<<
>>

Предмет социологии религии

Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, т.е. религиозным поведением как разновидностью коллективного поведения, как одной из систем соци альных действий. Хотя социология имеет дело и с индивидом, все же главными объек тами ее исследования являются человеческие общности и те социальные отношения, существование которых обеспечивает поддержание сети и взаимосвязанных действий их членов.

Предметом социологии религии являются религиозные группы, их образо вание и функционирование. При этом наряду с изучением религии в качестве одной из автономных областей социальной жизни (как люди становятся религиозными, как они обучаются поддерживать соответствующие образцы поведения, как складываются от ношения между ними и т.д.) изучаются влияние на деятельность религиозных групп и поведение религиозных людей внешних по отношению к ним факторов (экономиче ских, правовых и т.д.), с одной стороны, а с другой -

10

последствия и значения деятельности религиозных групп для более широких объединений и обществ, к которым они принадлежат.

Религия рассматривается, таким образом, как социальный институт, как комплекс образцов поведения и взаимоотноше ний, достаточно внутренне связанных, чтобы отграничить их от других сфер социаль ного поведения, с одной стороны, и, что не менее важно, - выявить религиозную моти вацию социального поведения, влияние религии на другие сферы жизни общества.

Религиозное воздействие на поведение индивида осуществляется через верова ния, включающие представления об общем порядке бытия и формирующие устойчивые настроения и мотивации. Но религиозные учреждения и организации могут влиять на

поведение своих последователей, используя дисциплинарные методы, иногда и вразрез с верованиями, стимулируя по тем или иным причинам действия, противоречащие официально принятым догматическим установкам.

Предельным в этом отношении яв ляется случай тотальных институтов.

" Тотальные институты - это принудительные сообщества, где вся жизнь их чле нов находится под тщательным контролем; их потребности четко определяются орга низацией; все, что им дозволено и не дозволено делать, четко регламентировано прави лами организации. К модели тотального института в той или иной степени близки шко лы-интернаты, армейские казармы, тюрьмы, психиатрические больницы. Их подопеч ные денно и нощно содержатся под присмотром... так что любое отклонение от правил тут же обнаруживается и наказывается, а еще лучше - предотвращается... Полное во влечение человека как личности в организацию сочетается с требованием абсолютно безличных отношений. Именно несоответствие такого сочетания объясняет громадную роль принуждения в тотальных организациях. Ни духовная приверженность, ни мате риальные блага не помогают обеспечить желаемое поведение, укрепить желание чле нов организации оставаться вместе и продолжать работу. Отсюда и другая черта то тальных институтов - строгое разделение их членов на тех, кто создает правила, и тех, кто им подчиняется. Эффективность принуждения как единственной компенсации от сутствия, с одной стороны, эмоциональной привязанности, а с другой - расчетливого эгоистического интереса, зависит от того, насколько велик и непреодолим разрыв меж ду этими двумя сторонами. (Заметим, что здесь, как и везде, практика отличается от идеальной модели. Внутри тотальных институтов тоже развиваются межличностные отношения, за-

11

частую перекрывающие пропасть между начальниками и подчиненными.)" [10, с. 92-93].

Наличие среди религиозных организаций модели тотального института не отме няет того основного факта, что религиозное поведение как социальное действие есть действие осмысленное, т.е. его основу составляют выработанные в религиозной сфере нормы, ценности, верования, ожидания и предпочтения индивидов и групп. Конечно, жизненное поведение людей детерминировано не только религиозными, но и другими моментами - экономическими, национальными и т.д.

Больше того, каждая религия ис пытывает влияние интересов социально определяющих ее слоев, хотя своеобразие ре лигии и не является простой функцией социального положения того слоя, который вы ступает в качестве характерного ее носителя. "Хотя для каждой религии смена соци ально определяющих ее слоев очень важна, вместе с тем несомненно, что однажды сложившийся тип религии достаточно сильно влияет на жизненное поведение разно родных слоев" [3, с. 46].

Отношения между религией и обществом - это отношения диалектического взаимодействия. Множество фактов свидетельствует о том, что религиозные верования, даже весьма сложные для понимания, ведут к эмпирически наблюдаемым изменениям к социальной структуре. Но столь же убедительные факты свидетельствуют о том, что эмпирически наблюдаемые социальные изменения воздействуют на изменения в рели-гиозном сознании и поведении.

Религия как предмет социологии укоренена в повседневной жизни в качестве культурных моделей, символических систем, к которых человеческий опыт, не под дающийся разумному объяснению в повседневных категориях причины и следствия (и прежде всего - опыт смерти, зла и страданий, опыт предельности, порождающий чувст во запредельного), приобретает осмысленный контекст и получает объяснение. Задача социологии - опознать религиозно-символические системы, которые соотносят челове

ка с такими предельными, или конечными, условиями его существования и, таким об разом, выполняют функцию не только эмоционального утешения, но и решают наибо лее острые и неизбежные проблемы смысла.

"Нет такой совокупности символических форм, которая выполняла бы функции религии для всех людей. Скорее, можно говорить об огромном многообразии форм. Важнейшая задача социологии состоит поэтому в том, чтобы обнаружить и классифи цировать эти

12

формы и распознать, какими последствиями с точки зрения действия чревата приверженность им, каковы "социальные последствия религиозной ориентации "" [ 1, с. 268].

Если принять классификацию социологических знаний по их уровням, т.е.

раз-личать конкретно-социологические исследования, теории среднего уровня, изучающие ту или иную область социальной жизни, и общесоциологические теории, объясняющие общество как целостную систему, то социологию религии следует отнести к социоло-гическим теориям среднего уровня. Она добывает знания, характеризующие религию на эмпирическом уровне, и, обобщая эти данные, разрабатывает ее теоретическую мо дель в рамках общесоциологической теории.

Будучи частью социологии, социология религии использует выработанные ею понятия (группа, роль, власть, культура и т.д.), без которых невозможно познание со циальной реальности как целостной системы. Применение социологического инстру ментария и социологических методов в изучении религии оказалось оправданным и эффективным. В свою очередь, на основе анализа религиозного феномена оказалось возможным выработать целый ряд ключевых социологических понятий, определить ряд подходов и методов, имеющих общесоциологическое значение. Положившие нача ло социологии религии О. Конт и К. Маркс, а затем Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зим- мель, Б. Малиновский были основоположниками научной социологии в целом. Место, которое занимает социология религии в области социологического знания, таково, что и сегодня теоретические разработки в социологии религии относятся к обязательному для социологического образования стандарту, который необходим любому социологу вне зависимости от его специализации.

<< | >>
Источник: Гараджа В. И.. Социология религии. 2005

Еще по теме Предмет социологии религии:

  1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
  2. Подходы к определению предмета социологии в отечественной социологии
  3. § 3. Предмет социологии. Социология в системе наук
  4. Гараджа В. И.. Социология религии, 2005
  5. социология как наука. Предмет и функции социологии
  6. Социология религии и религиеведение
  7. Задачи социологии религии
  8. Социология религии в России
  9. Глава 7. Социология религии
  10. Возникновение и развитие социологии религии
  11. 68Проблема определения религии вне социологии
  12. Предмет социологии религиозности молодежи.
  13. Предмет и функции социологии
  14. 29Методы социологии религии
  15. Предмет и функции социологии
  16. Определения предмета социологии
  17. Определения предмета социологии
  18. Определения предмета социологии
  19. 1. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ
  20. 1. Предмет, объект социологии