<<
>>

ПОРЯДОК КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Проблема порядка имеет важное значение для

, s-,

понимания организации социальной жизни. Сде-

лаем акценты на следующих моментах.

1. Порядок — это регулярное (непрерывное)

самовоспроизводство ценностно-нормативного механизма, и прежде всего практических образцов поведения — норм, а также средств социального контроля.

При этом имеются в виду и нормы (правовые и нравственные), и обычаи, и ритуалы, т.е. порядок включает

410

в себя все основные нормативные элементы, инструменты социального регулирования. Поэтому нарушение порядка — это нарушение не только правовых норм, но и важнейших обычаев, нравов и т.д. Однако роль правовых норм в воспроизводстве порядка особенно важна.

2. Основу порядка, на наш взгляд, составляют не все виды норм, а прежде всего нормы-правила, нормы дозволения, включая зап рещающие нормы.

Человека никто не станет воспринимать как нарушителя порядка, если он не выполнит норму «будь передовым», «будь инициативным», но если он нарушит норму «Не укради», он выйдет за рамки дозволенного.

Другой пример Человек не может ходить голым — в противном случае он будет считаться нарушителем порядка, так как нарушает нормы поведения в общественных местах. Но ему могут быть предъявлены претензии относительно того, что его одежда не соответствует направлению моды, его социальному положению, возрасту, однако никто не может уличить его в нарушении порядка

Порядок регулирует, гарантирует, охраняет самое важное для всего общества — признанные наиболее необходимыми нормы поведения людей. Зона, регулируемая «порядком», — это зона, в рамках которой регулируются отношения, гарантирующие стабильность, целостность, организованность общества. Это зона высокой обязательности, священных, непререкаемых норм.

При этом общество прежде всего с помощью законов устанавливает пределы дозволенного.

Правовые нормы и есть не что иное, как норма дозволенного поведения. Но регуляция дозволенного осуществляется не только в правовых, но и в нравственных, традиционно-шаблонных формах (обязательность ношения одежды — яркий тому пример, как и запрет у мусульманина распивать алко-гольные напитки на поминках).

Итак, порядок несколько уже ценностно-нормативного механизма, хотя последний включает порядок в качестве наиболее важной конструкции, противостоящей хаосу.

3. Ради надежной предсказуемости нормального поведения лю дей, т.е. ради порядка, люди должны жертвовать частью своей сво боды, независимости, должны вести себя не так, как им вздумает ся, а так, как дозволено. Поддержание порядка, противостояние хаосу предполагает осуществление властных полномочий, способ ных принудить человека куступкам. Порядок как самовозобновля емый процесс реализации ценностно-нормативного механизма в соответствии с дозволенным требует использования ресурсов влас ти. Именно власть силой авторитета или насилия, используя санк ции, может гарантировать воздержание индивида от поведения, не соответствующего принятым нормам.

411

4. Порядок, регулируя социальное поведение с точки зрения дозволенного, оставляет достаточную свободу человеку. Ведь непривычное может укладываться в рамки дозволенного порядком. Именно благодаря этому личность может проявлять инициативу, предлагать в рамках дозволенного новые образцы действий, которые хотя и несут в себе элементы непредсказуемого, но не могут быть рассмотрены как нарушение порядка.

При этом общество может менять свои представления о дозво-ленном, расширять или сужать зону позволительного.

Помнится, в 60-е гг. школьники должны были иметь только короткую стрижку, а школьницам запрещалось являться в школу в капроновых чулках, выстригать челку, делать маникюр, надевать серьги и т.д. На школьных вечерах запрещалось танцевать твист, рок и другие «буржуазные» танцы. Сегодня подобные ограничения вызвали бы законный протест молодежи.

<< | >>
Источник: Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. Общая социология: Учебное пособие Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева . — М.: ИНФРА-М,2000. — 654 с. — (Серия «Высшее образование»).. 2000

Еще по теме ПОРЯДОК КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ:

  1. ЛЕКЦИЯ № 16. Социальное взаимодействие как основа социальных явлений
  2. 39. ПОЛИТИКА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
  3. 1. Власть как социальное явление
  4. 6.1. ИНФЛЯЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
  5. Что такое вуз как социальное явление?
  6. 1. Политический конфликт как социальное явление.
  7. Формальные и неформальные организации.Бюрократия как социальное явление
  8. Классическая школа уголовного права, ведущая начало от Беккарна. — Пенитенциарная классическая школа, ведущая начало от Говарда. — Применение позитивного метода в уголовном праве. — Параллель с медициной и политической экономией. — Смягчению наказаний противополагается уменьшение преступлений, а абст-рактному изучению преступления как явления юриди-ческого противополагается позитивное изучение пре-ступления как естественного социального явления.
  9. § 3. Что и в какой степени обусловливает социальные явления? Взаимодействие социальной реальности и внесоциальных условий, сил
  10. ЯВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК КОЛЛЕКТИВНОЕ ЕДИНСТВО
  11. 5.1. Общая характеристика качественного анализа социальных явлений
  12. 4. Политика как явление общественной жизни
  13. Культура как явление: социологический анализ
  14. Индивиды как элемент явлений взаимодействия I.