экономических, социальных и политических структур и механизмов управления и какие со циально значимые действия осуществляются в процессе соци альной практики.

Если социальная практика приводит в конечном счете к не желательным для общества социальным и экономическим по следствиям, то это означает, что она (социальная практика) вступила в противоречие с естествснноисторичсски.м процес сом развития данного общества, а лежащие в ее основе идеи, используемые средства оказались неадекватными или несоот- носимыми с требованиями объективных законов социального развития. И «возмездие» не заставит себя ждать. Общество ока зывается в состоянии упадка или застоя, вступает в стадию со-циально-экономических и социально-политических потрясе ний. В обществе начинают действовать стихийные силы, на много превосходящие по своим разрушительным последствиям действие стихийных сил природы.

Одной из важнейших задач перехода к новым формам соци ального, а вернее, к формированию социологического мышле ния является сейчас преодоление сложившихся как в теории, так и на практике мифотворческих и утопических взглядов на общественное развитие, усиление научного анализа в руковод стве социальными и экономическими процессами. Большую роль здесь призваны сыграть общественные науки. В недалеком прошлом значение общественных наук в жизни нашего обще ства на словах де ют ар и ро вал ось, а на деле по большей части игнорировалось. Более того, вследствие административного дав ления многие науки (социология, социальная психология и др.) оказались фактически под запретом.

Неудивительно по-

этому, что общественные науки не сумели создать теорию ре-форм в обществе, его регулярной перестройки, обосновать экономические, социальные, правовые и политические меха низмы, с помощью которых общественный строй может и должен постоянно обновляться.

Социологическое мышление призвано заложить теоретичес кие, а на их базе и практические основы перехода от социаль ной дезорганизации к социальному порядку. И проблема зак лючается не только в изменении отношения к общественным наукам со стороны общественного мнения, государства, но и в переходе от социально-мифологического к научному социо логическому мышлению.

Отсутствие научно разработанных теоретических основ со циально-экономического реформирования России привело в конечном счете к тому, что, как и прежде, на смену одним социальным мифам — развитого социализма, перехода к ком мунизму и т. д. — пришли другие, не менее одиозные мифы. Практическая реализация новых мифов различными властны ми структурами и политическими силами привела в действие такой социальный маховик, который стал крушить все, отбра сывая развитие страны на многие десятилетия назад.

Опыт страны показывает, что социальные эксперименты (т. е. любые реформы и правовые законы) следует тщательно гото вить на основе выдвижения различных альтернатив и научного обоснования их возможных последствий. Демократия становится подлинной демократией тогда, когда включает рациональную оценку возможностей и рациональный выбор наиболее опти мального решения из предложенных альтернатив.

Главное — покончить с социальным мифотворчеством в те ории и на практике.

Социальное мифотворчество в теории — это «изобретение» законов. Если составить перечень «законов», которые «открыли» наши обществоведы за последние годы, то их число превзойдет общее число законов, открытых во всех областях естествознания. Отсюда вытекают и полное безразличие научной общественности к этим «законам», и их практическая бессмысленность, надуман ность.

Нередко социальное мифотворчество выступает в виде лож ных представлений.

Некоторые из них получили широкое рас-

пространенис в 90-с годы XX в. и до сих пор полностью не из- жи гы.

Миф первый: о необходимости разрушения в юсударстве административно-приказной системы. Это фактически было тождественно уничтожению государства и государственности. И как неизбежное следствие — все возрастающая анархия в производственной и социальной жизни, безответственность, самоуправство и произвол, теряющие всякую меру. Никакая власть без административно-приказной системы эффективно функционировать не может.

Миф второй: о верховенстве законов различных структурных единиц (городов, районов, областей, республик и т. д.) над за-конами структур, составными частями которых они являются. Возведение этого мифа на уровень государственного принципа не только резко усилило социальную анархию, но и с желез ной логикой предопределило распад СССР, угрожает распаду Российской Федерации и других государственных объединений бывшего Союза.

Миф третий: о приоритете интересов нации, народов или автономии перед интересами и правами человека. Этот миф означает, что на второй или даже на третий план отбрасыва ются элементарные нормы человеческой морали и гуманизма.

Миф четвертый: о приватизации как средстве создания изо билия предметов потребления. Опуская многие (неразрешимые в современных условиях) вопросы о путях и средствах прива тизации, следует, на наш взгляд, высказать предостережение по поводу тезиса о «сплошной приватизации» и ее бесспорной «пользе». Подобно тому, как приватизация выступает в каче стве альтернативы, способной преодолеть упадок в обществен ном хозяйстве, общественное хозяйство выступает в качестве альтернативы, способной предотвращать или уравновешивать упущения и ошибки в приватизированном секторе.

Миф пятый: о возможности перехода к новым экономичес ким, политическим и социальным структурам без правового регулирования этого перехода. Следствием реализации мифа стало резкое расслоение общества, коррупция, взяточниче ство, расхищение народной собственности, распространение вопиющего беззакония. Приоритет основных ступеней перехо да к рыночной экономике должен составлять последователь-

ный ряд: четкое правовое регулирование, приватизация, ста билизация экономической системы, а не наоборот.

Можно перечислить еще целый ряд мифов. Главное след ствие мифотворческого мышления в том, что, воплощаясь в ре альность, оно неизбежно сопровождается последствиями «об ратных результатов», т. е. результатов, возможность которых никто не предполагал и не желал. Ситуация существенно усу губляется тогда, когда социальная мифология тесно сливается с авторитарным мышлением, которое, к сожалению, нередко явля ется имманентной чертой политического сознания индивидов или социальных групп, тем или иным способом включенных во власт ные структуры. Это превращает страну и народ в объект без ответственных и некомпетентных социальных экспериментов.

Любой закон или закономерность, открытые в биологичес кой, химической или физической науке, — это событие ог ромного значения, которое нередко оказывает в конечном счете влияние на всю технологию современного производства, ведет к ее модернизации, улучшению качества выпускаемой продукции и пр., т. е. может иметь практическое применение и конечно же большое социальное значение.

Законы умозрительно не открывают. Их открытие — резуль тат наблюдений, эксперимсн гов и обобщения огромного прак тического опыта. Перефразируя известные слова средневеково го философа В. Оккама, можно сказать, что нельзя до беско нечности создавать и умножать законы.

Если «изобретение» законов является сравнительно безобид ным делом, представляет собой разновидность словесной экви либристики, то намного серьезнее обстоит дело с практическими рекомендациями ученых, которые затрагивают интересы и судь бы многих миллионов людей Ведь реализация этих рекомендаций может сломать их судьбы, нанести обществу непоправимый мате риальный и моральный ущерб. А таких рекомендаций, которые до последнего времени преподносились общественному мнению от имени науки, появилось великое множество.

Главное, что настораживает, зачастую авторы этих практи ческих рекомендаций предлагают решать социальные пробле мы за счет народа. Более того, различные возможные послед ствия (экономические, политические, нравственные и др.) реализации подобных рекомендаций нередко не принимаются в расчет и не анализируются.

Можно не сомневаться: если политики и ученые глубоко не проникнутся идеей своей социальной ответственности, то са мые благие идеи могут превратиться в свою противополож ность. Так, идея правового государства, выдвинутая в теории, обернется полным бесправием и анархией на практике.

Социальные и экономические законы только тогда дают оп тимальный эффект, когда они научно познаны и на этой основе с возможно более высокой степенью точности определены усло вия и формы взаимодействия социального и экономического факторов в общественном развитии, что предполагает разумное сочетание общественных и личных потребностей и интересов.

<< | >>
Источник: Г. В. Осипов. Социология. Основы общей теории. 2003

Еще по теме ПриложениеСоциология в России: социологическое мышление и социальное мифотворчество:

  1. ПриложениеСоциология в России: наукометрический анализ структуры социологического знания
  2. ПриложениеСоциология в России: опыт социологического исследования регионов и межнациональных отношений
  3. ПриложениеСоциология в России: процессы социальной мобильности в российском обществе
  4. ПриложениеСоциология в России: Опросы общественного мнения и социальный прогноз
  5. ПриложениеСоциология в России: социальные общности и группы в урбанизированном обществе
  6. ПриложениеСоциология в России: отклоняющееся поведение и социальный контроль в сфере экономики
  7. ПриложениеСоциология в России: изучение социальных организаций — история и современность
  8. ПриложениеСоциология в России: проблема демократизации в контексте социальных преобразований российского общества
  9. ПриложениеСоциология в России: социальные традиции русской народной жизни и менталитет россиянина
  10. ПриложениеСоциология в России: развитие прогнозирования в СССР и России
  11. Новое социологическое мышление
  12. ПриложениеСоциология в России: динамика народонаселения России в XX в.
  13. ПриложениеСоциология в России: сравнительные исследования.Состояние и перспективы